Методические рекомендации по организации летней школы
Методические рекомендации
по организации летней школы
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации (далее – Методические рекомендации) разработаны в целяхорганизации летней школы для восполнения пробелов в знаниях по основным предметам,допущенных обучающимисяв период ограничительных мер.
2. Летняя школа функционирует на базе организации среднего образования в период с 26 мая по 17июня 2022 года.
3. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер.
Глава 2. Организация работы летней школы
4. Обучение в летней школе организуется для:
–обучающихся 1-8,10 классов;
– выпускников 9 классов по желанию.
В условиях летней школы важно помочь слабоуспевающим обучающимся в освоении сложных предметов (сложных тем).
5. Управления образования областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент издают приказ об организации летней школы.
6. Организациями среднего образования утверждаются расписание уроков и план работы летней школы.
Рабочий учебный план и программы обучения составляются администрацией, педагогами с учетом отмеченных в данных рекомендациях сложных для усвоения тем, разделов, подразделов, целей обучения, а также результатов проведенной педагогами диагностики (приложение «Рекомендованные темы по учебным предметам»).
7. Группы/классы формируются на основании результатов анализа учебных достижений и диагностики уровня предметных знаний обучающихся, выявленных педагогами в течение учебного года.
8. Расписание составляется с учетом сформированных групп/классов.
9. Формы и методы работы, технологии обучения определяютсяпедагогами самостоятельно в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями обучающихся.
10. Организация среднего образования самостоятельно определяет количество обучающихся по сменам, а также перечень учебных предметов.При необходимости для обучающихся организуются индивидуальные, групповые занятия по графику.
11. Оценивание учебных достижений обучающихся летней школы не проводится.
12. Домашнее задание в условиях летней школы не задается.
13. В летней школе обеспечивается доступ обучающихся к школьной библиотеке, имеющимся цифровым образовательным ресурсам.
14. При подготовке к занятиям педагогу следует тщательно подбирать учебные материалы и ресурсы, разрабатывать дифференцированные задания с учетом потребностей обучающихся в восполнении пробелов знаний по учебным предметам.
15. Рекомендуется использование дополнительного занимательного материала, тестовых заданий, дидактического материала творческого характера, цифровых аудиовизуальных средств (графика, аудио, видеоматериалы), презентаций, дифференцированных учебных заданий с целью повышения познавательной мотивации обучающихся.
16. Содержание учебного материала должно быть направлено на развитие мыслительных процессов, умений принимать обдуманные решения, аргументировать их, работать с информацией, анализировать, сравнивать, обобщать.
17. Рекомендуется оказывать постоянную педагогическую поддержку слабоуспевающим обучающимся, при необходимости с разработкой индивидуальных, дифференцированных заданий.
18. Рекомендуется использование ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления, формирование функциональной грамотности, применение методик интерактивного обучения (метод проектов, дисскуссий, игровые, поисковые методы).
19. При проведении занятий педагогунеобходимо:
– уделять внимание эмоциональному настрою детей и оказывать поддержку в обучении;
– недопускать перегрузки обучающихся на уроках;
–проводить физическую зарядку.
20. В летней школе допускается свободная форма для обучающихся.
21. Наполняемость в группах/ классах – не более 25 человек. Допускаются занятия в группах.
22. Продолжительность занятия – 45 минут, в один день проводится 3-4 занятия.
23. Для осуществления учебного процесса допускается привлечение волонтеров-студентов.
24. Занятия по основным предметам включают наиболее важные и сложные учебные темы.
25. Предлагается включение в расписание ежедневное 20-30 минутное чтение книг с обсуждением для развития навыков чтения с пониманием, умением анализировать, сравнивать, делать выводы.
26. Учителя физической культуры осуществляют проведение физзарядки, подвижных игровых видов спорта: волейбол, футбол, баскетбол и др.
27. Педагоги-психологи проводят психологические тренинги, классные руководители, воспитатели организуют тренинги и мероприятия на развивающие темы.
28. Рекомендуется вовлечение детей (не обязательно с одного класса, на основании общих интерсов) в проектную деятельность для активизации внеклассной деятельности, реализацию креативных, эффективных, функциональных идей под руководством педагога.
29. В конце дня проводятся игры по интересам, совместные просмотры фильмов, обсуждения проектов и т.д. могут привлекаться родители
Глава 3. Функции участников образовательного процесса
30. Руководитель организации среднего образования:
– координирует деятельность летней школы в соответствии с планом работы с учетом вида школы (лицей, гимназия, общеобразовательная школа);
– распределяет трудовые функции сотрудников, обеспечивающих функционирование летней школы;
– проводит инструктаж с административным и педагогическим составом и другими сотрудниками по организации учебного процесса и соблюдению санитарных правил и норм;
– контролирует работу летней школы;
31. Заместитель руководителя организации среднего образования:
– организует деятельность летней школы;
– формирует дифференцированные группы/ классы по итогам анализа оценивания учебных достижений и диагностики уровня предметных знаний, обучающихся;
– составляет расписание занятий с учетом сформированных групп или классов;
– организует обсуждение выбора и количества наиболее сложных тем по предметам на методических объединениях педагогов;
– организует консультации для педагогов, психологов и студентов-волонтеров;
– организует деятельность педагогов в соответствии с утвержденным планом работы и расписанием занятий;
– проводит мониторинг учебных достижений, обучающихся и осуществляет текущий контроль работы педагогов;
– осуществляет подготовку сравнительной аналитической справки по результатам работы летней школы на педагогический совет организации образования, а также рекомендации для нового учебного года.
32. Педагоги:
– проводят анализ результатов учебных достижений в течение года, диагностику уровня предметных знаний и по итогам формируют дифференцированные группы/ классы обучающихся;
– доводят до сведения обучающихся и их родителей/законных представителей информацию об уровне учебных достижений и план работы по устранению пробелов в знаниях;
– реализуют учебный процесс согласно расписанию с учетом пробелов, в знаниях, допущенных обучающимися;
– осуществляют учебный процесс согласно утвержденному плану и расписанию с использованием эффективных методов и приемов обучения (для закрепления учебного материала) и учебных заданий PISA, вышедших из режима конфиденциальности;
– ведут учет посещаемости занятий в летней школе;
– проводят индивидуальные консультации для обучающихся;
– осуществляют сравнительный анализ по итогам завершения летней школы по курируемому предмету по учебным достижениям обучающихся для построения учебного процесса в новом учебном году.
33. Школьные психологи обеспечивают:
– психологическое сопровождение обучающихся;
– проведение консультаций для обучающихся и их родителей/законных представителей;
– организацию психологических тренингов.