История школы

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

        ИСТОРИЯ   СШ № 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО

 1932 –1940 годы.

     Когда-то наша школа была не одной из нескольких десятилеток на Балхаше, а единственной в городе. Не всегда здание её было таким светлым и просторным, а ученический и учительский коллективы такими большими. Не сразу после возникновения получила она право носить имя М. Горького. Постепенно накапливались те традиции, которые мы теперь храним и передаём от одного школьного поколения другому.

        Чтобы любить и ценить настоящее, надо ценить прошлое.

        9 ноября 1932 года в камышитовом бараке центрального посёлка открылась первая школа на Балхаше с коллективом учащихся 98 человек, среди которых 28 казахов. Школа была смешанной. В двух классных комнатах одновременно занимались 2 класса русский и казахский. Вместо доски был приспособлен лист фанеры. Сидели на досках уложенных на кирпичи, вместо парт были грубые столы. Первыми учителями школы были Кобзева Александра Андреевна и Зейнетолла Данибаев. С этого года  и ведёт свою славную историю наша школа.

         В 1935 году школа получила временное помещение на квартале А.  Это был один из подъездов дома №8.

          Виктор Антонович Сейпульник – первый директор школы.

В.А.Сейпульник -  был высокообразованный, энергичный, чуткий, внимательный человек. Активное участие принимал в общественной работе, читал интересные лекции на строительных площадках. Школа №1, которой руководил Сейпульник В.А., была одной из первых по постановке учебной работы.

         1936 год в жизни учащихся и учителей был отмечен радостью новоселья. В эксплуатацию было сдано новое трёхэтажное здание школы на квартале «А», ныне улица Ш.Уалиханова, где ныне размещён Городской Совет и городской отдел народного образования (ГорОО).

         18 июля 1936 года все трудящиеся города собрались на траурный митинг в связи с кончиной великого писателя Алексея Максимовича Горького, на котором было объявлено о присвоении нашей школе имени Горького, основоположника советской литературы.

         1936-1937-1938 годы знаменательны в жизни школы пополнением высококвалифицированными педагогами

  • истории – Александра Михайловича Тимонина,                 

                       Регины Самойловны Гехт

-     физики -    Ивана Ивановича Голоенко

  • учителей начальных классов – Анны Ивановны Ветлужских,           
  •                                                   Екатерины Дмитриевны Соколовой.

Утвердились в коллективе учителя Мария Александровна Чувикова, Зинаида Яковлевна Соловьёва, Мария Борисовна Сейпульник, Надежда Ивановна Ламзина.

           Дружба коллектива учителей и учащихся ковалась в труде за высокое качество знаний, за воспитание у учащихся трудолюбия, чувства хозяина города, Родины. И кипела работа от весны к весне на балхашском пустыре.Учащиеся, учителя под руководством биолога Ламзиной Надежды Ивановны озеленили не только школьный двор, а и прилегающие массивы – участки между домами, детские сады. Ямы под саженцы копали вручную до кровавых мозолей, и никто не роптал на трудности, на усталость – надо озеленять родной город.

           В школе закладывались трудовые традиции, развёртывалась внеклассная работа, были созданы кружки изобразительного искусства, драматический, развивался спорт.  1941год – средняя школа имени Горького даёт наибольший выпуск десятиклассников, школу заканчивают 34 человека. Выпускники готовятся к экзаменам 25 мая 1941года.

     НО ИМ ПРЕДСТОЯЛИ ИСПЫТАНИЯ БОЛЕЕ СЕРЬЁЗНЫЕ…

 Ушёл в армию и стал военным лётчиком Николай Подсадник. В боях с фашистами он проявил мужество, находчивость и сообразительность: обнаружил подводный мост через Днепр и участвовал в его ликвидации. За это он получил звание Героя Советского Союза.

  Доблестными воинами стали вчерашние учащиеся.

  С первых дней войны ушёл добровольно на фронт.

  Директором школы в 1941 году была назначена Наталья Павловна Грекова.

   В историю школы вошёл день, когда на юбилейной линейке Наталья Павловна зачитала адресованную школе  телеграмму – благодарность И.В.Сталина за оказанную фронту помощь.

  В военные 40 –е годы школа была реорганизована в семилетнюю мужскую. В коллектив влились новые ученики, новые учителя Сапрыгина М.В., ГертерИ.И., Максимова А.И., Гайдаш Е.Ф., Орлова А.И., ставшие мастерами педагогического труда.

       В коллективе учащихся в эти годы утвердилась хорошая традиция – связь с живым миром природы. Именно с тех пор в школе  получили постоянную прописку обитатели живого уголка.

 В годы войны каждое лето, начиная с седьмого класса, ученики работали в подсобных пригородных овощных хозяйствах или в колхозах, совхозах, ближних и отдалённых.

        Летом 1942 года особенно много сделали под руководством директора школы Грековой Н.П., учителя Голоенко И.И. . За четыре месяца ( июнь – сентябрь ) в совхозе Карагалы 65 человек

 полностью вырастили урожай картофеля, заготовили 35 тонн сена, сделали прививку 17000 баранов, убрали 80 га ячменя.

  В 1944 году, в связи с постановлением правительства  о раздельном обучении , школа была реорганизована в мужскую среднюю. Весной 1954 года школа имени Горького вновь выпустила 10 класс, классным руководителем которого, как и одиннадцать лет назад, был Иван Иванович Голоенко

  С конца сороковых и до конца 50-х организацию учебного процесса возглавила завуч Анна Андреевна Констанц, которую по праву называли учителем учителей. Всегда корректна, спокойная она передавала ученикам свои знания по русскому языку, а учителей обучала премудростям методики преподавания.

          В 50 – е годы, когда школа возобновила выпуск 10 –х классов, намного увеличился контингент учащихся.

За десятилетие коллектив школы принял в свою семью более двух десятков новых учителей, в их числе Халову М.Н., Котт З.Е, Актомакову Н.К.,Матросову А.Ф., Кузьмину А.С.,Литвинову – Елизарову Н.М., Морозову Л.А., Платонову – Кохтыреву Ф.В., Татаринцеву К.А., заместителя директора Молотову М.И.,преподавателя химии Бондаренко Л.И., Левицкую Т.В.

      В 1953 году школа перешла в новое светлое здание по улице Ленина.   С уходом Грековой Н.П. на заслуженный отдых , директором школы был назначен Ли В.И., хороший математик и руководитель.

       И снова необжитый пустырь вокруг нового здания под руководством  Н.И.Ламзиной превратился в зелёный массив  с фруктовым садом, каждую весну радующим  глаз человека своим белым нарядным цветением. Вслед за озеленением школьного двора  руками горьковцев стала одеваться в зелёный наряд часть улицы Ленина, на восток от улицы Мира.

         В 1955 году в связи с переходом В.И. Ли на работу в отдел народного образования, заведующим ГорОНО , директором школы был назначен А.И.Сёмин – человек щедрой души, высокой культуры, прекрасно знающий свой предмет географию и обладающий достаточным опытом руководителя школы.

          1956-57-58 годы были по-своему интересными в истории школы. С подъёмом работала профсоюзная организация (председателем МК была Морозова Л.А.), была хорошо поставлена художественная самодеятельность, интересно проводились вечера учителей.

      В 1959 году директором школы назначен  Голоенко И.И. Начало 60-х годов ознаменовалось  огромным событием - строительством спортивного зала, заодно строили мастерские и крольчатник. Все старшеклассники, учителя, родители трудились над разборкой пятиэтажного дома – нужен был кирпич.

       Школа становится одиннадцатилетней, трудовой, политехнической с производственным обучением.

       1962  год  - 30 лет школе!

28 марта 1966 года– торжественное открытие спортивного зала.

        Директору школы за высококвалифицированное преподавание физики, создание кабинета, глубокие знания учащихся по физике, за создание обширной материальной базы, за весь его упорный педагогический труд было присвоено звание заслуженного учителя Казахской ССР. Но в 1967 году оборвалась жизнь этого замечательного человека, вписавшись в благодарную память сотен его воспитанников и тех, кто рядом с ним шёл в его яркой трудовой жизни, кровно связанной с историей первой школы.

        Директором школы назначена Сёмина Анфиса Ивановна. Под её руководством школа набирает новые темпы в пути. Эксперимент по изучению новых программ, строительство столовой, повышение качества обучения и воспитания учащихся, укрепление связи с шефами – эти задачи решал успешно коллектив горьковцев под руководством Сёминой А.И.

        Создаются и утверждаются новые традиции: комсомольские маёвки, конкурсы «Алло, мы ищем таланты», фестивали дружбы народов, спортивные праздники, клубы по интересам. Они делают жизнь горьковцев интересной и увлекательной.

       1967 – 1971 годы – первый экспериментальный класс, им руководит Сапрыгина М.В.

Следующий экспериментальный класс Левицкой Т.В.

С большим интересом по новой программе работают учителя Морозова Л.А., Литвинова Н.М., Гайдан.

       Четвёртые классы переходят на предметное преподавание.

1970 – 1971 учебный год – все 4 классы закончили год со 100% успеваемостью и заслуга в этом Кравцовой Э.А., Котюховой Л.М., Борисовой В.И., Юриной Н .

       В сентябре 1972 года школа переходит на кабинетную систему преподавания. Много трудятся по оборудованию кабинетов Арендарская М.Д., Пустолайкина Е.М., Лысенко Л. М., Котт З.Е. .

   В 1972 году директором была назначена Бондаренко В.М. В центре внимания работы школы оставался вопрос профориентации. Организуются встречи с представителями различных профессий. Введены уроки по начальной военной подготовке.

          В 70-е и в начале 80-х годов в коллектив пришли мастера педагогического труда: Евдокимова Н.А., Белокопытова В.В., Руденко Л.К., Абдразакова Р.Л., в коллектив школы влилась молодёжь Плеханова А.В., ГертерЛ.В., Толкачёва Н.Н., Прусакова Н.И., Вельк Г.А., Окснер Э.Р., Ефимова Г.В., Шигамбаев К.Ш., Данилов В.М., Румянцев А.В. и другие.

           Эти годы отмечены большими преобразованиями завершён переход ко всеобщему среднему образованию, школа полностью работает по кабинетной системе, укрепляется материальная база кабинетов, утверждаются новые традиции дни знаний, конкурсы цветов, конкурсы защиты профессий. Много работает коллектив по организации свободного времени учащихся. В систему работы школы вошли клубы субботнего и выходного дня.

      До 1985 года директором школы была Бондаренко В.М.. Школа продолжала работать над проблемами:

  1. ликвидация второгодничества;
  2.  повышение успеваемости и качества знаний учащихся;
  3.  повышение общественной активности.

С 1985 по 1990 годы школой руководит Коробейникова Л. А..      

С 1994 по 2007  года школу возглавляла  Сторожко Ирина Дмитриевна.  -  современный,  талантливый  администратор.    Под  ее  руководством  школа  сформировала  свой  неповторимый  имидж,  педагогический  коллектив  разработал  и  начал  претворять  в  жизнь  «Программу  школы  развития  поликультурной  личности  с  творческим  мышлением».

            Человек  грамотный,  изучающий  все  новое,  передовое,  Ирина  Дмитриевна  заслужила  авторитет  директора – методиста.  В  работе  с  кадрами  ориентировала   учителей  на  освоение  предметов  вариативной  части  учебного  плана,  что  позволило  активно  внедрять  в  обучение  уроки  по  развитию  мыслительных  навыков  и  творческих  способностей  учащихся,  а  именно:  ТРИЗ,  уроки  психологического  развития,  коммерческой  математики,  музыкальной  грамотности,  мировую  художественную  культуру,  раннее  изучение  иностранных  языков.

   Учитывая  пожелания  родителей  и  детей,  Ирина  Дмитриевна  организовала  сеть  платных  образовательных  услуг,  пополняя  при  этом  внебюджетный  счет  школы,  что  помогло  укрепить  материальную  базу  новейшей  множительной,  видео- и  компьютерной  техникой.

     Усилиями  Ирины  Дмитриевны  в  учебном  заведении  сложилась  система  работы  с  талантливыми  детьми  при  подготовке  к  олимпиадам,  школьная  команда  стабильно  добивается  вторых-третьих  призовых  мест  в  городской  предметной  олимпиаде.

  Умело  сочетая  работу  руководителя  и  учителя-предметника,  она  разработала  программу  интегрированного  курса  «Биология – физика – химия»,  предназначенного  для  изучения  на  факультативных  занятиях  при  подготовке  учащихся  к  олимпиадам  по  предметам  естественного  цикла.  Среди  ее  учеников  есть  призеры  городских,  областных  олимпиад,  участник  республиканской  олимпиады  школьников.  За  вклад  в  воспитание  подрастающего  поколения  награждена  грамотами  городского  и  областного  отделов  образования,  грамотой  Министерства  образования  и  науки  Республики  Казахстан.

 

Уже на протяжении нескольких лет школой руководит талантливый администратор - Тусупова Елена Мурзахметовна. Коллектив под ее руководством работает над укреплением материально-технической базы: в школе функционируют два оборудованных кабинета информатики,  лингафонный, мультимединный кабинеты, технический центр с современной звукоусиливающей, теле-, видеоаппаратурой, множительной техникой. По подготовке к профильному обучению оборудован кабинет технологии для девочек.

Большое внимание школа уделяет эстетическому оформлению учебных кабинетов, которые соответствуют требованиям времени: обновлены кабинеты начальных классов, фойе, столовая на 100 посадочных мест, актовый зал.

В школе присутствует стабильная тенденция к росту качества знаний. Сложилась система  работы с талантливыми детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсам, защите проектов; ежегодно школьная команда завоевывает  10- 15 призовых мест. Реализуя вариативную учебную часть, введены предметы экологии, экономики, раннее изучение английского языка, математика в экономике.

Большое внимание школой уделяется развитию детского творчества. Организована широкая сеть кружков для развития разнообразных  интересов учащихся, их эстетической сферы, физических возможностей с привлечением специалистов школы искусств, ДК металлургов им. М. Хамзина и других городских культурных центров.

Спортивная база СШ № 1 считается одной из лучших в городе, ежегодно занимая в мониторинге  1 места по спортивным достижениям в номинации «Спорт, здоровье, красота».  Показателем являются  выпускники-разрядники. Учащиеся занимают призовые места в городских, областных, международных соревнованиях.

Художественные руководители работают с танцевальными и вокальными группами, в школе действует 2 хора.

Осознав в необходимости  социализации детей, в школе учителем русского языка и литературы Поповой Любовь Егоровной разработана методика формирования сценического мастерства, которую применяет в работе, являясь в течение 15 лет бессменным руководителем школьного драматического кружка. Она воспитала несколько поколений юных театралов. И сегодня ребята  с удовольствием участвуют в постановке пьес Мольера, Лопе де Вега, Н.А. Некрасова.

 А также в школе работает творческая лаборатория, которую возглавляет художественный руководитель, член общественного областного объединения композиторов «Балауса» Владимир Петрович Коновалов. Владимиром Петровичем изданы и выпущены два сборника детских песен с использованием компьютерной обработки.