Консультация
«Развиваем память»
Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца (как для развития зрительной памяти) словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, выполнить с помощью конструктора задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой – либо рисунок по словесному описанию и т.п.
Для развития зрительной и зрительно – моторной памяти необходимо организовать работу ребёнка по образцу, которая осуществляется по следующим этапам: - сначала ребёнок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15 -20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребёнок умел рассмотреть и запечатлеть образец.
Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам, запоминание и воспроизведение сюжетной картинки.
Логическая память основана на понимании и тесно связана с мышлением и развитием языка.
В качестве мыслительных приёмов могут быть использованы: смысловое соотнесение; классификация; выделение смысловых опор и составление плана; «крокирование» - чертёж, схема; ассоциации и др. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нём главные мысли.
Развиваем у детей умение произвольно вызывать необходимые воспоминания, обучаем культуре запоминания, учим вспоминать последовательность событий, использовать при запоминании мнемотехнические приёмы, учим повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при запоминании.
Игры и упражнения для развития памяти
· «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
· «Детектив». Развивать произвольное запоминание: ребёнок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают, ребёнок должен назвать картинки которые запомнил.
· «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребёнку сначала одно слово, ребёнок должен сразу же повторить его, затем взрослый называет два слова, ребёнок повторяет их, затем взрослый называет три слова, ребёнок - повторяет и т. д.
· «Что ты видел в отпуске». Взрослый задаёт ребёнку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
· «Следопыт». Взрослый показывает ребёнку игрушку и говорит, что сейчас её спрячет в комнате; ребёнок отворачивается, а взрослый прячет игрушку и затем предлагает её найти.
· «Что ты ел на обед?». Ребёнок должен перечислить всё, что ел на обед.
· «Одежда». Ребёнок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
· «Нарисуй такой же». Ребёнок рисует на листе бумаги какой- либо предмет, затем лист переворачивается и ребёнок должен нарисовать такой же предмет.
· «Я положил в мешок». Взрослый на глазах у ребёнка кладёт в мешок разные предметы; ребёнок должен вспомнить, что лежит в мешке.
· «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребёнок должен повторить его.
· «Башня». Ребёнку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребёнок должен запомнить эти фигуры и назвать.
· «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребёнок запоминает её и по памяти выкладывает такую же.
· «Рисуем слова». Взрослый предлагает ребёнку к каждому слову, которое он назовёт сделать рисунок или набросок. Ребёнок рисует слова «шифрует». Затем взрослый предлагает ребёнку вспомнить слова по рисункам.
· «Кукловоды». Активизировать двигательную память. Взрослый «кукловод» завязывает ребёнку глаза и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4 -5 шагов вперёд, остановка, поворот на направо, 3 шага назад, поворот налево, 5 -6 шагов вперёд. Затем ребёнку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои действия движения.
· «Запомни слова». Развивать смысловую память и логическое мышление. Взрослый называет ребёнку 5 -6 слов и предлагает придумать слова, связанные с ними по смыслу: мел – доска, гриб – лес, лопата – копать, лодка – плыть, мех – мягкий. Через некоторое время предложить ребёнку вспомнить слова, которые называл взрослый.