МАЛЫШКИНА ШКОЛА
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняетработу учителя с такими школьниками.
Цель данной рабочей программы:выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом индивидуальных особенностей детей этого возраста;
• отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое
обеспечит отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания
учиться;
• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.
Занятия в «Малышкиной школе» проводятся с учётом возрастных особенностей детей шестилетнего и семилетнего возраста и направлены на развитие дошкольников. Материал занятий не совпадает с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе. Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.
Критерии сформированности способностей дошкольников:
1. Деятельность и общее развитие:
-произвольная деятельность;
-психологическая саморегуляция;
-развитость творческого потенциала;
-способность принимать инструкцию;
-коммуникативные способности;
-зрительное восприятие
2. Речевое развитие:
-словесная реакция на ситуацию;
-способность понимать говорящего;
-способность объяснять мысль словами
Ожидаемый результат программы: формирование ключевых компетенций будущих первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения.
Психологическая компетентность
Интеллектуальная
Знания об окружающем мире
Личностная
Познавательные процессы
Внимание
Память
Мышление
Восприятие
Воображение
Творческие способности
Умение общаться
Отношение к себе, к учителю.
Отношение к школе
Волевая
• Произвольность психических процессов
• Произвольность поведения
• Планирование деятельности
• Реализация деятельности
• Самоконтроль
Специальные (допредметные) компетентности
• Начальная речевая компетентность (развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание).
• Начальная математическая компетентность (развитие элементарных математических представлений).
• Начальная двигательная компетентность (развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук)
Становление начальных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста происходит в условиях организации педагогического процесса на специальных занятиях. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Период работы: 02.08.2020 г. по 20.08.2021 г.
Обучение грамоте: 15 часов, 5 часов в неделю.
Математика: 15 часов, 5 часов в неделю.
Обучение грамоте: 9 часов, 3 часа в неделю.
Художественный труд: 3 часа, 1 час в неделю.
Естествознание: 3 часа, 1 час в неделю.
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
№ |
расписание звонков |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
1 |
09.00 – 09.30 |
обучение грамоте |
обучение грамоте |
обучение грамоте |
обучение грамоте |
обучение грамоте |
2 |
09.40 – 10.10 |
математика |
математика |
математика |
математика |
математика |
3 |
10.20 – 10.50 |
письмо |
художественный труд |
письмо |
естествознание |
письмо |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение грамоте
Образовательная область программы обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Общие понятия
Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
Программа предполагает обучение не просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
1. Овладение звуковым синтезом слов.
2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
№ |
Содержание |
дата |
1 |
Слово. Слог. Составление рассказа «Школа». |
02.08 |
2 |
Музыкальные инструменты. Слово- звук- буква. Звуковой анализ слов. |
03.08 |
3 |
Звуки согласные и гласные.Составление рассказа «Наступила ночь». Игра «День-ночь». |
04.08 |
4 |
Составление рассказа по рисунку «Кот и клубок». Классификация предметов по разным признакам. Звуковой анализ слов. |
05.08 |
5 |
Учимся пересказывать. А. Н. Толстой «Мужик и медведь». Звуковой анализ слов. |
06.08 |
6 |
Разучивание скороговорок, чистоговорок. Животные и растения зимой. |
09.08 |
7 |
Чудеса в стране слов. Времена года. Иллюстрирование. |
10.08 |
8 |
Тренировка в написании линий различной конфигурации. Игра «Доскажи словечко». |
11.08 |
9 |
Звуковой анализ слов. Анализ изображений. |
12.08 |
10 |
Составление рассказа по рисункам. |
13.08 |
11 |
Звуковой анализ слов. |
16.08 |
12 |
Русская народная сказка «Лиса и заяц». Пересказ. |
17.08 |
13 |
Впарке. Составление рассказа по наблюдениям. |
18.08 |
14 |
Звуковой анализ слов. Придумаем сказку о мышонке. |
19.08 |
15 |
Составление рассказа «Моя любимая игрушка». |
20.08 |
Математика
Образовательная область программы способствует становлению начальной математической компетентности (развитию элементарных математических представлений).
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработку форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность.
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Задачи курса:
- формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализ, сравнение, классификация математических объектов.
В математическом содержании программы объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно - логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных, предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, действия с предметами, моделями геометрических фигур, работая со счетным и геометрическим раздаточным материалом, выполняя задания в тетради с печатной основой и др.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.
Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции с ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах. Сравнение предметов по длине, массе, объему.
№ |
Содержание |
дата |
1 |
Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение предметов по размеру. |
02.08 |
2 |
Знакомство с числом и цифрой 1. Порядковый счет предметов. |
03.08 |
3 |
Пространственные понятия «слева», «справа». Выделение одного предмета из множества. |
04.08 |
4 |
Образование числа 2. Цифра 2.Сравнение множеств: больше, меньше, столько же. Знаки « <,>,= ». Пространственная ориентировка. Числа 1 и 2. Сравнение предметов (больше, меньше), уравнивание. |
05.08 |
5 |
Образование числа 3. Цифра 3.Выделение трёх предметов из множества. Состав числа 3. Прямой и обратный счёт в пределах «трёх». Сравнение множеств предметов. Нахождение треугольников среди других фигур. |
06.08 |
6 |
Образование числа 4. Цифра 4. Числовой ряд 1-4. Установление закономерности: цвет – цифра. Работа с геометрическими фигурами: нахождение закономерностей. Прямой и обратный счёт. Решение практических задач. |
09.08 |
7 |
Счётные операции в пределах 5. Соотнесение цифры и цвета. |
10.08 |
8 |
Числовой ряд от 1 до 6. Образование числа 6. Цифра 6. Счёт предметов. Состав чисел 4, 5, 6. Прямой и обратный счёт. |
11.08 |
9 |
Образование числа 7. Его место в числовом ряду. Цифра 7. Сравнение множеств предметов. |
12.08 |
10 |
Счётные операции в пределах 7. Соотнесение числа, количества и цифры. Дни недели. |
13.08 |
11 |
Числовой ряд от 1 до 8. Место числа 8 в числовом ряду. Счёт предметов. Сравнение групп предметов и уравнивание. |
16.08 |
12 |
Знакомство с понятием «сложение». Знак «+». Счёт предметов. |
17.08 |
13 |
Образование числа 9. Цифра 9. Порядковый счёт. |
18.08 |
14 |
Знакомство с понятием «вычитание». Знак «-».Счётные операции в пределах 7. |
19.08 |
15 |
Образование числа 10. Место в числовом ряду. Цифра 10. Геометрические фигуры. |
20.08 |
Письмо
В процессе занятий необходимо создать условия для развития моторики рук через специальные
игровые упражнения, мероприятия по художественному труду и другим видам детской
деятельности (познавательной, изобразительной).От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
3. Аппликация
Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.
Штриховка, аппликация также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.
№ |
Содержание |
дата |
1 |
Знакомство с разлиновкой тетради.Письмо прямых и наклонных линий. |
02.08 |
2 |
Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Обведение по контуру. |
04.08 |
3 |
Письмо линий с закруглением вверху и внизу. |
06.08 |
4 |
Обведение по контуру. Штриховка. Письмо овалов. |
09.08 |
5 |
Тренировка в написании линий различных конфигураций. |
11.08 |
6 |
Обведение по контуру. Штриховка. Рисование по образцу. Письмо элементов буквы «у», «в». |
13.08 |
7 |
Выполнение графических упражнений. Обведение по контуру. |
16.08 |
8 |
Обведение по контуру. Выполнение графических упражнений. |
18.08 |
9 |
Рисование по образцу. Штриховка. Выполнение графических упражнений. |
20.08 |
Естествознание
Образовательная область направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем оно и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно – научным дисциплинам методам познания, следя которым, нужно как можно больше «увидеть своими глазами», «сделать своими руками». Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно – научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
№ |
Содержание |
дата |
1 |
Осенняя жизнь разных растений. Грибы съедобные и ядовитые. Составление рисунка «Овощи» из фрагментов.Овощи и фрукты – главные продукты. Игра «Фрукты – овощи». |
05.08 |
2 |
Погода зимой. Вселенная. Охрана природы. Помоги птицам зимой. Игра «Для кого эта кормушка?» Дикие и домашние животные. Игра «Найдём домашних животных.Рыбы – обитатели вод, их приспособленность к условиям жизни. |
12.08 |
3 |
Погода весной. Первоцветы. Жизнь животных весной. |
19.08 |
Художественный труд
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
№ |
Содержание |
дата |
1 |
Лепка из пластилина геометрических тел: шар, квадрат, пирамида. |
03.08 |
2 |
Учимся вырезать ножницами. Поделки из бумажных полосок. |
10.08 |
3 |
Аппликация из геометрических фигур. |
17.08 |