.
Дата: 2021-11-10 15:37:50
Концепция
развитияоргановсамоуправленияобучающихся
«Школьный / студенческий парламент» в организацияхобразования Республики Казахстан
Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущийчеловеческийкапиталказахстанскогообщества.
Молодоепоколение,живущеевпериодглобальныхвызововирисков,характеризуетсяповышеннойактивностьюиразнообразиеминтересов.Потомуобъединениеусилийгосударстваигражданскогообществавсозданиипо-настоящемуединогодетско-юношескогоимолодежногодвижения–стратегия государствановоговремени.
Перемены,происходящиевобщественно-политическойжизниреспублики за последние десятилетия, повлекли за собой изменениенравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежнойсреде.Какпоказываетпрактика,действующаямодельвоспитаниямолодогопоколения(детей,подростков,молодежи)требуеттрансформациии новойидеологическойосновы.
Сегодня в современных условиях функционирования организацииобразованиявозникаютвопросы,связанныесобеспечениемусловийдлядемократическогоуправленияорганизациейобразования,когданетолькоруководительипедагогическийсовет,ноишкольники,студентыиродителикакполноправныесубъектыобразовательногопроцессавлияютнакачествопредоставляемыхорганизациейобразованияуслуг.
В настоящее время государство и гражданское общество активноподнимаетпроблемуреализацииправовыхвозможностейдетейимолодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами ивузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности,человекакультуры,которыйспособендействоватьвусловияхправовогогосударстватворчески,инициативно,с пользойдлясебяиобщества.
Вреспубликесегоднянесуществуетоптимальногомеханизма,обучающего практическому использованию и защите своих прав самимидетьмиимолодымилюдьми,чтовлечетзасобойснижениемотивационнойготовностиобучающихсяистудентовксоциально-значимойдеятельности.Обучающиеся,выйдяизстенорганизацииобразования,зачастуюоказываютсясовершеннобеспомощнымивреальной жизни.
Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежногообщественногодвиженияРеспубликиКазахстанвзаменшкольныхистуденческихсоветов,старостатов,советовстаршеклассников,школьныхакиматов,студенческихкомитетовиаймаковидр.можетстатьединаяструктурнаямодельввидешкольныхистуденческихпарламентов(далее–Парламент).
Концепция развития органов самоуправления обучающихся
«Школьный/студенческийпарламент»ворганизацияхобразованияРеспублики Казахстан разработана на основании законов РеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«ОгосударственноймолодежнойполитикевРеспубликеКазахстан»,Концепциигосударственноймолодежнойполитики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап –2016-2020годы),Дорожнойкартыпопроведениюгодамолодежи.
Парламент –незаменимый помощник администрации школы,колледжа,высшегоучебногозаведенияврешениипроблемучебно-воспитательногопроцесса.
ВПарламентешкольники,студентыипедагогиучатсявместесотрудничать,становятсяполноправнымипартнерамиврешенииважныхпроблем.
Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательногопроцесса.
Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданскойактивности, социальной компетентности, гражданской ответственности,воспитаниегражданинавысокойкультуры,гуманистическойнаправленности,способногоксоциальномутворчеству,умеющегодействовать в интересах совершенствования своей личности, обществаигосударства.
ЗадачиПарламента:
- созданиеусловийдляразвитияспособностейиинтересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе,предоставлениереальнойвозможностиучаствоватьвуправленииорганизациейобразования;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективнойжизни,законамгосударства,желанияприноситьпользулюдям,помогатьпреодолевать трудностисвоимдрузьяировесникам;
- вовлечениекаждогообучающегосявобщественнуюжизньорганизацииобразования;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыковлидерскогоповедения,организаторскихзнаний,умений,навыковколлективнойируководящейдеятельности.
Парламентстроитсянапринципахвзаимопомощиидоверия,стремлениякразвитию,равноправиявсехобучающихся,коллективностипринятиярешений,приоритетностиправиинтересовобучающихся,гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости,добровольности,честности иуваженияпартнёров.
СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:
1. Фракцияправаипорядка.
2. Фракцияинформации.
3. Фракцияспортаиздоровогообразажизни.
4. Фракциясамопознанияисчастья(психология).
5. Фракциязаботы(волонтерство).
6. Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).
7. Фракциядебатногодвижения.
8. Фракцияэкологииитруда.
ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.
ДеятельностьПарламентавшколекоординируетзаместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ).
Вкаждомклассе,каждойгруппеорганизацииобразованияизбираются депутатывсех8фракций.
ПрезидентПарламентапринимаетучастиепринеобходимостивзаседанияхразличныхколлегиальныхоргановорганизацииобразования. Основная форма управленияПарламентом – проектныйменеджменткакуниверсальная технологияэффективногоуправлениямеханизмами.
ДепутатамиПарламентамогутстатьшкольники,студентыколледжейивузов.
Направления проектной деятельности Парламента: экологические,волонтерские,краеведческие,туристские,интеллектуальные,экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические,музыкальные идругие творческиепроекты.
Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базешкол,колледжейивузовсоздаютсяпроектныеофисы(далее–Проектныеофисы).
Проектныеофисыкоординируют:
- проектнуюдеятельностьфракцийПарламентавтечениегода;
- выборыПрезиденташколы,колледжа,вузаиднисамоуправления;
- участиевработеколлегиальныхорганов.
В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования,акции,флеш-мобы,экскурсии,походы,турнирыидр.
ВыборыПрезидентаПарламентапроводятся1развгодвсентябремесяце.
ДлястимулированиячленовПарламента,лидеровшкольногоистуденческого самоуправления возможны следующие виды поощрений:грамоты,дипломы,медали«ЛидершкольногоПарламента»,«ЛидерстуденческогоПарламента»,стипендии,включениеуспешногопроектавнациональную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездкипоКазахстану,оздоровлениевРУОЦ«Балдаурен»идр.детскихоздоровительныхлагерях.
Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов,полнаяинформацияопарламентахразмещаетсянасайтахшкол,колледжейивузов.
Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных истуденческихпарламентоворганизацийобразованияРеспубликиКазахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеровдетского и молодежного движения по вопросам развития гражданскогообществаиролимолодогопоколениявукрепленииипроцветанииродины.
Ожидаемыерезультаты:
- воспитанноемолодоепоколениечестных,добрыхиактивныхличностей;
- повышение статуса и роли органов ученического и студенческогосамоуправлениявтрансформацииимодернизацииобщественного(детскогоимолодежного)сознания;
- вовлечениеобучающихсявпроектнуюдеятельностьпоинтересам;
- стабильноеисистемноефинансированиеизбюджетоввсехуровней
Положение о деятельностишкольныхистуденческихпарламентов
Глава1. Общиеположения
1. Настоящее Положение о деятельности школьных и студенческихпарламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру,порядокформированияиорганизациидеятельности,праваиобязанности органашкольногоистуденческого самоуправления–школьногоистуденческогопарламента.
2. Школьный и студенческий парламенты являются инициативной,самостоятельной,ответственнойобщественнойформойшкольногоистуденческого самоуправления, направленного на решение важнейшихвопросовдетейимолодежи,развитиееесоциальнойактивности,поддержкусоциальных инициатив.
3. Орган школьного и студенческого самоуправления – школьный истуденческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативешкольниковистудентоворганизацийобразованиякакпостояннодействующийкоординирующийоргандляпредставленияинтересовобучающихсяидействуетнаоснованиинастоящего Положения.
4. КаждыйобучающийсяимеетправоизбиратьибытьизбраннымвактивПарламентавсоответствии снастоящимПоложением.
5. ДеятельностьирешенияПарламентанаправленыираспространяютсянавсех обучающихсяорганизацииобразоВ своей деятельности Парламент руководствуется КонституциейРеспубликиКазахстан,законамиРеспубликиКазахстан«Обобразовании»,«Огосударственноймолодежнойполитике»,иныминормативнымиправовымиактамиРеспубликиКазахстан,атакженастоящимПоложением.
Глава2.ЦельизадачиПарламента
6. ЦельПарламента:созданиеусловийдляуспешнойсоциализациии эффективной самореализации детей и молодежи, также возможностидлясамостоятельногорешенияобучающимисявозникающихпроблем.
7. ЗадачиПарламента:
1) реализациятворческойактивностиисамодеятельностиобучающихся;
2) содействиезащитеправиинтересовобучающихся,втомчислеврешенииобразовательных,социально-бытовыхипрочихвопросов,затрагивающихихинтересы;
3) содействиеруководству организацииобразованияврешенииобразовательныхинаучныхзадач,организациидосугаибытаобучающихся,пропагандездорового образажизни;
4) содействиеорганизацииобразованиявпроводимыхмероприятияхврамкахобразовательногоивоспитательногопроцесса;
5) проведениеработы,направленнойнапатриотическоеотношениекдухуитрадицияморганизацииобразования,повышениесознательностиобучающихсяиихтребовательностикуровнюсвоихзнаний, воспитаниебережногоотношениякимуществу;
6) информированиеобучающихсяодеятельностиорганизацииобразования;
7) участиевформированииобщественногомненияодетяхимолодежикакреальнойсилеистратегическомресурсеразвитияказахстанскогообщества;
8) содействиереализацииобщественнозначимыхдетскихимолодежныхинициатив.
8. ВорганизацииобразованиядеятельностьПарламентанаправленанарешениеидругихзадач,определяемыхсучетовспецифики регионаиорганизацииобразования.
Глава3.СтруктураПарламента
9. ЛидеромПарламентаявляетсяпрезидент,избираемыйнавыборахобучающимися ипедагогамиорганизацииобразования.
10. Президент и члены Парламента избираются сроком на одинучебныйгод.
11. Парламентсостоитизпрезидента,егозаместителей,лидеровичленовфракцийПарламента.ВслучаенеобходимостипорешениюПарламента в его состав дополнительно избираются члены Парламентаиз числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются насобраниях классовигрупп.
Глава4.ДеятельностьПарламента
Деятельность Парламента в школе координирует заместительдиректора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председательКомитетаподеламмолодежи(далее–КДМ)организацииобразования, которыйнесетперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнаПарламентзадачифункций.
12. ПрезидентПарламента:
1) руководитдеятельностьюПарламентаинесётперсональнуюответственностьзавыполнениевозложенныхнанегозадачиосуществление имсвоихфункций;
2) распределяетобязанностимеждусвоимизаместителями,лидерамийфракцийикоординируетихдеятельность;
3) привыполнениисвоихобязанностейпользуетсяправами,предоставленнымируководствоморганизацииобразования.
13. ПарламентпредставляетнаутверждениеруководствуПоложениеодеятельностиПарламентаорганизацииобразования.
14. СтруктураПарламентасостоитиз8фракций:Фракцияправаипорядка.
Фракция информации (пресс-служба).Фракция спорта и здорового образа жизни.Фракциясамопознанияисчастья(психология).Фракция заботы (волонтерство).
Фракциякультурыиискусства(музыкальное,художественноетворчество).
Фракциядебатногодвижения.Фракцияэкологииитруда.
ВысшийорганПарламента–общеесобраниелидеровфракций.
15. ПланированиедеятельностиПарламентаосуществляется наосновепланаработыорганизации образования.
16. Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальныхорганов организацииобразования.
17. Парламентосуществляетсвязьсгосударственнымиинеправительственнымиорганизациями.
18. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом сцелью эффективного выполнения задач, стоящих перед организациейобразования.
Глава5.ПраваиобязанностиПарламента
19. Парламентимеетправо:
1) участвоватьвразработкеисовершенствованииположений,плановработ,затрагивающихинтересыобучающихсяорганизацииобразования;
2) участвоватьврешениисоциально-бытовыхифинансовыхвопросов,затрагивающихинтересыобучающихся,втомчислевраспределении средств организации образования, дотаций и средств,выделяемыхнакультурно-массовыеиспортивно-оздоровительныемероприятия,отдых илечение;
3) участвоватьврассмотрениивопросов,связанныхснарушениямиобучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядкаорганизацииобразования, атакжестуденческихобщежитий;
4) участвоватьвразработкеиреализациисистемыпоощренийобучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебнойдеятельности;
5) рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений ижалобобучающихсяорганизацииобразования;
6) запрашиватьиполучатьвустановленномпорядкеотпредседателя КДМ организации образования информацию, необходимуюдлядеятельностиСтуденческогопарламента;
7) определятьииспользоватьзаконныеформыпротестадлязащиты прави свободобучающихся;
8) приниматьнепосредственноеучастиевпланировании,подготовке,проведенииианализевнеучебныхмероприятийорганизацииобразования;
9) принимать участие в работе клубов, создаваемых в организацииобразования.
20. Парламентобязан:
1) проводить работу, направленную на повышение сознательностиобучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитаниебережного отношения к имуществу организации образования, укреплениеучебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческихобщежитиях,повышениегражданскогосамосознанияобучающихся,воспитаниечувствадолгаиответственности;
2) проводитьработусобучающимисяповыполнениюУставаиправилвнутреннегораспорядкаорганизацииобразования;
3) содействоватьруководствуорганизацииобразованияввопросахорганизациивнеучебнойдеятельности;
4) своевременнорассматриватьвустановленномпорядкевсезаявления иобращенияобучающихся,поступающихвПарламент;
5) проводитьработувсоответствиисПоложениемипланомдеятельностиПарламентана учебныйгод;
6) поддерживатьсоциальнозначимыеинициативыобучающихся;
7) содействоватьсозданиюнеобходимыхсоциально-бытовыхусловий,такжеусловийдляучебыиотдыхаобучающихся;
8) представлятьизащищатьинтересыобучающихсяпередруководством организации образования, государственными органами,общественными объединениями,иными организациями;
9) информировать руководство организации образования о своейдеятельности.
Глава6.ОбеспечениедеятельностиПарламента
21. Руководствоорганизацииобразованиясоздаетусловия,необходимыедляобеспечениядеятельностиПарламента,предоставляетвбезвозмездноепользованиепомещения(кабинеты),средствасвязи,оргтехникуи другиенеобходимые материалы.