Социальная инфраструктура за три года (2019-2022гг)

Дата: 2022-06-08 09:34:58

 

В последнее десятилетие в  школескладывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Формируется  инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Сегодня трудно представить воспитательно-образовательный процесс без психолого- педагогического сопровождения. Оно стало неотъемлемой частью школьной жизни, важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны, и в случае необходимости, защиты прав его участников.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормальною развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,учащимся, родителями;

— психологическое обеспечение образовательных программ;

— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение воспитанников обеспечивается взаимодействием специалистов различного профиля образовательного учреждения (Администрация, классные руководители, педагог- психолог,социальный-педагог, воспитатели) и также привлекается родительская общественность.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностно и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решение личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются: психолого-педагогическое консультирование, метод организации развивающих ситуаций, ситуационно-ролевые игры и др.

Психолого-педагогическая консультация.

Цель создание у воспитанника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной ситуации.

В процессе консультирования могут решаться три группы задач:

1) эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности воспитанника в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);

2) информационной поддержки обучающегося (обеспечение воспитанника сведениями, необходимыми для разрешения проблемной ситуации);

3) интеллектуальной поддержки социализации (осознание воспитанником собственной проблемной ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).

Для реализации требований психолого-педагогического сопровождения в школе создана рабочая группа, в которую наряду с учителями и воспитателями входят следующие специалисты: педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.

Содержание работы педагога-психолога Нураковой Г.С. связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития воспитанников, их обучения и воспитания.

Цель работы : создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. для создания социально-психологических условий нормального личностного развития воспитанников ( в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализация.

Педагог – психолог ведет планомерную психолого-педагогическую работу с воспитанниками. На каждого ребенка заведены индивидуальные карты, в которых содержится необходимая информация о самом воспитаннике, о состоянии его психологического сопровождения. В которой отмечаются личностные качества ребенка, проявляющиеся в поведении и деятельности. Гулнара Сатыбалдиновнаведет свою работу по пяти направлениям:

  • диагностическое;
  • консультативно- просветительская;
  • коррекционно-развивающее;
  • Экспертная работа;
  • Организационно-методическая

I. Диагностическое направление.

При реализации диагностического направления выполняет следующие мероприятия:

Первичную диагностику проводит в начале учебного года по методике Н.Г.Лускановой определяя уровень тревожности и уровень самооценки.

Диагностическое направление реализуется ПМПк. В его реализации принимают участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с низким уровнем знаний, положение и регламент работы которой разработаны школой.

Цель работы ПМПк: оказание помощи детям, имеющим затруднения в освоении основной образовательной программы(выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения).

Содержание деятельности ПМПк: специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости воспитанников, вносят коррективы в программы индивидуальной работы; рассматривают спорные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для ребенка дополнительных дидактических материалов.

В состав ПМПк входят: педагог-психолог, учитель-предметник, социальный педагог, врач, а также представитель администрации. Родители (законные представители) уведомляются о проведении ПМПк.

По итогам работы школьной ПМПк были направлены воспитанники, имеющие трудности в обучении. Для них созданы программы коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной сферы, которые реализуется в ходе коррекционно-развивающих занятий. Педагог психолог проводит в  группах или индивидуально. Занятия проводит 1-2 раза в неделю.

II.Коррекционно-развивающая работа.

С воспитанниками организуются и проводятся коррекционно-развивающие занятия:

  • развитие познавательной сферы воспитанников;
  • профилактика и коррекция детских страхов;
  • формирование социальной компетенции учащихся.

В коррекционно-развивающем процессе сочетается индивидуальная и групповая работа, которая проводится в виде развивающих занятий, тренингов, беседы-консультации с родителями,тестирование детей «группы риска» .Основной акцент делается на устранение отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, на формирование их социальной компетентности и профессионального самоопределения.

III. Консультативно-просветительская

Данная работа заключается в сопровождении следующих вопросов:

  • Проблемы преодоления трудности в обучении
  • Межличностные отношения «ученик-ученик», «ученик-учитель»
  • Особенности детско-родительских отношений
  • Проблемы адаптационного периода пятиклассников
  • Особенности воспитания и развития детей в семье
  • Поведенческие проблемы

При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации.

Педагог-психолог Нуракова Г.С. совместно с классными руководителями   проводит индивидуальные и групповые консультации с воспитанниками 5 класса для снятия тревожности и напряжения.

IV.Организационно-методическое направление

Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагог – психолог осуществляет, во первых , осуществляет планирование и анализ своей деятельности; во- вторых, ведет текущую документацию; в-третьих, осуществлялась подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д.

Анализируя работу педагога-психолога Нураковой Г.Сза  три годаможно сказать о том, что вся её деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям.

Одним из условий сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей (законных представителей) или классных руководителей.

Вывод: Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо:

  • обеспечить активное участие педагога-психолога в разработке и сопровождении программ воспитания;
  • осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога и педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагога организатора.
  • расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности.