Работа педагога – психолога инклюзивного обучения 2019-2020 учебный год
В течение 2019-2020учебного года проводились занятия с детьми с использованием различных приёмов по снятию агрессии, повышению самооценки, обучению навыкам саморегуляции (в том числе и через использование программы «Тропинка к своему я»), по развитию социального интеллекта с использованием методов арт-терапии.
Основными формами психологической коррекции являются индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию психических и познавательных процессов, активные формы коррекции (занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, индивидуальные и групповые занятия, консультации.
Всего за отчетный период проведено 173 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися.
В первых классах проводились развивающие занятия с периодичностью 1 раз в неделю по 20-35 минут, где дети выполняли упражнения на развитие произвольного внимания, логического мышления.
С целью реализации данного направления организовано психологическое сопровождение группы детей в классе.
Итогом работы педагога-психолога являются стабильно позитивные учебные результаты детей, их творческие достижения, степень освоения ими новых видов деятельности, социальных ролей, уровень творческой активности, динамика личностного развития ребенка, его успешности в деятельности и образовательном процессе и т.д.
Работа педагога-психолога по результатам работы с несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья 2019-2020учебный год.
В соответствии с планом работы школы, Программой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с детьми-инвалидами ( психолого-педагогическое сопровождение) , в школесоздана система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется внутришкольный контроль с целью создания комфортной развивающей среды и оказания психологической помощи. Педагог – психолог в течение учебного года проводитсядиагностическая, консультативная, профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса.
По запросам классных руководителей и родителей для уточнения характера затруднений в усвоении школьной программы педагог-психолог индивидуально обследованы учащихся, претендующих на обучение по общеобразовательной программе в форме индивидуального обучения на дому. В соответствии с полученными данными 4 обучающихся 1-4классов направлены на обследование к специалистам городской ПМПК. После диагностического обследования учащихся и анализа условий и особенностей обучения проведена следующая работа:
- составлены психологические характеристики на учащихся (содержатся в информационном банке психолога);
- проведены 11 (по запросу) педагогических консилиумов с привлечением классных руководителей, учителей, родителей, учителя-предметника, социального педагога;
- составлены планы психолого-педагогического сопровождения учащихся (по необходимости-мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации );
- составлены и розданы памятки для педагогов и родителей (особенности, приемы работы) по работе с данной категорией детей (гиперактивный ребенок, дети с СДВиГ и др.);
- с классными руководителями и учителями-предметниками проведено 19 консультации по особенностям индивидуальной работы с данной категорией детей;
- 100% детей обследованы на городской ПМПК (определены формы обучения);
- проведены консультации для 100% родителей.
- педагогом-психологом осуществляется постоянная связь с клиническим психологом, психиатром ПНД. Это позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы.
- 95% детей направлены на консультации к узким специалистам;
- по запросу для детей проводятся индивидуальные еженедельные занятия с психологом (по индивидуальным программам);
- 96% учащихся адаптированы к условиям образовательной среды;
- у большинства детей уменьшились поведенческие последствия, предупреждено появление дополнительных отклонений в развитии .
Проблемы: Снижение успеваемости учащихся подросткового возраста обусловлено отсутствием мотивации, наличием поведенческих особенностей, особенностей эмоционально – волевой сферы. Данная категория детей нуждается в специальной психологической помощи, особом подходе в организации учебного процесса.
Пути решения:
- провести семинар для учителей «Дети с особыми нуждами. Помощь и поддержка»
- Педагогу-психологу организовать встречу за круглым столом для родителей учащихся с нарушением детско-родительских отношений
- проводить мероприятия в соответствии с планом программы.
Работа педагога – психолога инклюзивного обучения
2020-2021 учебный год
В ШЛ № 17 в 2020-2021учебном году обучается 863, из них 3 обучающихся, это дети с ОВЗ . Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса. Основными направлениями деятельности психолога с детьми с ОВЗ являются: - Психодиагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Консультативная работа;
- Просветительская; -
- Профилактическая.
Работа психолога с детьми с ОВЗ велась по намеченному плану на 2020-2021учебный год.
Использовались такие методики и тесты как: 1. Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению 2. Мониторинг готовности первоклассников к школьному обучению 3. «Самооценка». 4. Методики на изучение словесно-логического мышления. 5. Методики на изучение памяти. 6. Методики на изучение внимания, восприятия, воображения. 7. Диагностические исследования по тесту Векслера 8.«Нравственная самооценка подростка» 9.«Отношение подростка к жизненным ценностям». 10.Социометрия 11. «Определение психологического комфорта в школе» 12. Методика «Фейс-тест» ЭС 13. Тестирование « Самооценка уверенности в себе » 5. При работе с детьми из «группы риска» - использовался индивидуальный план, разработанный на год для каждого ученика. Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы: - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие мелкой моторики; - развитие внимания, его распределения; - развитие памяти, зрительной, тактильной, образной; - развитие мышления, в том числе образного и элементов логического; - развитие операций анализа и синтеза; - развитие восприятия, воображения; - развития умения классифицировать предметы и их свойства; - развития умения определять последовательность событий и т.д. Учащиеся посещали занятия согласно составленного графика.
Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. Коррекционные занятия были как индивидуальные, так и групповые. С учащимися с ОВЗ проведены беседы на следующие темы: «Коллективная помощь и сочувствие» , «Формула выбора профессии» ,«Опасные привычки», «Профессии доступные людям с инвалидностью» ,«Самоконтроль и требовательность к себе», «Планы на будущее», « ЕНТ– это не страшно!», «Кто не боится экзаменов?». Проведены беседы с родителями на темы : «Друзья в жизни ребенка с ОВЗ.», « Как помочь родителям понять своего ребенка», «Личностно профессиональное самоопределение детей с ОВЗ », «Межличностные отношения с учащимися» «Настоящее всегда важнее прошлого.», «Поддержка и внушение уверенности в себе детей с ОВЗ». Также активно ведется работа школьного ПМПк, в повестки дня которого на каждом заседании комиссии включались вопросы, которые касались работы с детьми с ОВЗ и инклюзивного обучения в целом. Так, за период сентябрь - май, было проведено 6 заседания ПМПк .
Вывод:работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья велась в этом учебном году на достаточном уровне.
Работа педагога – психолога инклюзивного обучения
2021-2022 учебный год
В ШЛ №17обучается и воспитывается в 2021-2022учебном году 5детей, которые по состоянию своего психического илифизическогоздоровьямогутосвоитьгосударственныеобразовательныепрограммы при создании особых условий
- это дети и подростки спроблемами зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата,эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического ,развития, атакже со сложными недостатками развития - дети, находящиеся на надомномобучении.
Дети и их окружение находятся в психологически сложной ситуации,
поэтому каждому из ребят и их близким необходима психолого-
педагогическая помощь.
Целью работы является оказание комплексной психолого- педагогической
Помощисемьямсдетьми-инвалидами,детьмисограниченнымивозможностями
Здоровьядляпоследующейинтеграциивобщество.
Задачи:
1 Определение направлений работы в соответствии с психофизическими
и интеллектуальными возможностями ребенка ..
2 Организация сопровождения детей - инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, имеющих проблемы в развитии, включая
профилактику эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
3 Составление индивидуальных маршрутов развития для оказания детям
- инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья психолого-
педагогической и социальной помощи.
5 Оказание консультативной помощи родителям и законным представителям
по развитию и воспитанию детей- инвалидов с ограниченными возможностями
здоровья.
За 2021-2022ученый год педагогом-психологом школе была проведена
индивидуальная и групповая диагностика.
Результаты диагностического обследования
1.Диагностика индивидуальных особенностей детей (опросник Г'Айзенка.)
№ |
Ф.И |
класс |
результаты |
1 |
Репошевская Иллона |
8г |
меланхолик |
2 |
Сатимбеков Арслан |
7б |
флегматик |
3 |
Тарадова Валерия |
9б |
меланхолик |
4 |
Амангельди Алибек |
3д |
сангвиник |
5 |
Асадов Сафтарга |
1г |
флегматик |
2.Анализвнутрисемейныхвзаимоотношений(Проективнаяметодика«Моя
семья»
В результате интерпретации рисунков детей было выявлено, что семьях
благоприятные взаимоотношения.
3 .Наличие( отсутствие) агрессии у детей, ее направленность (Проективная
методика
«Несуществующееживотное»).Скрытаяагрессиябылавыявлена
только у 2 учащихся (Сатимбекова и Тарадова
4.Диагностика эмоциональных процессов ( Графическая методика «Кактус»)
№ |
Ф.И |
класс |
результаты |
1 |
Репошевская Иллона |
8г |
Отсутствиестремлениядомашнейзащите, ччувствоодиночестваэкстравертированность, неуверенность в себе, зависимость от других.
|
2 |
Сатимбеков Арслан |
7б |
Отсутствиестремлениякдомашней защите,чувствоодиночества,агрессивность, экстравертированность,оптимизм. Отсутствиестремлениякдомашней защите,чувствоодиночества,агрессивность, экстравертированность,оптимизм.
|
3 |
Тарадова Валерия |
9б |
С тремление кдомашнейзащите, чувствосемейной общности,интровертированностъ,тревожность, скрытность,осторожность.
|
4 |
Амангельди Алибек |
3д |
Стремление к домашней защите, чувство обучаются семейной общности, интровертированность, тревожность, скрытость, осторожность
|
5 |
Асадов Сафтарга |
1г |
Стремление к домашней защите, чувство обучаются семейной общности, интровертированность, тревожность, скрытость, осторожность
|
Диагностика внутриличностных проблем (Методика определения самооценки
детей)
№ |
Ф.И |
класс |
результаты |
1 |
Репошевская Иллона |
8г |
адекватная |
2 |
Сатимбеков Арслан |
7б |
адекватная |
3 |
Тарадова Валерия |
9б |
адекватная |
4 |
Амангельди Алибек |
3д |
завышенная |
5 |
Асадов Сафтарга |
1г |
заниженная |
Темы занятий:
1 «Выработка чувства уверенности в себе»
2 «Я такой как все»
3 «Я выбираю дружбу»
Цели: закрепление межличностных отношений, формирование потребности в
чутком отношении друг к другу; воспитание эмпатии.
4 «Мы в этом мире»
Цели: учить понимать другого как самого себя, формировать потребность
работать в «команде»; воспитание эмпатии. И т.д.
Проведены индивидуальные консультации для родителей, подростков,
педагогов с дачей рекомендаций
Специалист |
индивидуальных |
всего |
||
педагоги |
родители |
дети |
||
Педагог-психолог |
18 |
12 |
11 |
41 |
Консультации проведены на темы:
1« Бесконфликтное поведение».
2«Особенностиразвитиядетейсограниченнымивозможностями
здоровья».
3«Возрастные особенности детей».
4«Развитиепознавательныхпроцессовудетей».
5« Саморегуляция».
6 «Развиваем мелкую моторику».
Подготовлены материалы:
1.- Памятки для родителей и педагогов:
-рекомендацииродителям,воспитывающимдетейсограниченными
возможностями здоровья, к которым необходимо прислушаться (…и стать
немного счастливее) (приложение 1)
-советы родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными
потребностями (приложение 2)
- причины школьных неврозов и психологическая поддержка ребѐнка в
семье.(приложение3)
- проблемы в развитии психических процессов;(приложение4)
2Позапросуродителейбыливыданыпсихолого-педагогческиехарактеристики.
Педагог -психолог: Нуракова Г.С.