Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА:

Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда

Глобальный тренд социальной модернизации

Казахстан преодолел 20-летний рубеж.

Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности.

Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым.

Все это требует от государства выверенной социальной политики. И мне приходится постоянно держать социальные вопросы на контроле, постоянно к ним возвращаться.

В фокусе моего внимания – забота о каж­дом казахстанце.

И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны.

За годы Независимости в Казахстане соз­дан крепкий фундамент социального государства.

Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран.

Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия.

27 январяя выступил в Парламенте с Посланием народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации.

В Послании-2012 мною были даны конкретные поручения Правительству – и государственный механизм заработал.

Однако я не удовлетворен темпами и качеством выполнения моего Послания.

Социальные вопросы нельзя откладывать «на потом».

А это в свою очередь требует ответа на вопросы: каким должно быть наше казах­станское общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед глобальными ветрами?

В чем наши нереализованные резервы и возможности? И что еще надо сделать, чтобы социальная политика стала устойчивой, созидательной?

Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия.

Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.

И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.

Здесь не изобретается никакой специфической идеологии.

В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаютсячеловеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.

Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации.

Идея Общества Всеобщего Труда не придумана в заоблачной выси.

Это практическая, прагматическая идея. Она для меня тем более близка, что я начинал свой профессиональный путь, как хорошо знают казахстанцы, не в кабинете, не как «белый воротничок», не на паркете, а как рабочий-металлург. А это, скажу я вам, самая что ни на есть реальная профессия!

Эту трудовую школу забыть невозможно, сколько бы лет ни прошло.

Сегодня труд – как решающий национальный фактор в условиях XXIвека, в условиях глобальной конкуренции, – должен быть выдвинут на первый план.

Об этом говорят и простые казахстанцы, с которыми я совсем недавно встречался в Таразе, Усть-Каменогорске, других регионах.

Эти же идеи о необходимости поднятия авторитета человека труда я читаю в письмах казахстанцев, в откликах со всех уголков Казахстана на мое Послание и на выступление на XIX сессии Ассамблеи народа, где также акцент был сделан на задачи социальной модернизации.

Без преувеличения – тема достойного труда вызвала в казахстанском обществе самый широкий резонанс и поддержку.

Есть ли риски модернизационному процессу?

Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется.

Первое.Мы должны учитывать, что экономическая и социальная модернизация должны идти максимально синхронно.

Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений.

Второе.Как показывает зарубежный опыт, процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества.

Третье. В Казахстане государство – инициатор и главная движущая сила процесса социальной модернизации.

Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан.

Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу.

А это значит, что иждивенчество недопустимо.

Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма.

Четвертое.Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм.

В его основе – извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов.

Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать», «делать деньги из воздуха» и т. п.

Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации.

Пятое.Социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках ЕЭП.

За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты.

Мы в большей степени снизили уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану как лидеру социальных реформ важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции.

Важно не просто учитывать все вызовы при выстраивании модернизационной политики, но и вырабатывать меры по преломлению ситуации.

Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию прежде всего в самом себе?

Социальная модернизация: цель, задачи, принципы

Послание-2012 дало мощный старт модернизационному процессу в социальной сфере. Однако на практике пока «вскрыт» только самый верхний пласт проблематики, требующей дальнейшего решения.

Поэтому важно определить единое понимание всего процесса социальной модернизации, которым все государственные органы должны руководствоваться. И это понимание должно, разумеется, быть доступным всему народу.

Я хочу поделиться своим видением.

Сегодня цель и смысл социальной модернизациисостоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости.

Какие главные задачи следует решить в рамках модернизационного процесса? Этот перечень может показаться сухим и длинным, но его следует обозначить.

• Целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормыпредупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений.

• Предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения.

• Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений.

• Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты граж­данского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан.

• Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий, как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения.

• Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса – главных движущих сил инновационной экономики.

• Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством.

• Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти.

Именно на решение этих задач должны быть сориентированы все госорганы.

* * *

Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться.

Во-первых, это принцип ЭВОЛЮЦИОННОСТИ.

Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики.

Алгоритм модернизационного процесса должен базироваться на «подтягивании» отстающих сфер, регионов, отраслей, социальных групп к имеющимся стандартам и показателям социального развития.

Во-вторых, принцип ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации.

Для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус и успех.

В-третьих, принцип ПАРТНЕРСКОГО УЧАС­ТИЯ.

Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности.

Именно в этом заключается подлинная справедливость.

Важно активно развивать социальное партнерство, создавать условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, прежде всего, социальной сферы.

В-четвертых, принцип СТИМУЛИРОВАНИЯ.

Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддерж­ка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности.

Да, государство будет помогать там, где без этого не обойтись. Но то, что под силу сделать самому гражданину, должен сделать он сам.

И этосправедливо!

Еще раз подчеркну, сегодня глобальный тренд социального развития заключается в переходе к «обществу всеобщего труда». Поэтому выработка стимулов к честному труду, создание системы общественного поощрения трудовых дос­тижений – один из краеугольных вопросов социальной модернизации в Казахстане. Об этом мне не раз говорили при встречах казахстанцы.

В-пятых, принцип ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта.

Именно такое понимание задач и принципов следует положить в основу процесса социальной модернизации.



Конкретность и системность социальной модернизации

Социальная модернизация требует конкретного подхода, нацеленного на реально ощутимые, позитивные изменения в жизни всего общества,каждой казахстанской семьи и каждого казахстанца. 

Социальная модернизация делается не для «государства вообще», она должна служить и приносить пользу каждому конкретному граж­данину.

Сегодня важны не просто «бездонные» финансовые вливания в социальную сферу.

Нужны конкретные меры законодательного, организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров.

Модернизация станет успешной только в том случае, если, во-первых, будет реализовываться через Общенациональную концепцию и соответствующий план и, во-вторых, базироваться на реальных экономических достижениях, всецело связанных с форсированным индустриально-инновационным развитием.

Вне индустриально-инновационного развития никакая модернизация просто невозможна.

Это должен понимать каждый.

 ПОРУЧЕНИЕ 13

Министерству образования и науки РК:

 начиная с 2013–2014 учебного года предусмотреть расширение использования интер­активных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения;

 провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;

– внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведенияхобязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение».



c) Модернизация здравоохранения и здоровый образ жизни

Для каждого казахстанца высшая ценность – его здоровье.

Поэтому все годы Независимости я уделяю прис­тальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле.

В результате построено около 700 новых объектов здравоохранения, обновлен парк медицинского оборудования. Принят Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», реализуется Государственная программа «Саламатты Қазақстан».

За последние 10 лет на 25% увеличилась рож­даемость, на 11% снизилась общая смертность населения.

За это же время финансирование системы здравоохранения возросло более чем в 10 раз (с 1,9% в 2002 году до 3,1% от ВВП в 2011 году).

В стране создаются все условия для развития высоких медицинских технологий. В 2011 году осуществлено более 8 тыс. оперативных вмешательств на сердце. Функционирует около 180 телемедицинских центров.

В то же время только в 2011 году более 2 тыс. граждан обращались с жалобами на качество медицинской помощи, нарушение правил оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи в регионах.

Имеются случаи врачебных ошибок, ведущих к увечьям и гибели пациентов, судебных исков по данному поводу.

Необходимо повысить ответственность местных исполнительных органов за проведение эффективной политики здравоохранения, разработать меры по обеспечению правовой и финансовой защиты на случай возникновения врачебных ошибок.

С другой стороны, есть вопрос об ответственности за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы, особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми.

Свое личное здоровье надо формировать прежде всего самому человеку.И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи.

Перспективный вопрос модернизации – развитие такой формы страховой медицины, при которой ответственность за здоровье разделяют три стороны: человек, его работодатель и государство.

Проблемным вопросом является регистрация в стране большого количества лекарственных средств. Необходимо принятие комплекса мер по повышению «лекарственной» грамотности населения.