Размер шрифта:

.

Дата: 2021-11-10 15:37:50

Концепция

развитияоргановсамоуправленияобучающихся

«Школьный / студенческий парламент» в организацияхобразования Республики Казахстан

 

Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущийчеловеческийкапиталказахстанскогообщества.

Молодоепоколение,живущеевпериодглобальныхвызововирисков,характеризуетсяповышеннойактивностьюиразнообразиеминтересов.Потомуобъединениеусилийгосударстваигражданскогообществавсозданиипо-настоящемуединогодетско-юношескогоимолодежногодвижения–стратегия государствановоговремени.

Перемены,происходящиевобщественно-политическойжизниреспублики за последние десятилетия, повлекли за собой изменениенравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежнойсреде.Какпоказываетпрактика,действующаямодельвоспитаниямолодогопоколения(детей,подростков,молодежи)требуеттрансформациии новойидеологическойосновы.

Сегодня в современных условиях функционирования организацииобразованиявозникаютвопросы,связанныесобеспечениемусловийдлядемократическогоуправленияорганизациейобразования,когданетолькоруководительипедагогическийсовет,ноишкольники,студентыиродителикакполноправныесубъектыобразовательногопроцессавлияютнакачествопредоставляемыхорганизациейобразованияуслуг.

В настоящее время государство и гражданское общество активноподнимаетпроблемуреализацииправовыхвозможностейдетейимолодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами ивузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности,человекакультуры,которыйспособендействоватьвусловияхправовогогосударстватворчески,инициативно,с пользойдлясебяиобщества.

Вреспубликесегоднянесуществуетоптимальногомеханизма,обучающего практическому использованию и защите своих прав самимидетьмиимолодымилюдьми,чтовлечетзасобойснижениемотивационнойготовностиобучающихсяистудентовксоциально-значимойдеятельности.Обучающиеся,выйдяизстенорганизацииобразования,зачастуюоказываютсясовершеннобеспомощнымивреальной жизни.

Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежногообщественногодвиженияРеспубликиКазахстанвзаменшкольныхистуденческихсоветов,старостатов,советовстаршеклассников,школьныхакиматов,студенческихкомитетовиаймаковидр.можетстатьединаяструктурнаямодельввидешкольныхистуденческихпарламентов(далее–Парламент).

Концепция   развития    органов    самоуправления    обучающихся

«Школьный/студенческийпарламент»ворганизацияхобразованияРеспублики Казахстан разработана на основании законов РеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«ОгосударственноймолодежнойполитикевРеспубликеКазахстан»,Концепциигосударственноймолодежнойполитики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап –2016-2020годы),Дорожнойкартыпопроведениюгодамолодежи.

Парламент –незаменимый помощник администрации школы,колледжа,высшегоучебногозаведенияврешениипроблемучебно-воспитательногопроцесса.

ВПарламентешкольники,студентыипедагогиучатсявместесотрудничать,становятсяполноправнымипартнерамиврешенииважныхпроблем.

Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательногопроцесса.

Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданскойактивности, социальной компетентности, гражданской ответственности,воспитаниегражданинавысокойкультуры,гуманистическойнаправленности,способногоксоциальномутворчеству,умеющегодействовать в интересах совершенствования своей личности, обществаигосударства.

ЗадачиПарламента:

-       созданиеусловийдляразвитияспособностейиинтересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе,предоставлениереальнойвозможностиучаствоватьвуправленииорганизациейобразования;

-    воспитание положительного отношения к нормам коллективнойжизни,законамгосударства,желанияприноситьпользулюдям,помогатьпреодолевать трудностисвоимдрузьяировесникам;

-       вовлечениекаждогообучающегосявобщественнуюжизньорганизацииобразования;

-  развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыковлидерскогоповедения,организаторскихзнаний,умений,навыковколлективнойируководящейдеятельности.

Парламентстроитсянапринципахвзаимопомощиидоверия,стремлениякразвитию,равноправиявсехобучающихся,коллективностипринятиярешений,приоритетностиправиинтересовобучающихся,гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости,добровольности,честности иуваженияпартнёров.

СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:

1.  Фракцияправаипорядка.

2.  Фракцияинформации.

3.  Фракцияспортаиздоровогообразажизни.

4.  Фракциясамопознанияисчастья(психология).

5.  Фракциязаботы(волонтерство).

6.  Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).

7.  Фракциядебатногодвижения.

8.  Фракцияэкологииитруда.

ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.

ДеятельностьПарламентавшколекоординируетзаместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ).

 

Вкаждомклассе,каждойгруппеорганизацииобразованияизбираются депутатывсех8фракций.

ПрезидентПарламентапринимаетучастиепринеобходимостивзаседанияхразличныхколлегиальныхоргановорганизацииобразования.  Основная форма управленияПарламентом – проектныйменеджменткакуниверсальная технологияэффективногоуправлениямеханизмами.

ДепутатамиПарламентамогутстатьшкольники,студентыколледжейивузов.

Направления проектной деятельности Парламента: экологические,волонтерские,краеведческие,туристские,интеллектуальные,экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические,музыкальные идругие творческиепроекты.

Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базешкол,колледжейивузовсоздаютсяпроектныеофисы(далее–Проектныеофисы).

Проектныеофисыкоординируют:

-   проектнуюдеятельностьфракцийПарламентавтечениегода;

-  выборыПрезиденташколы,колледжа,вузаиднисамоуправления;

-   участиевработеколлегиальныхорганов.

В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования,акции,флеш-мобы,экскурсии,походы,турнирыидр.

ВыборыПрезидентаПарламентапроводятся1развгодвсентябремесяце.

ДлястимулированиячленовПарламента,лидеровшкольногоистуденческого самоуправления возможны следующие виды поощрений:грамоты,дипломы,медали«ЛидершкольногоПарламента»,«ЛидерстуденческогоПарламента»,стипендии,включениеуспешногопроектавнациональную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездкипоКазахстану,оздоровлениевРУОЦ«Балдаурен»идр.детскихоздоровительныхлагерях.

Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов,полнаяинформацияопарламентахразмещаетсянасайтахшкол,колледжейивузов.

Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных истуденческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеровдетского и молодежного движения по вопросам развития гражданскогообществаиролимолодогопоколениявукрепленииипроцветанииродины.

Ожидаемыерезультаты:

-     воспитанноемолодоепоколениечестных,добрыхиактивныхличностей;

-   повышение статуса и роли органов ученического и студенческогосамоуправлениявтрансформацииимодернизацииобщественного(детскогоимолодежного)сознания;

-  вовлечениеобучающихсявпроектнуюдеятельностьпоинтересам;

-      стабильноеисистемноефинансированиеизбюджетоввсехуровней

 

Положение о деятельностишкольныхистуденческихпарламентов

Глава1. Общиеположения

1.   Настоящее Положение о деятельности школьных и студенческихпарламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру,порядокформированияиорганизациидеятельности,праваиобязанности органашкольногоистуденческого самоуправления–школьногоистуденческогопарламента.

2.    Школьный и студенческий парламенты являются инициативной,самостоятельной,ответственнойобщественнойформойшкольногоистуденческого самоуправления, направленного на решение важнейшихвопросовдетейимолодежи,развитиееесоциальнойактивности,поддержкусоциальных инициатив.

3.   Орган школьного и студенческого самоуправления – школьный истуденческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативешкольниковистудентоворганизацийобразованиякакпостояннодействующийкоординирующийоргандляпредставленияинтересовобучающихсяидействуетнаоснованиинастоящего Положения.

4.   КаждыйобучающийсяимеетправоизбиратьибытьизбраннымвактивПарламентавсоответствии снастоящимПоложением.

5.           ДеятельностьирешенияПарламентанаправленыираспространяютсянавсех обучающихсяорганизацииобразоВ своей деятельности Парламент руководствуется КонституциейРеспубликиКазахстан,законамиРеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«Огосударственноймолодежнойполитике»,иныминормативнымиправовымиактамиРеспубликиКазахстан,атакженастоящимПоложением.

Глава2.ЦельизадачиПарламента

6.   ЦельПарламента:созданиеусловийдляуспешнойсоциализациии эффективной самореализации детей и молодежи, также возможностидлясамостоятельногорешенияобучающимисявозникающихпроблем.

7.   ЗадачиПарламента:

1)          реализациятворческойактивностиисамодеятельностиобучающихся;

2)  содействиезащитеправиинтересовобучающихся,втомчислеврешенииобразовательных,социально-бытовыхипрочихвопросов,затрагивающихихинтересы;

3)     содействиеруководству организацииобразованияврешенииобразовательныхинаучныхзадач,организациидосугаибытаобучающихся,пропагандездорового образажизни;

4)            содействиеорганизацииобразованиявпроводимыхмероприятияхврамкахобразовательногоивоспитательногопроцесса;

5)  проведениеработы,направленнойнапатриотическоеотношениекдухуитрадицияморганизацииобразования,повышениесознательностиобучающихсяиихтребовательностикуровнюсвоихзнаний, воспитаниебережногоотношениякимуществу;

6)      информированиеобучающихсяодеятельностиорганизацииобразования;

7)      участиевформированииобщественногомненияодетяхимолодежикакреальнойсилеистратегическомресурсеразвитияказахстанскогообщества;

8)       содействиереализацииобщественнозначимыхдетскихимолодежныхинициатив.

8.           ВорганизацииобразованиядеятельностьПарламентанаправленанарешениеидругихзадач,определяемыхсучетовспецифики регионаиорганизацииобразования.

Глава3.СтруктураПарламента

9.           ЛидеромПарламентаявляетсяпрезидент,избираемыйнавыборахобучающимися ипедагогамиорганизацииобразования.

10.     Президент и члены Парламента избираются сроком на одинучебныйгод.

11.   Парламентсостоитизпрезидента,егозаместителей,лидеровичленовфракцийПарламента.ВслучаенеобходимостипорешениюПарламента в его состав дополнительно избираются члены Парламентаиз числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются насобраниях классовигрупп.

Глава4.ДеятельностьПарламента

Деятельность Парламента в школе координирует заместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ)организацииобразования, которыйнесетперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнаПарламентзадачифункций.

12.   ПрезидентПарламента:

1)     руководитдеятельностьюПарламентаинесётперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнанегозадачиосуществление имсвоихфункций;

2)        распределяетобязанностимеждусвоимизаместителями,лидерамийфракцийикоординируетихдеятельность;

3)       привыполнениисвоихобязанностейпользуетсяправами,предоставленнымируководствоморганизацииобразования.

13.          ПарламентпредставляетнаутверждениеруководствуПоложениеодеятельностиПарламентаорганизацииобразования.

14.   СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:Фракцияправаипорядка.

Фракция информации (пресс-служба).Фракция спорта и здорового образа жизни.Фракциясамопознанияисчастья(психология).Фракция заботы (волонтерство).

Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).

Фракциядебатногодвижения.Фракцияэкологииитруда.

ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.

15.     ПланированиедеятельностиПарламентаосуществляется наосновепланаработыорганизации образования.

16.    Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальныхорганов организацииобразования.

17.         Парламентосуществляетсвязьсгосударственнымиинеправительственнымиорганизациями.

18.     Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом сцелью эффективного выполнения задач, стоящих перед организациейобразования.

Глава5.ПраваиобязанностиПарламента

19.   Парламентимеетправо:

1)      участвоватьвразработкеисовершенствованииположений,плановработ,затрагивающихинтересыобучающихсяорганизацииобразования;

2)       участвоватьврешениисоциально-бытовыхифинансовыхвопросов,затрагивающихинтересыобучающихся,втомчислевраспределении средств организации образования, дотаций и средств,выделяемыхнакультурно-массовыеиспортивно-оздоровительныемероприятия,отдых илечение;

3)  участвоватьврассмотрениивопросов,связанныхснарушениямиобучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядкаорганизацииобразования, атакжестуденческихобщежитий;

4)     участвоватьвразработкеиреализациисистемыпоощренийобучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебнойдеятельности;

5)     рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений ижалобобучающихсяорганизацииобразования;

6)         запрашиватьиполучатьвустановленномпорядкеотпредседателя КДМ организации образования информацию, необходимуюдлядеятельностиСтуденческогопарламента;

7)      определятьииспользоватьзаконныеформыпротестадлязащиты прави свободобучающихся;

8)          приниматьнепосредственноеучастиевпланировании,подготовке,проведенииианализевнеучебныхмероприятийорганизацииобразования;

9)   принимать участие в работе клубов, создаваемых в организацииобразования.

20.   Парламентобязан:

1)   проводить работу, направленную на повышение сознательностиобучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитаниебережного отношения к имуществу организации образования, укреплениеучебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческихобщежитиях,повышениегражданскогосамосознанияобучающихся,воспитаниечувствадолгаиответственности;

2)     проводитьработусобучающимисяповыполнениюУставаиправилвнутреннегораспорядкаорганизацииобразования;

3)   содействоватьруководствуорганизацииобразованияввопросахорганизациивнеучебнойдеятельности;

4)      своевременнорассматриватьвустановленномпорядкевсезаявления иобращенияобучающихся,поступающихвПарламент;

5)     проводитьработувсоответствиисПоложениемипланомдеятельностиПарламентана учебныйгод;

6)    поддерживатьсоциальнозначимыеинициативыобучающихся;

7)         содействоватьсозданиюнеобходимыхсоциально-бытовыхусловий,такжеусловийдляучебыиотдыхаобучающихся;

8)         представлятьизащищатьинтересыобучающихсяпередруководством организации образования, государственными органами,общественными объединениями,иными организациями;

9)     информировать руководство организации образования о своейдеятельности.

Глава6.ОбеспечениедеятельностиПарламента

21.         Руководствоорганизацииобразованиясоздаетусловия,необходимыедляобеспечениядеятельностиПарламента,предоставляетвбезвозмездноепользованиепомещения(кабинеты),средствасвязи,оргтехникуи другиенеобходимые материалы.