Консультация для родителей и воспитателей "Биоэнергопластика - форма развития звуковой культуры речи у дошкольников" Подготовил: логопед Наумова Я. В
25-12-2023 17:03

 Консультация для родителей и воспитателей

"Биоэнергопластика - форма развития звуковой культуры речи

 у дошкольников"

 логопед Наумова Я. В

 

Консультация для родителей и воспитателей

"Биоэнергопластика - форма развития звуковой культуры речи у дошкольников"

Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательнообразовательном процессе ДОУ.

Задачи:

1.         Познакомить воспитателей и родителей с инновационной здоровье сберегающей технологией-"биоэнергопластика".

2.         Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную здоровье сберегающую технологию "биоэнергопластику".

3.         Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением "биоэнергопластики".

 

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Существует множество причин, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Биоэнергопластика -           инновационное         средство         развития        речи дошкольников. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Что такое биоэнергопластика?

"Биоэнергопластика" включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Практическое использование биоэнергопластики.

Поэтапное внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике.

Этапы работы с применением биоэнергопластики

o          Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).

o          Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки).

o          Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

 

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

1.         Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2.         К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

3.         Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

4.         Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

5.         С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: " Волшебные перчатки",

"Обезьянка", "Змейка", "Лягушка"), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

1          оптимизирует психологическую базу речи;

2          улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

3          способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

4          синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении образовательной деятельности в образовательных областях "Речевое развитие". Познание", "Социально-коммуникативное".

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность

ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.

 

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения - медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Упражнение "Часики"Тик-так, тик-так,

Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево - вправо)

Упражнение "Качели"Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение "Лягушка"Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки-Я увижу ваши зубки. Мы потянем-перестанем И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение "Слонёнок"Я водичку набираю

И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы "хоботом" тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.)

Упражнение "Блинчики"Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом)

Упражнение "Чашечка"Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,Чашку с чаем представляем. (пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "чашечки")

Упражнение "Лошадка"Я- весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко, Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.)