Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы
Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы
Содержание
2. Анализ текущего состояния. 3
3. Цель и задачи системы электронного обучения. 5
4. Основные направления и механизмы реализации Концепции. 5
4.1 Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения. 5
4.2 Развитие технологической инфраструктуры.. 6
4.3 Развитие применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. 7
4.4 Развитие цифровых образовательных ресурсов. 8
4.5 Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения. 9
5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обучения. 10
Нормативное правовое обеспечение Концепции:15
Подведомственные организации Министерства образования и науки РК:15
Стандарты в электронном обучении. 16
Обзор систем электронного обучения. 19
Система LearningSpace5.0 (Lotus/IBM) (http://www.ibm.com). 19
Система MOODLE(http://moodle.org). 23
СистемаLENS (Learning Environment by Networked Services). 24
Microsoft Learning Gateway (http://mlg-edu.ru). 26
1. Введение
Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы определяет приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды. В частности, требуется «сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования».
В стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) на 2009-2011 годы также указывается о необходимости «разработки информационно-коммуникационной инфраструктуры Министерства и интегрированного научно-образовательного пространства, создающего условия для дистанционного методического взаимодействия учителей».
Настоящая Концепция системы электронного обучения на 2010-2015 годы (далее - Концепция) дает оценку текущему состоянию процесса информатизации в организациях среднего образования, а также определяет необходимые мероприятия для активизации процессов по внедрению единой системы электронного обучения.
Используемые сокращения, термины и определения:
ИКТ- информационно-коммуникационные технологии
e-learning - система электронного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий
Дистанционное обучение– дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника
Корпоративная сеть - коммуникационная система, принадлежащая и/или управляемая единой организацией в соответствии с правилами этой организации
Цифровые образовательные ресурсы– вся информация (тексты, графика, мультимедиа), которую пользователь может загрузить на локальный компьютер для использования в образовательных целях, с соблюдением соответствующих прав
LMS(LearningManagementSystem)– программный модуль для доставки, отслеживания и управления обучения
SCORM(ShareableContentObjectReferenceModel)– стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения, содержащий требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения
2. Анализ текущего состояния
В мировой практике электронное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. По уровню распространения электронного обучения Казахстан отстает от мировых лидеров в этой области (США, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Канада, Австралия, Новая Зеландия) на несколько лет. При этом созданные образовательные модели этих стран, являющихся и экономическими лидерами, успешно работают на достижение стратегической цели - повышение конкурентоспособности страны.
По показателю «Доступ школ к Интернету» Глобального индекса конкурентоспособности Казахстан ухудшил свои позиции и переместился с 50 места в 2007 году на 54 место в 2008 году.
Текущее состояние материально-технической базы организаций среднего образования в сфере информатизации можно охарактеризовать как недостаточное для перехода к повсеместному внедрению системы электронного обучения.
В последние несколько лет после принятия Государственной программы развития образования в республике на 2005-2010 годы организации образования активно развивают свою технологическую инфраструктуру. Так, к настоящему времени по республике соотношение количества компьютерной техники к количеству учащихся составляет 20 учеников на компьютер, в сельских школах – 18. От 14% до 24% компьютеров внутри школ объединено локальными сетями. 3079 школ и 346 организаций технического и профессионального образования (колледжей, лицеев) оснащены интерактивными досками. Оборудовано 2532 лингафонных и мультимедийных кабинетов. 31% школ подключено к широкополосному Интернету, 77% учебников переведено в цифровой формат.
Вместе с тем, в республике не ведется статистика по оснащенности преподавателей компьютерами. При этом действующая норма для количества компьютерных рабочих мест для преподавателей (одно рабочее место на четырех преподавателей)[1] является устаревшей, поскольку в современной школе компьютер требуетсякаждому преподавателю.
Вопросы администрирования ИКТ, сопровождения и развития инфраструктуры в организациях образования зачастую перекладываются на преподавателей информатики, ввиду отсутствия обслуживающего ИТ-персонала.
Министерством предпринимаются меры по созданию образовательных ресурсов в форме электронных учебников, мультимедийных образовательных программ. Однако, созданные электронные учебники, пособия и программы распространяются на носителях CDи DVD, не веб-ориентированные и не предназначены для совместного и многократного использования через Интернет.
В области электронного обучения в республике приняты стандарты СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования» и СТ РК 34.017-2005 «Информационные технологии. Электронное издание». При создании электронных учебных курсов разработчиками должно учитываться требование по поддержке международных стандартов, для обеспечения их совместимости на основе SCORM, являющегося де-факто стандартом систем e-learning. Однако, соответствие образовательным стандартам для казахстанских электронных разработок является пока рекомендательной нормой.
В 2008 году утверждены Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
Однако, перечни допущенной учебной литературы, в том числе электронных учебников, не публикуются в Интернете и соответственно не являются доступными потенциальным пользователям образовательных ресурсов.
Отдельным вопросом является развитие и продвижение авторских электронных разработок учителей. В настоящее время не определены единые требования к процедурам распространения таких ресурсов, нет работающих механизмов мотивации и стимулирования учителей, разрабатывающих электронные учебные материалы. Не ведутся рейтинги лучших разработок.
Важным условием функционирования системы электронного обучения является обеспечение прозрачности и открытости учебного процесса, в соответствии с требованиями лучших международных практик и необходимостью позиционирования казахстанского образования в международных рейтингах TIMSS, PISA, осуществляемых Международными ассоциациями по оценке учебных достижений.
Казахстанская образовательная среда представлена в Интернете сайтами организаций образования, региональных Управлений образования и подведомственных структур Министерства. Каталоги электронных образовательных ресурсов публикуются в Интернете только на сайтах разработчиков. Отсутствуют единые каталоги образовательных сайтов Казахстана, что препятствует широкому распространению информации в сфере образования, по информатизации образования, популяризации казахстанских образовательных ресурсов.
Современная информационная образовательная среда должна объединять всех участников: структурных подразделений и подведомственных организаций Министерства, региональных Управлений образования, руководителей и непосредственно преподавателей организаций образования, учащихся, их родителей.
С учетом потребностей всех участников такую среду взаимодействия могут обеспечить только открытая сеть передачи данных - Интернет. При этом информационные системы поддержки образовательных процессов должны обеспечивать участие родителей, для получения информации о результатах успеваемости учащихся, их посещаемости, обмена информацией со школьными руководителями, педагогами и воспитателями. Через Интернет должна быть доступна полная информация о тестировании по различным дисциплинам, проводимым конкурсам и олимпиадам, результатах этих мероприятий, а также тесты для подготовки к Единому национальному тестированию.
Система электронного обучения включает в себя возможности дистанционного обучения с активным использованием сетевых технологий, через локальную сеть и глобальный Интернет.
На Интернет-сайте АО «Национальный центр информатизации» доступна открытая система дистанционного обучения Moodle(www.moodle.nci.kz), которая содержит полнофункциональную модульную среду LMS(LearningManagementSystem) и стандартизована с точки зрения международных стандартов для технологий в образовании. Вместе с тем, из-за недостаточного доступа к Интернет организаций образования и потенциальных пользователей эта система не получила широкого применения в Казахстане.
Таким образом, применение системы электронного обучения будет иметь эффект только при ее интеграции в реальные учебные процессы при взаимодействии со всеми участниками этих процессов.
3. Цель и задачи системы электронного обучения
Цель единой системы электронного обучения для среднего образования:
развитие качественных образовательных услуг для участников учебного процесса и равных условий доступа к ним на основе использования ИКТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения
- Развитие технологической инфраструктуры организаций образования
- Развитие применения ИКТ в учебном процессе
- Развитие цифровых образовательных ресурсов
- Организационное обеспечение и подготовка пользователей системы электронного обучения
4. Основные направления и механизмы реализации Концепции
4.1 Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного обучения
Для обеспечения функционирования системы электронного обучения требуется нормативная правовая поддержка по следующим направлениям:
1. создание нормативной правовой базы организации системы электронного обучения и учета результатов в итоговой аттестации учащихся;
2. введение в действующие государственные стандарты образования и учебные программы требования к знаниям, умениям и навыкам по предметам на основе ИКТ;
3. разработка единого корпоративного стандарта для организаций среднего образования, с перечнем программного и технического обеспечения, рекомендуемыми эксплуатационными характеристиками;
4. создание регламента индивидуальной и коллективной работы участников учебного процесса при использовании единой системы электронного обучения;
5. создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных цифровых образовательных ресурсов;
6. создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и методистов по применению цифровых образовательных ресурсов;
7. создание механизмов формирования, отбора и распространения цифровых образовательных ресурсов;
8. создание механизмов распространения лучших учебных материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;
9. организация работы экспертных советов по цифровым образовательным ресурсам.