МАЛЫШКИНА ШКОЛА

На данный момент, уровень готовности будущих перво­классников к систематическому обуче­нию различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе,  их успешность в обучении и  усложняетработу учителя с такими  школьниками.

Цель данной рабочей программы:выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

  Реализация цели предполагает решение следующих задач:

• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного

образования с учетом индивидуальных особенностей детей этого возраста;

• отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое

обеспечит отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания

учиться;

• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для

благополучной адаптации к школе.

         Занятия в «Малышкиной школе» проводятся  с учётом возрастных особенностей детей шестилетнего  и семилетнего возраста  и  направлены  на развитие дошкольников. Материал занятий не  совпадает  с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе.    Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.

        Критерии сформированности способностей дошкольников:

1. Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2. Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами                   

Ожидаемый результат программы: формирование ключевых компетенций будущих первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения.

Психологическая компетентность

Интеллектуальная

         Знания об окружающем мире

Личностная

 Познавательные процессы

         Внимание

           Память

           Мышление

           Восприятие

           Воображение

           Творческие способности

           Умение общаться

            Отношение к себе, к  учителю.

           Отношение к  школе

Волевая

•          Произвольность психических процессов

•          Произвольность поведения

•          Планирование деятельности

•          Реализация деятельности

•          Самоконтроль

   Специальные (допредметные) компетентности

•            Начальная речевая компетентность (развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание).

•          Начальная математическая компетентность (развитие элементарных математических представлений).

•          Начальная двигательная компетентность  (развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук)

Становление начальных компетентностей ребёнка старшего дошкольного возраста происходит в условиях организации педагогического процесса на специальных занятиях. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Наш курс предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Период работы: 02.08.2020 г. по 20.08.2021 г.

Обучение грамоте: 15 часов, 5 часов в неделю.

Математика: 15 часов, 5 часов в неделю.

Обучение грамоте: 9 часов, 3 часа в неделю.

Художественный труд: 3 часа, 1 час в неделю.

Естествознание: 3 часа, 1 час в неделю.

 

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

расписание звонков

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

09.00 – 09.30

обучение грамоте

обучение грамоте

обучение грамоте

обучение грамоте

обучение грамоте

2

09.40 – 10.10

математика

математика

математика

математика

математика

3

10.20 – 10.50

письмо

художественный труд

письмо

естествознание

письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение грамоте

 Образовательная область программы   обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, развитие связной  речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется  развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Общие понятия

   Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

   Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

   Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.

   Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.

   Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).

   Программа предполагает  обучение не просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

   1. Овладение звуковым синтезом слов.

   2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

   3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

   4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

   5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

  6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

   7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

   8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

   9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей  темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

 10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

   11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

 12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Содержание

дата

1

Слово. Слог. Составление рассказа «Школа».

02.08

2

Музыкальные инструменты. Слово- звук- буква. Звуковой анализ слов.                                                                                     

03.08

3

Звуки согласные и гласные.Составление рассказа  «Наступила ночь». Игра «День-ночь».

04.08

4

Составление рассказа по рисунку «Кот и клубок». Классификация предметов по разным признакам. Звуковой анализ слов.

05.08

5

Учимся пересказывать. А. Н. Толстой «Мужик и медведь».     Звуковой анализ слов.

06.08

6

Разучивание скороговорок, чистоговорок. Животные и растения зимой.

09.08

7

Чудеса в стране слов. Времена года. Иллюстрирование.

10.08

8

Тренировка в написании линий различной конфигурации.   Игра  «Доскажи словечко».

11.08

9

Звуковой анализ слов. Анализ изображений.

12.08

10

Составление рассказа по рисункам.

13.08

11

Звуковой анализ слов.

16.08

12

Русская народная сказка  «Лиса и заяц». Пересказ.

17.08

13

Впарке. Составление рассказа по  наблюдениям.

18.08

14

Звуковой анализ слов. Придумаем сказку о мышонке.

19.08

15

Составление  рассказа  «Моя любимая игрушка».

20.08

 

 

 

Математика

 Образовательная область программы способствует становлению начальной математической компетентности (развитию элементарных математических представлений). 

    В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработку форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность.

        Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

        Задачи курса:

  •  формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;
  •  развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
  •  овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализ, сравнение, классификация математических объектов.

           В математическом содержании программы объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно - логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий, и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

         В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.

    Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных,  предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, действия с предметами, моделями геометрических фигур, работая со счетным и геометрическим раздаточным материалом, выполняя задания в  тетради с печатной основой и др.

    Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

     Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

         Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

     Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

     Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

     Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции с ними

     Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.

     Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

     Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

     Число 0 и его свойства.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

     Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку.

 Геометрические фигуры и величины

     Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах.   Сравнение предметов по длине, массе, объему.

Содержание

дата

1

Счет предметов. Число и цифра  0. Сравнение предметов по размеру.

02.08

2

 Знакомство с числом и цифрой 1. Порядковый счет предметов.

03.08

3

Пространственные понятия «слева», «справа». Выделение одного предмета из множества.

04.08

4

Образование числа 2. Цифра 2.Сравнение множеств: больше, меньше, столько же. Знаки « <,>,= ». Пространственная ориентировка. Числа 1 и 2. Сравнение предметов (больше, меньше), уравнивание.

05.08

5

Образование числа 3. Цифра 3.Выделение трёх предметов из множества. Состав числа 3. Прямой и обратный счёт  в пределах «трёх». Сравнение множеств предметов. Нахождение треугольников среди других фигур.

06.08

6

Образование числа 4. Цифра 4. Числовой ряд 1-4. Установление закономерности: цвет – цифра. Работа с геометрическими фигурами: нахождение закономерностей. Прямой и обратный счёт. Решение практических задач.

09.08

7

Счётные операции в пределах 5. Соотнесение цифры и цвета.

10.08

8

Числовой ряд  от 1 до 6. Образование числа 6. Цифра 6. Счёт предметов. Состав чисел 4, 5, 6. Прямой и обратный счёт.

11.08

9

Образование числа 7. Его место в числовом ряду. Цифра 7. Сравнение множеств предметов.

12.08

10

Счётные операции в пределах 7. Соотнесение числа, количества и цифры. Дни недели.

13.08

11

Числовой ряд от 1 до 8. Место числа 8  в числовом ряду. Счёт предметов. Сравнение групп предметов и уравнивание.

16.08

12

Знакомство с понятием «сложение». Знак «+». Счёт предметов.

17.08

13

Образование числа 9. Цифра  9. Порядковый счёт.

18.08

14

Знакомство с понятием «вычитание». Знак «-».Счётные операции в пределах 7.

19.08

15

Образование числа 10. Место в числовом ряду. Цифра  10. Геометрические фигуры.

20.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо

    В процессе занятий необходимо создать условия для развития моторики рук через специальные

игровые упражнения, мероприятия по художественному труду и другим видам детской

деятельности (познавательной, изобразительной).От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

     При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, учитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

      На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

        Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

1.     Пальчиковая гимнастика.

2.     Штриховка.

3.     Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

   Штриховка, аппликация также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

Содержание

дата

1

Знакомство с разлиновкой тетради.Письмо прямых и наклонных линий.

02.08

2

Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Обведение по контуру.

04.08

3

Письмо линий с закруглением вверху и внизу.

06.08

4

Обведение по контуру. Штриховка. Письмо овалов.          

09.08

5

Тренировка в написании линий различных конфигураций.

11.08

6

Обведение по контуру. Штриховка. Рисование по образцу. Письмо  элементов  буквы  «у», «в».

13.08

7

Выполнение графических упражнений. Обведение по контуру.

16.08

8

Обведение по контуру. Выполнение графических упражнений.

18.08

9

Рисование по образцу. Штриховка. Выполнение графических упражнений.

20.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естествознание

   Образовательная  область направлена на развитие детей, на формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем оно и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно – научным дисциплинам методам познания, следя которым, нужно как можно больше «увидеть своими глазами», «сделать своими руками». Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно – научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса начальной школы.

       В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Содержание

дата

1

Осенняя жизнь разных растений.   Грибы съедобные  и ядовитые.

Составление рисунка «Овощи» из фрагментов.Овощи и фрукты – главные продукты. Игра «Фрукты – овощи».

05.08

2

Погода  зимой. Вселенная.  Охрана природы. Помоги птицам зимой. Игра «Для кого эта кормушка?» Дикие и домашние животные.  Игра «Найдём домашних животных.Рыбы – обитатели вод, их приспособленность к условиям жизни.

12.08

3

Погода весной. Первоцветы.  Жизнь животных весной. 

19.08

 

 

 

 

Художественный труд

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая        программа        имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой        эмоциональностью,        привлекательностью, эффективностью.        Программа        предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Содержание

дата

1

Лепка из пластилина геометрических тел: шар, квадрат, пирамида.

03.08

2

Учимся вырезать ножницами. Поделки из бумажных полосок.

10.08

3

Аппликация из геометрических фигур.

17.08