Рекомендации родителям
Информационно-психологическая безопасность детей – защищенность, минимизация информационно-психологического вреда здоровью, духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Для современных детей интернет – источник информации и развлечений, средство обучения. Современная программа обучения требует умений пользоваться компьютером уже с начальных классов. Как обезопасить ребенка?
На компьютере всегда можно установить функцию родительского контроля (ограничение поиска информации и посещения сайтов). Но кроме этого полезно поговорить с ребенком об особенностях пользования интернетом:
- Предупредите о возможных опасностях, о том, что нельзя верить розыгрышам и выигрышам. О странной и сомнительной информации нужно спрашивать у родителей и рассказывать о подозрительных сообщениях.
- Интересуйтесь жизнью ребенка в интернете и его друзьями, особенно когда ребенок хочет встретиться с кем-то из сети.
- Будьте современными и мобильными, осведомленными в вопросах интернета и жизнедеятельности ребенка.
- Необходимо оставить идею строгих запретов и наоборот показать положительное отношение к интернету. Нужно культивировать и придавать значение его преимуществам. Сами покажите полезные и интересные сайты.
- Настройте на компьютерах блокировку всплывающих окон (это есть в настройках браузера). Шокирующие материалы в виде рекламы появляются даже на детских и безопасных сайтах.
- Поговорите о культуре в интернете. Объясните, что там нельзя сквернословить, оскорблять кого-то. Обозначьте связь интернета и реальной жизни: одно легко переходит в другое.
- С подростками поговорите на тему полового взросления и сами покажите полезные сайты о здоровье и сексуальности.
- Помните о правиле «все, что однажды попало в интернет – остается там навсегда» и расскажите об этом ребенку.
- Изучите сами сетевой этикет и познакомьте с ним ребенка. Например, крупный шрифт – крик, сообщение без смайла – серьезный разговор (но не для всех).
Очевидно, что нельзя предугадать, какие именно сайты посетит ребенок и какую информацию он там найдет. И конечно, кто-нибудь да нарушит запреты или проигнорирует рекомендации. Соответственно, не считая установки фильтров на компьютеры, вариант один – общаться с ребенком. При доверительных отношениях он сам захочет рассказать о том, с кем общается, какую информацию видел, кто ему писал и так далее.
Задача школы и родителей – учить ребенка анализу, критическому мышлению, избирательному отношению к информации. Обязательно подтверждать это собственным примером.