«Модель кадетских классов – комплекный подход к развитию военно-патриотического воспитания»

Дата: 2017-10-03 18:47:51

Модель кадетских классов – комплекный подход к развитию военно-патриотического воспитания

 Роль общеобразовательных школ в воспитании подрастающего поколения – это особая система, предполагающая комплексный подход, который охватывает множество направлений и методов работы. Создание модели общеобразовательной школы с кадетскими классами является одной из эффективных  мер по развитию военно-патриотического  воспитания и формирования разносторонней личности.

Кадетские классы в нашем городе начали работать с 2012 года, в 2016-2017 учебном году школой №8 была составлена Экспериментальная программа «Создание классов Ұлан военного направления в системе общеобразовательной школы» и утверждена на городском уровне. 

Особенностью обучения в кадетских классах является усиленная физическая подготовка, подробное изучение основ военного дела, воспитание казахстанского патриотизма и любви к Родине. Ношение единой военной формы, строгая дисциплина, особый распорядок дня накладывают отпечаток на весь процесс обучения в кадетских классах. Учебный процесс в кадетском классе ориентирован на формирование у кадетов высокого патриотического сознания, на воспитание у каждого кадета чувства любви к своей Родине — Казахстану, готовности к выполнению гражданского долга, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта. Этому подчинены каждый урок и каждое занятие, как по учебным предметам базового компонента, так и в системе дополнительного образования. 

   Важноезначение в учебно-воспитательной практике в кадетском классе придается расширению исторической памяти на уроках истории, о воинах-казахстанцах, защищавших рубежи и интересы нашей страны, выполнявших интернациональный долг.   Военная направленность курса истории решает проблему воспитания интересау кадетов к изучаемому материалу, формирует профессиональные знания. При наличии идейного стержня история предстает перед учащимся как цельная развивающая дисциплина общекультурного характера.

В своей статье «Курс на будущее: духовное возрождение» Президент отметил, что «В каждом регионе были личности, которые были опорой и надеждой своему народу в непростые времена, чьи имена навсегда остались в памяти у народа. Обо всём этом должно знать наше подрастающее поколение». Следуя идее Главы государства и всвете реализации Программы «Туған жер» данная работа будет углублена, в программу дополнительных курсов «Руханият», «Елтану» включены темы, отражающие историю и героизм не только казахстанцев, но и наших земляков-балхашцев.

На сегодняшний день без участия кадетов в городе не обходится ни одно торжественное событие, имеющее патриотический характер. Особое значение в этой работе имеет система социального партнерства.  Тесное сотрудничество с воинскими частями, с Советом ветеранов, Общественными объединениями «Боевое братство», «Әскер», дает возможность в непосредственном контакте и взаимодействии со старшим поколением проводить работу по военно-патриотическому воспитанию.

Для расширения социального партнерства заключены меморандумы с Карагандинской школой «Жас ұлан» им. Т.Бигельдинова, с СОШ №58 г. Караганды, что позволяет обмениваться опытом и вводить новые формы работы. Налажено сотрудничество с Карагандинским Домом юношества. Дважды наши кадеты стали обладателями второго места в областном конкурсе «Лучший кадетский класс». Сотрудничество со Дворцом школьников нашего города и занятия в кружках и секциях дает возможность решать проблемы нехватки часов вариативной части для дополнительных программ кадетов.

Немаловажное значение имеют традиционные кадетские мероприятия, такие как принятие торжественной присяги новобранцами-пятикласниками, Кадетский бал, последний звонок выпускников-кадетов.  Такие мероприятия повышают чувство гордости и ответственности кадетов за свой статус, подвигают их на то, чтобы они были достойны звания «кадет».

Особо нужно отметить, что 22% учащихся кадетских классов являются детьми из многодетных или неполных семей. Не секрет, что в неполных семьях остро ощущается отсутствие мужского воспитания и нередко мамы приводят своих сыновей для восполнения этого изьяна. Действительно, на мальчиков из таких семей воспитание в кадетских классах и в мужской среде оказывает положительное влияние.  Более 90% мам признают, что их сыновья стали собраннее, ответственней и им значительно легче во взаимоотношениях между собой. Конечно, бывает, что иногда некоторые мальчики не выдерживают нагрузки и переводятся в общеобразовательный класс, но даже при этом основы, заложенные в кадетском классе дают положительный результат. Такие дети в обычном классе становятся лидерами и в обучении, воспитании с ними проблем не возникает.

По инициативе школьной администрации, в кадетском классе третий год обучается воспитанник детского дома Есильбеков Темирлан. Хотя первый год обучения с кадетским воспитанием далось и ему, и нам нелегко, тем не менее нам удалось добиться того, что у него тоже появилось чувство гордости за свой статус и появилась мечта – поступить в школу «Жас ұлан». И это налагает немалую ответственность на нас, администрацию школы.

Нельзя сказать, что в работе с кадетами все гладко и мы обходимся без проблем. Как было уже сказано выше, ощущается нехватка часов вариативной части для проведения дополнительных курсов. Зачастую учителям приходится  проводить занятия  в качестве общественной нагрузки. Сталкиваемя с проблемой отсутствия кадров по проведению занятий по рукопашному бою, так как на маленькую нагрузку, которую мы имеем возможность выделить, тренеры не соглашаются.  Не все кадеты заинтересованы в занятиях по прыжкам с парашютом на базе социального партнера – общественного объединения «Әскер». Хотя  для нашего города это уникальная возможность – иметь базу и мы не можем не воспользоваться им. Ведь в других городах такой возможности нет,  тем не менее родители не всегда разрешают своим детям прыгать с самолета с парашютом. Поэтому, мы должны проводить  разъяснительную работу с родителями более углубленно, чаще приглашать их на занятия и проводить совместные мероприятия.