Дәреже: Статья

Методические дни

 «Формирование  духовно-нравственных ценностей  в поликультурном образовательном пространстве»

Мухаметжанова З.К.

заведующая КГКП ДДУ я/с «КҮНШУАҚ»

Карагандинская область г.Балхаш

 

                     Современное казахстанское полиэтническое общество выдвигает перед педагогической наукой и дошкольной системой образования новые задачи по совершенствованию процесса развития  социальной компетентности дошкольников, поиску возможностей нравственно-духовного  развития подрастающего поколения.

                     Системный подход в воспитании детей, его непрерывность, целостность обеспечивается в детском саду путем организации всего учебно-воспитательного процесса в ходе реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание», которая способствует достижению гармонии в физическом, духовном и творческом развитии дошкольников.

                      Формирование  у детей логического мышления, познавательной активности, бережного отношения и любви к близким,  своей Родине являются одним    из основных средств духовно-нравственного воспитания. Для этого в детском саду созданы все необходимые  условия способствующие развитию и реализации творческого потенциала детей, обеспечивающие их индивидуальную компетентность.

                       В целях осуществления целенаправленной работы по данной программе значительно пополнилась  и обогатилась предметно-пространственная среда детского сада. В воспитательных программах  активно используется разнообразный тематический, дидактический и игровой материал, в результате чего дети активно приобщаются к духовным, культурным и нравственным ценностям. При реализации программы учитываются индивидуальные возможности и способности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, их быт и традиции.

                     На протяжении трех лет детский сад функционировал в  режиме развития  по Программе «Мир вокруг нас. Формирование поликультурной личности и духовно-нравственного воспитания дошкольников», которая и определила направление и пути развития, способствовала благоприятной социализации детей в процессе освоения ими опыта общественной жизни, обеспечила комплексное сопровождение, взаимодействие всех видов детской деятельности: игровой, самостоятельной, художественно-эстетической. Программа построена на принципах доступности, новизны, с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия «детский сад-семья, ребенок-педагог-родители»

                      Одной из важных задач в работе стало  создание условий для детского экспериментирования в группах. Поэтому на первом этапе мы начали работу с преобразования предметно-развивающей среды, которая способствовала  свободе выбора  и обеспечила успех  в реализации поставленных задач:

§  Оформление «Уголков творчества». Создание условий и возможностей для организации практической творческой деятельности детей.

§  Создание мини - музеев. Тематика и содержание материалов определены образовательными задачами с учетом возрастных особенностей детей;

       Специфика работы детского сада способствует творческому подходу к организации  образовательного процесса и его планированию. Большая роль при этом отводится исследовательской деятельности, научно-методической направленности педагогов, творческой активности воспитанников, понимания, поддержки и заинтересованности родителей. Особое значения в работе придается  культурологической  направленности учебно-воспитательного  процесса и приоритету духовно-нравственного, поликультурного  воспитания, обеспечивающего благополучие подрастающего поколения в современном  мировом пространстве.

         Воспитание детей на национально-региональных традициях успешно интегрируется в общей системе воспитательно-образовательной работе с детьми. На занятиях познавательного цикла, которые обогащаются изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-творческой деятельностью детей в различных кружках, студиях по интересам: «Природа и фантазия», «Лучик солнца золотой», «Живи сказка», «Возьмемся за руки, друзья».

             Дети знакомятся с истоками народно-прикладного искусства, бытом, культурой, традициями разных национальностей и народов. В результате чего, заметно улучшается, постоянно  развивается и преобразовывается образовательная и развивающая среда, которая способствует развитию креативности у детей: индивидуальных и личностных способностей каждого ребенка.

              Программа определила пути  развития детского сада, обеспечила условия духовно-нравственного развития, использование разнообразных подходов к учебно-методическому обеспечению и деятельности педагогического коллектива,  как динамически развивающегося, работающего в режиме функционирования инноваций. В настоящее время детский сад работает в режиме экспериментальной деятельности  по Программе развития «Поликультурное воспитание детей в процессе билингвального образования», которая основана  на гуманистических принципах  технологии развития и является стратегическим комплексным планом  на дальнейшие два года.  Основными задачами которого являются:

-       Глубокое  и всесторонне овладение основами национальной культуры, приобщение детей к культуре, языку, литературе,  истории своего этносоциума, направленного на сохранении национальных  культур народов Казахстана.

-       Воспитание понимания уважения самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным и духовным ценностям.

-       Воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами.

-       Формирование гражданской позиции, патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущего родного края, чувство гордости за свою страну.

-       Обеспечение взаимодействия с семьей, проявление терпимости и согласия, любви и уважения в семейных отношениях.

Одним из составных компонентов проектной деятельности является повышение профессионального мастерства педагогов. В целях стимулирования познавательной активности, как средств самореализации и их саморазвития были организованы и проведены дискуссии, заседания методических советов: «Педагогическая этика в детском саду», «Фестиваль методических  идей», «Размышляем, спорим, предлагаем» Стало традиционным проведение открытых занятий: «Мастер класс», «Уроки занятия доброты», «Сеем доброе, умное, вечное», «Я вижу мир». Вся методическая работа направлена на формирование  нового педагогического мышления, развития инициативы и творчества.

       В соответствии с поставленными  задачами, в целях более  успешной реализации Программы педагогический коллектив детского сада тесно сотрудничает с УМЦ развития образования Карагандинской области.

            Осуществляя деятельность по духовно-нравственному и этнокультурному воспитанию  в работе с детьми,  мы испытываем удовлетворение,  сегодня наше учреждение  развивается как детский сад диалога культур,  воспитывая в детях национальную этнокультурную толерантность. Мы уверены в том, что проводимая работа по развитию духовно-нравственного, поликультурного воспитания дошкольников в дальнейшем, во взрослый период жизни, каждого сегодняшнего малыша будет, по словам президента Н.А.Назарбаева, посылать им сигналы, знамения и ориентиры будущего.

 

*     1.Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г.. Изменимся вместе с детьми (философское обоснование предмета «Самопознание»).- Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК.2002.

*     2.Назарбаева С.А. «Самопознание» – возрождение истоков духовности и нравственных ценностей.//Самопознание (теория, практика, поиск новых парадигм), выпуск 2, часть 1. – Алматы. 2003.

*      3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание» - Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2006г.

*     4. Введение в предмет «Самопознание»: Учебное пособие. – Алматы, 2007.

*      5. Основы самопознания: Учебное пособие. – Алматы, 2008.

*     6. Учебно-методические комплексы по самопознанию (2001-2009 гг.)

О внесении дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 июня 2020 года

О внесении дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 июня 2020 года

2020-07-30 15:20:02

Скачать Смотреть

Тарификационный список

Тарификационный список

2019-10-17 10:58:23

Скачать

Штатное расписание

Штатное расписание

2019-10-17 10:57:29

Скачать