Инновационная деятельность школы
Казахстану нужны особые люди, которые поведут вперед страну. Об этом сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с родителями учащихся Назарбаев интеллектуальной школы.
Развитие науки и техники не стоит на месте, это значит, что постоянно появляются все новые и новые изобретения, старое раскрывается с новой стороны, совершенствуется, ускоряется. Подобные изменения затрагивают все сферы жизни общества – в том числе и образование. Для успешной социализации уже не хватает тех навыков, которые прививаются в школе. Инновационная деятельность школы сориентирована не столько на усвоение конкретного перечня правил (что также присутствует), сколько на раскрытие творческого потенциала ученика. Приоритет современной школы – это не «заложить» в голову готовые знания, а создать условия для поиска этих знаний, научить самостоятельности. Если учесть, что в современных университетах и институтах все чаще практикуется программа самостоятельной подготовки под руководством тьютора (куратора), то это грамотное вложение «в будущее». Комплексный подход позволяет усваивать не только новые знания, но и общепринятые морально-нравственные нормы.
Любую современную школу можно назвать инновационной, поскольку в образовательный процесс активно привлекаются нововведения и достижения. Задача казахстанского общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности одаренной молодежи. По словам Дистерверга, развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
В нашей школе созданы все условия для самореализации личности ученика в различных сферах учебной и внеурочной деятельности. Педагогический коллектив и учащиеся принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, научно–практических конференциях, фестивалях, акциях, предметных олимпиадах городского, областного уровня, спортивных состязаниях, имеют личные достижения.
Общеобразовательная школа № 15 , как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Кроме этого, инновацией для каждой конкретной школы может стать то, что уже давно реализуется в других учебных заведениях, но ранее не было применено именно этой школой. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений есть в то же самое время деятельность по развитию самой школы. И поэтому цель инновационной работы нашего педагогического коллектива - создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения.
Можно сказать, что мы находимся на этапе активного формирования инноваций. Инновационная работа в школе ведется по трем направлениям:
1. Организация интеллектуально – творческой работы учителей,
2. Организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся,
3. Работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.
Как мы видим, инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, стремлением повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).С 2009-2010 учебного года в школе открыта опытно-экспериментальная площадка. Школа является проводником инновационных технологий. Школа участвует в проекте «Инновационная школа ХХІ века», который реализуется на основе сотрудничества областного ИПК и ПРО с НАО им. Ы.Алтынсарина и Центром современной педагогики «Обучение без границ» (Канада, Монреаль) по внедрению компетентностного образования в Республике Казахстан. Республика Казахстан как динамично развивающееся государство ставит перед собой высокие цели достижения конкурентоспособности, экономики и важнее всего, конкурентоспособности нации в мировом цивилизованном сообществе. Поэтому, пути назад к понятному, привычному, но не эффективному, у нас нет. Общество и государство как социальные заказчики требуют от школы подготовки принципиально иного подрастающего поколения. Для успешной реализации данных целей обязательными являются: интеграция в мировое образовательное пространство, переход от знаниецентрированной педагогики к компетентностной педагогике, трансформация системы образования страны в сторону европейских стандартов образования, как наиболее адаптированных к потребностям современного человека и общества. Жизнь с усиливающейся конкуренцией на рынке труда требует от личности коммуникативной, информационной компетентности и сформированности компетенции разрешения проблем, высокой степени адаптивности к быстро меняющемуся миру. Умение учиться является жизненно важным для достижения личного, карьерного и семейного благополучия и успеха человека. Именно компетентностный урок реально создает условия для формирования столь жизненно важных качеств личности, поэтому учителя СШ № 15 в сентябре 2010 года вступили в Международный Образовательный проект «Инновационная школа 21 века», руководителем которого является профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, PhD Георгий Алексеевич Рудик.Ежегодно проводится мастер класс с педагогическим коллективом под руководством главного тьютора Г.А.Рудика, профессора, доктора педагогических наук, директора Центра современной педагогики , Канада Монреаль. На данный момент в проекте участвуют 47 педагогов, из них 27 закончили трехгодичный курс. Педагогические новшества, полученные на курсе, активно внедряются в учебно – воспитательный процесс.В школе функционируют исследовательские центры «Малая индустрия», «Самопознание», «Электронная школа», «Малая академия наук», «Национальное достояние», «Истоки независимости», опорная республиканская базовая школа по экологической программе «МИР РАСТЕНИЙ» республиканского научно-популярного журнала «Гүлстан» Кулжабаевой Гозел и общественного объединения «Гүлзар» Кабдолдановой Батимы , дошкольный мини-центр с внедрением с 2012-2013 учебного года проекта «Полиязычное образование и этнопедагогика». В обработке исследовательских материалов и создании электронных пособий, видеороликов, большая роль отводится школьной электронной библиотеке.
Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским – языком межнационального общения, важным средством общения выступает иностранный язык.
Главная цель перед учителями и учениками школы – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию. В течение 2-х лет мини-центром «Таңшуақ» создавалась модель детского сада с билингвальным и поликультурным компонентами образования. Речевое общение строится во всех режимных моментах. Родителям предлагаются образцы ситуаций для общения на 2-х языках, разрабатываются рекомендации по активному погружению детей в пространство двуязычия.В экспериментальной группе наметилась положительная динамика в овладении вторым русским языком. Дети проявляют активность в речевом взаимодействии со взрослыми.
Опыт работы мини-центра был успешно представлен на Республиканском конкурсе 2011года.В 2013 году методист мини-центра «Таңшуақ» Жакишева Кулпаш Билановна была награждена дипломом в номинации «Қалалық мектепке дейінгі білім беру мекемесінің үздік педагогі» и денежной премией в размере 200000 тенге. В решении главной проблемы современного мира, согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического общения, межкультурной коммуникации может способствовать в большей степени сохранение и поддержка ситуации полиязычия в каждом государстве и в отношениях между государствами.
В целях реализации Послания Президента Н.А.Назарбаева «Триединство языков» учитель русского языка и литературы Сатенова Ш.Ш.принялаактивноеучастие в Международной научно-практической конференци в г.Пекине (КНР), организованной Пекинским институтом молодежной политики, ее доклад «Актуальные проблемы полиязычия в современном образовании» был удостоен международным сертификатом Центра Пекинского института молодежной политики.
В2012-2013 учебном году Посольством Франции в Казахстане был организован конкурс , в котором приняла участие и выиграла грант на двухнедельную стажировку во Франциюучитель французского языка, заместитель директора по инновационной работе общеобразовательной средней школы №15 города Балхаш Жунус Несипкайша Гылымжанкызы. Несипкайша Гылымжанкызы усовершенствовала свои знания по французскому языку в Европейском Институте французского языка в городе Монпёлье, на юге Франции.В группе обучались 10 человек из разных стран: Австрии, Германии, Словакии, Сербии, Голландии, Испании, Италии, Узбекистана и Казахстана. Занятия проходили по модулям дидактики, изучению страноведения и гастрономии по открытии культуры Лангедок. В мастер-классе прозвучали такие темы, как «Работа с аутентичными документами», «Франция и дух франкофонии», «Усовершенствование языковой лингвистики». По окончанию занятий Жунус Н.Г. была отмечена международным сертификатом Европейского института французского языка.В общеобразовательной средней школе №15, построенной в рамках программы Президента «100 школ, 100 больниц» реализации проекта «Зеленая школа» уделяется особое внимание, так как он призван не только повысить качество озеленения территории и благоустройства образовательного учреждения, но и воспитать в учениках гуманное отношение к миру, к прекрасным творениям природы, уважать труд людей. В связи с этим в школе организован курс по выбору «В мире цветов», где детей учат основам озеленения, где можно увидеть результаты труда учеников за 4 года. Эффективность проекта в экологическом воспитании детей достигается повышением познавательной активности у детей,не оставаться равнодушным к проблемам загрязнения природы, защищать природу. Школа одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
Ярким примером является стабильность в молодом коллективе. Команда единомышленников системно участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, разработках новых проектов и программ на разных уровнях. В мае 2011 года была опубликована статья «Обновление содержания образования как условие нравственно-духовного воспитания, развития и становления гражданина РК», Б. По итогам областного конкурса удостоены номинации «Стратег- менеджер». Наличие инновационного потенциала связано с основными качествами личности педагога:
творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в практической деятельности;интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень грамотности. 14-15 июня 2012 года в Астане на базе Евразийского Национального Университета им. Л.Н. Гумилева прошла II Международная научно-практическая конференция «Содержание образования: традиции и перемены». Участники руководитель школьной кафедры иностранных языков Ш. Ш. Сатенова, доклады вошли в научный сборник Министерства образования и науки Республики Казахстан. В том же году в этой же конференции приняли участие уже 7 педагогов: К. Ш. Дубирбекова, Жунус Н. Г. , Ерменбетова Г. О., Жакыпбекова М. Б., Тусупова Н. Д., Сатенова Ш. Ш.
Наши педагоги являются участниками международных проектов.
1. К. Ш. Дубирбекова и П. Бакыткызы представили доклад «Формирование функциональной грамотности через осуществление проекта «Зеленая школа» на Первых Республиканских педагогических чтениях работников образования «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения нового качества образования», организованных МОН РК АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», 26-28 июня 2013 года.
2. Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в педагогике и психологии: от теории к практике», 2013 год, Алматы, КазНПУ
К. Ш. Дубирбекова, Н. Г. Жунус «Дистанционное обучение участников международного инновационного проекта».
3. Н. Г. Жунус. Первые Республиканские педагогические чтения работников образования «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения нового качества образования» областной уровень, Диплом IIстепени, денежная премия, 2013 год
4. IIМеждународная научно-практическая конференция «Теория и практика подготовки педагогических кадров в Центральной Азии», МОН Республики Киргизии Дубирбекова К. Ш. «Формирование функциональной грамотности через осуществление проекта «Зеленая школа», Бакыткызы П. «Научный проект как фактор экологического воспитания», Джакупова З. А. «Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы», Ерменбетова Г. О. Жакыпбекова М. Б. «Пути формирования профессиональной компетентности педагогических работников»,
Жунус Н. Г. , Тусупова Н. Д. «Дистанционное обучение участников международного инновационного проекта», Лукпанова Ш. Н. «Психологические особенности и подростковая преступность» , Сатбек С. К. «Народные приметы и предсказание погоды», Тайжанова К. Б., Серикова Г. А. «Эффективность духовных ценностей в предпрофильной подготовке учащихся», Ташенова Ж. К. Кенжебекова Л. Т. «Инновационные технологии в укреплении здоровья детей», Сатенова Ш. Ш. «Компетентностное образование в средней школе».
В целях повышения педагогического мастерства работников сферы образования, обобщения и широкого распространения лучшего инновационного педагогического опыта в обучении и воспитании учащихся в новом учебном году наши педагоги стали участниками Республиканской конференции в Астане «Инновационные процессы в образовании». Так, учитель Джакупова З. А. за доклад «Роль педагога в работе с одаренными детьми» заняла 2 место в республиканском конкурсе;
Сатенова Ш. Ш. Участвовала в республиканском конкурсе «Лучший педагог» и заняла 2 место;
Аблайханов Б. М. «Роль программы «Самрук» в формировании нового казахстанского патриотизма», 3 место в республиканском конкурсе;
Мухаметжанова Ж. С. «Роль уроков информатики в формировании личности ребенка», сертификат;
Ерменбетова Г. О. «Методика развития и диагностики в воспитании одаренной личности в современной школе», 3 место в республиканском конкурсе;
Сатбек С. К. «Использование ИКТ на уроках географии», 1 место в республиканском конкурсе. В школе созданы все условия для творческой самореализации каждого ученика. В 2012 году наша выпускница Мурат Акбопе получила«Алтын белгі». Впервые в истории школы ученица 11 класса Ныгымет Айкерим завоевала серебряную медаль по биологии на Международном конкурсе, проходившем в г.Ларнака (Кипр). На протяжении 4 лет наша школа по результатам деятельности является лидером среди школ города.
Постоянное обновление и саморазвитие на основе особой организации деятельности педагогов и школьников обеспечивает стремление к периодическому глубокому анализу и пересмотру своей работы.
Список литературы:
1. СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства
2. КОНЦЕПЦИЯ 12- ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- Жайтапова А. А., Рудик Г. А., Белошниченко Е. В. , Сатыбалдиева А. С. Педагогика 21 века на пороге школы. Алматы 2009г.
- Рудик Г. А Центр Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада, 2009г.
- Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М., 2004 г.
- Конаржевский Ю.А. «Внутришкольный менеджмент» под ред. Шамовой Т.И. – «Новая школа», 1992 г.
- Дистерверг А. Педагогические идеи.