Социальная инфраструктура за три года (2019-2022гг)
В последнее десятилетие в школескладывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Формируется инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Сегодня трудно представить воспитательно-образовательный процесс без психолого- педагогического сопровождения. Оно стало неотъемлемой частью школьной жизни, важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны, и в случае необходимости, защиты прав его участников.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормальною развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,учащимся, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение воспитанников обеспечивается взаимодействием специалистов различного профиля образовательного учреждения (Администрация, классные руководители, педагог- психолог,социальный-педагог, воспитатели) и также привлекается родительская общественность.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностно и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решение личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются: психолого-педагогическое консультирование, метод организации развивающих ситуаций, ситуационно-ролевые игры и др.
Психолого-педагогическая консультация.
Цель - создание у воспитанника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации.
В процессе консультирования могут решаться три группы задач:
1) эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности воспитанника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);
2) информационной поддержки обучающегося (обеспечение воспитанника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);
3) интеллектуальной поддержки социализации (осознание воспитанником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).
Для реализации требований психолого-педагогического сопровождения в школе создана рабочая группа, в которую наряду с учителями и воспитателями входят следующие специалисты: педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.
Содержание работы педагога-психолога Нураковой Г.С. связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития воспитанников, их обучения и воспитания.
Цель работы : создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. для создания социально-психологических условий нормального личностного развития воспитанников ( в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализация.
Педагог – психолог ведет планомерную психолого-педагогическую работу с воспитанниками. На каждого ребенка заведены индивидуальные карты, в которых содержится необходимая информация о самом воспитаннике, о состоянии его психологического сопровождения. В которой отмечаются личностные качества ребенка, проявляющиеся в поведении и деятельности. Гулнара Сатыбалдиновнаведет свою работу по пяти направлениям:
- диагностическое;
- консультативно- просветительская;
- коррекционно-развивающее;
- Экспертная работа;
- Организационно-методическая
I. Диагностическое направление.
При реализации диагностического направления выполняет следующие мероприятия:
Первичную диагностику проводит в начале учебного года по методике Н.Г.Лускановой определяя уровень тревожности и уровень самооценки.
Диагностическое направление реализуется ПМПк. В его реализации принимают участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).
ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с низким уровнем знаний, положение и регламент работы которой разработаны школой.
Цель работы ПМПк: оказание помощи детям, имеющим затруднения в освоении основной образовательной программы(выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения).
Содержание деятельности ПМПк: специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости воспитанников, вносят коррективы в программы индивидуальной работы; рассматривают спорные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для ребенка дополнительных дидактических материалов.
В состав ПМПк входят: педагог-психолог, учитель-предметник, социальный педагог, врач, а также представитель администрации. Родители (законные представители) уведомляются о проведении ПМПк.
По итогам работы школьной ПМПк были направлены воспитанники, имеющие трудности в обучении. Для них созданы программы коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы, которые реализуется в ходе коррекционно-развивающих занятий. Педагог психолог проводит в группах или индивидуально. Занятия проводит 1-2 раза в неделю.
II.Коррекционно-развивающая работа.
С воспитанниками организуются и проводятся коррекционно-развивающие занятия:
- развитие познавательной сферы воспитанников;
- профилактика и коррекция детских страхов;
- формирование социальной компетенции учащихся.
В коррекционно-развивающем процессе сочетается индивидуальная и групповая работа, которая проводится в виде развивающих занятий, тренингов, беседы-консультации с родителями,тестирование детей «группы риска» .Основной акцент делается на устранение отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, на формирование их социальной компетентности и профессионального самоопределения.
III. Консультативно-просветительская
Данная работа заключается в сопровождении следующих вопросов:
- Проблемы преодоления трудности в обучении
- Межличностные отношения «ученик-ученик», «ученик-учитель»
- Особенности детско-родительских отношений
- Проблемы адаптационного периода пятиклассников
- Особенности воспитания и развития детей в семье
- Поведенческие проблемы
При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации.
Педагог-психолог Нуракова Г.С. совместно с классными руководителями проводит индивидуальные и групповые консультации с воспитанниками 5 класса для снятия тревожности и напряжения.
IV.Организационно-методическое направление
Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагог – психолог осуществляет, во первых , осуществляет планирование и анализ своей деятельности; во- вторых, ведет текущую документацию; в-третьих, осуществлялась подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д.
Анализируя работу педагога-психолога Нураковой Г.Сза три годаможно сказать о том, что вся её деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям.
Одним из условий сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей) или классных руководителей.
Вывод: Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо:
- обеспечить активное участие педагога-психолога в разработке и сопровождении программ воспитания;
- осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога и педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагога организатора.
- расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности.