"Детская агрессия, как с ней бороться?"

Дата: 2018-05-05 10:04:56

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь.

     Агрессия -  форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда человеку или другому живому существу. Условно агрессию у детей делят на враждебную - имеет единственную цель - причинение вреда, и инструментальную - с ее помощью человек добивается чего-либо.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты, наиболее эффективный и быстрый способ достижения цели.

Портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок:

- не понимает чувств и переживаний других людей;                    

- ощущает себя отверженным;

- часто ругается  и спорит с взрослыми;

- создает конфликтные ситуации;

- сваливает вину на других;

- теряет контроль над собой;

- часто дерется;

- импульсивен, не может адекватно оценить свое поведение;

- имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);

- завистлив, мстителен, раздражителен;

- имеет низкий уровень эмпатии.

           Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого  ершистого,  драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.                                                                                                        

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат,  в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничены.

Выделяют несколько видов агрессии. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять: вербальную (словесную) и физическую, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Вербальная агрессия:

1.          Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

2.          Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Чаще всего дразнилки, оскорбления.

Физическая агрессия

1.     Косвенная физическая агрессия направлена на нанесение  какого-либо материального ущерба другому, через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

·          разрушение продуктов деятельности другого;

·          уничтожение или порча чужих вещей.

2.     Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.

 Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание.

·          Привлечение к себе внимания сверстников.

·          Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство.

·          Защита и месть.

·          Стремление быть главным.

·          Стремление получить что-либо желанное

 

Агрессоры бывают разными: «клоуны», «деды» и «садисты». Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других, обратить на себя внимание. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, при этом они постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Если такой силовой способ достижения цели приносит результат и признаётся окружающими, ребёнок со временем становится кем-то вроде  «деда», который подавляет и «держит в руках» более  слабых.

И в такой ситуации важно, как себя поведёт взрослый, так как положительная оценка взрослого несомненно важна для них. С ребёнком нужно обсуждать подобные ситуации и учить добиваться желаемого с помощью переговоров.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, причём безо всякой видимой цели ребёнок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды.

Таким образом, выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. В этом случае агрессия является результатом неумения ребёнка общаться, играть, или как-то конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить какие-то более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдёт. А если такой помощи не будет, вполне возможно она перейдёт в более жёсткие и устойчивые формы агрессивности, которые имеют место во второй и в третьей группе.

В целом для нормального развития личности ребенка опасны не столько агрессивные проявления ребенка, сколько реакция на них окружающих.