Методические рекомендации по совершенствованию краеведческой работы в общеобразовательных организациях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»

Дата: 2018-03-02 22:48:22
Методические рекомендации по совершенствованию краеведческой работы в общеобразовательных организациях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»

ВВЕДЕНИЕ

В    Послании 2017 года Президент Н.А. Назарбаев объявил о начале Третьей модернизации в Казахстане, целью стала– войти в тридцатку развитых государств мира. В условиях масштабной политической и экономической модернизации Глава государства поделился своим видением о том, что сердцевиной масштабных преобразований выступит опережающая модернизация общественного сознания. Программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определены 6 направлений модернизации общественного сознания: 1)    конкурентоспособность; 2) прагматизм; 3) сохранение национальной идентичности; 4)  культ знания; 5) эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; 6) открытость сознания. В    рамках Программы «Рухани жаңғыру» реализуется шесть спецпроектов:

•       «Туған жер»;

•       «Сакральная география Казахстана»;

•       «Современная казахстанская культура в глобальном мире»;

•       «100 новых учебников»;

•       «100 новых лиц»;

•       «Перевод казахского языка на латинскую графику».

Өлкетану - Краеведение– это один из базовых проектов подпрограммы «Тәрбие және білім» спецпроекта «ТУҒАН ЖЕР». Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Краеведение- составная часть патриотического воспитания. Воспитание сегодня рассматривается как одно из самых важных приоритетов государственной политики в сфере образования. Воспитывают государственный патриотизм, формируют гражданскую позицию, мобилизуют индивидуальную память учащихся, осуществляют связь поколений с опорой на природу, быт, культурные и духовные ценности, традиции Казахстана. Совершенствование образовательного процесса по краеведению актуализирует широкое вовлечение современных школьников в изучение природы нашей страны, ее использование в хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием всех отраслей экономики; изучение прошлого и настоящего родного края, его богатого культурного наследия. Краеведческий компонент образования хорошо конкретизирует и иллюстрирует географические знания, многообразные межпредметные связи. Однако сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны реальные более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности. Предполагается наличие арсенала краеведческого воспитания и образования: механизмов, методов, способов, технологий, форм. Успешность работы также во многом зависит от активного включения самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками , учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Как организовать воспитательный процесс на основе краеведения в рамках реализации Программы «Рухани жаңғыру»? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании краеведческой работы со школьниками разных возрастов? В решении этих вопросов заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, старшему вожатому, классному руководителю, методисту, учителю-предметнику, специалисту системы дополнительного образования детей – всем, кто ведет воспитательную работу со школьниками призваны помочь «Методические рекомендации по совершенствованию краеведческой работы в общеобразовательных организациях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру».