Биография
Алихан Нурмухаметович Букейханов родился в небольшом ауле №7 Токырауынской волости Каркаралинского уезда бывшей Семипалатинской области, а ныне современного Актогайского района Карагандинской области.
С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. В 1888 году он поступает в Омское техническое училище. Обучаясь в Омске он показывает отличные знания по всем предметам, а затем в 1894 году поступает в экономический факультет Императорского лесного института в Санкт-Петербурге. Обучаясь, Алихан активно участвует в литературной, политической жизни студенчества и в студенческих волнениях. Его волнует и тревожит тяжелая судьба народа. Идеи защиты бесправного народа от притеснении колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной деятельностью. В этот же период Алихан Букейханов начинает заниматься активной политической деятельностью. Политические взгляды А. Букейханова, сначала принявшего марксизм, изменяются после революции 1905 года. В марксизме он не принимает агрессивные идеи отрицания частной собственности, идеологию классового превосходства.
В конце ХІХ века, будучи членом Западносибирского отделения Российского императорского географического общества, Алихан Нурмухаметович публикует глубокие научные исследования. В частности, его труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге, в многотомном альманахе: «Россия. Полное географическое отношение нашего отечества». Кроме того, публикует серию статей по истории и этнографии казахов.
Переломную роль в жизни молодого ученого и публициста играет его участие в работе экспедиции Ф.А. Щербины, которая исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана. Затем он принимает участие в исследованиях по Сибири, публикует статьи и монографии. В частности, из-под его пера выходят работы «Женщина по киргизской былине», «Кобыланды» и другие солидные работы. Печатные труды А. Букейханова получают признание среди научной интеллигенции. В 1909 году им был издан сборник произведений Абая в Петербурге. Научная и публицистическая работа А. Букейханова была многогранной и его исследования не потеряли актуальности и по сей день. По некоторым сведениям, Алихан Букейханов экстерном закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В ноябре 1905 года он выступает как делегат на съезде земских и городских деятелей России, где подготовил доклад о необходимости свободного употребления родного языка, свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. В том же году он вступает в партию кадетов (конституционно-демократическая партия) и избирается членом ЦК. А. Букейханов часто публикуется на страницах газеты, его имя становится известным, в 1906 году он становится на короткий период депутатом I Государственной Думы. Причем в депутаты А. Букейханов прошел, получив 175 голосов «за» и только выборщик был против. При его активном участии начинает издаваться газета «Казах», сыгравшая огромную роль в подъеме духовной жизни местного населения.
В этот же период за ним устанавливается мощнейшая слежка, его неоднократно заключают под следствие.
Во время национально-освободительного восстания 1916 года Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции, справедливо полагая, что в условиях войны в отношении восставших будут применяться жестокие меры, призвали местное население воздержаться от участия в восстании. Харизматичный деятель конкретными делами помогает обездоленным. В 1917 году Алихан возглавил в Минске отдел инородных народов, призванный помочь восточным народам, представители которых оказались на фронтах Первой мировой войны. Его имя становится узнаваемым в самых разных концах империи.
Падение самодержавия А. Букейханов принял с большой радостью, так как надеялся, что теперь последуют социальные реформы. Вместе с единомышленниками он выдвигает лозунг демократической республики, предоставления земель тем, кто извлекает из нее доходы. В телеграмме, отправленной на родину, А. Букейханов пишет: «Взошла заря свободы».
В марте 1917 года А. Букейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель в этот период - провозглашение и создание казахской автономии. В мае А. Букейханов добивается прекращения жестокой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле этого же года по инициативе А. Букейханова и его соратников приходит 1-й Всеказахский съезд, создается партия «Алаш» со своей программой.
Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. В ноябре 1917 года власть в Петрограде (Санкт-Петербург в 1914 г. был переименован в Петроград) захватывают большевики. А. Букейханов в «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам» от 1 декабря 1917 года обвиняет Ленина в единоличном и безответственном правлении и отстаивает приоритет демократических свобод. Он прямо обвиняет большевиков в склонности к насилию, диктатуре и четко, указывает: «... С лица большевика спала красная маска революционера».
Идеи демократов России, в том числе и А. Букейханова, о созыве Учредительного собрания и выборе платформы для дальнейшего развития страны были жестко пресечены В. Лениным, Д. Троцким и другими вождями большевиков. В России развернулась гражданская война, жестокая, не знавшая пощад.
В условиях кровопролитной гражданской войны казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Созванный срочно ІІ-й Всеказахский съезд (5-13 декабря 1917 г., г. Оренбург) единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, дабы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета Алаш-Орды был избран (большинством голосов) Алихан Букейханов с временной столицей в г.Семипалатинске (Семей). Делегатом было поручено подготовить созыв собрания и провозглашение автономии Алаш-Орды, то есть Казахстана. В программе Алаш-Орды выдвигалась идея справедливого устройства, которая была реализована только частично.
В условиях войны лидеры Алаша входили во временный союз с командованием Белой армии, но в то же время начинаются переговоры с вождями большевиков. В марте-апреле 1918 года руководитель Наркомнаца И. Сталин и лидеры Алаша обмениваются телеграммами и говорят по прямому проводу. Д. Аманжолова отмечает, что Сталин в тот период считал даже возможным признать решения Всеказахского съезда.
А. Букейханов, будучи в Семипалатинске, несмотря на угрозы лидеров «Уш жуз», активно участвует в переговорах. Лейтмотив и магистральная цель соратников А. Букейханова в этот период -получение автономии. Телеграммы с Москвы печатаются тут же и комментируются в журнале «Абай».
Возможно, эти месяцы с марта 1917 года по осень 1920 года стали звездным часом А. Букейханова. Исполнилась его мечта о создании казахской автономии. Он и его соратники хорошо понимали, что противостоять вооруженным отрядам Красной и Белой армий невозможно. Входить в конфликт с ними означало гибель и разорение аулов. Это было время ужасной неразберихи, когда человеческая жизнь мало что стоила. А. Букейханов и его соратники сами нередко оказывались на волоске от смерти.
Трагедия движения автономистов и лично лидеров движения А. Букейханова, Ж. Досмухамедова, А. Байтурсынова заключалась в том, что руководство Белой и Красной армий не понимало стремление националов к свободе, к обществу, свободному от угнетения. Драма алашординцев была и в том, что они оказались втянутыми в водоворот событий гражданской войны, стали активными участниками этих событий, но они не были их инициаторами. При желании лидеры Алаш-Орды могли эмигрировать или отсидеться на тихой окраине. Их метания, желание войти в союз с теми или иными силами были продиктованы стремлением защитить народ от пылавшего огня.
В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер Алаш-Орды привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Одаренный от природы, энергичный А. Букейханов занимается также землеустройством, организацией овцеводства. Кроме прочего, он нередко консультировал наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, давшая большие обещания, становилась все более агрессивной. По мере укрепления большевизма все более-менее значимые лидеры республики были взяты «под особый контроль». Естественно, не избежал этой черной участи А. Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году, за выезд из Москвы без разрешения был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Вызовы в «контору» и краткосрочные аресты были и в последующем.
Алихан Букейханов, один из выдающихся деятелей Казахстана, был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил дочери, что его теперь уже не выпустят и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много прекрасного для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. 27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно.
Говоря о людях, попавших под репрессии, а они длились не один десяток лет, мы должны понять, какие глубокие страдания понесли эти люди. Они теряли своих друзей, соратников, целые семьи повергались разгрому, растаптывались их человеческие идеалы во имя мифических целей «построения коммунизма». Социальный эксперимент (о нависшей опасности, исходящей от большевиков, А.Букейханов предупреждал еще в 1917 году) в 20-е годы был развернут по всем фронтам. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге семидесятилетия. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Букейханов был оправдан связи с отсутствием состава преступления.
Незаурядный, умный и мужественный человек хотел свободы и равноправия для своего народа, смело боролся за его светлое будущее. Выдающиеся идеи А. Букейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.