Доклад Работа со слабоуспевающими и повышение качества знаний 2022-2023 учебный год
Доклад
Работа со слабоуспевающими и повышение качества знаний
2022-2023 учебный год
Школа сегодня стремится обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов обучения, соответствующих государственному стандарту и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Поэтому важным фактором в управлении образовательным процессом остается внутришкольный административный контроль, который призван выполнять поставленные в стратегическом плане «Школа социально успешной личности» задачи на 2020-2025 годы. Общей целью которых является повышение качества образования в рамках реализации ГПРО.
По итогам 2021-2022 учебного года аттестованы 841 учащийся 1 - 11 классов, неуспевающих нет. Однако качество знаний остается довольно низким: 38,2%,что на 10 % ниже 2020-2021 учебного года (48%).
Ступени обучения |
На «5» |
На «4» |
На «3» |
Неуспевающих |
Успеваемость % |
Качество % |
1 ступень (1-4 классы) |
50 |
106 |
233 |
0 |
100% |
59,8% |
2 ступень (5-9 классы) |
11 |
91 |
274 |
0 |
100% |
27,1% |
3 ступень (10-11 классы) |
2 |
26 |
48 |
0 |
100% |
36,8% |
Всего: |
63 |
223 |
555 |
0 |
100% |
38,2% |
Необходимо отметить стабильное качество знаний в начальной школе – 59,8%. Таких результатов педагоги начальной школы добились благодаря формированию у учащихся познавательного интереса к учению и положительных мотивов, индивидуального подхода к каждому учащемуся, постоянной работе с родительской общественностью.
В среднем звене качество знаний ниже среднего по школе 27,1% (против 38,2%). Причина снижения качества обучения в основном звене объясняется тем, что у учащихся снизился интерес к учению, нежелание изучать материал самостоятельно, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами. А в целом, слабый контроль со
стороны классных руководителей, отсутствие систематических индивидуальных консультация предметниками. Резерв учеников, имеющих одну – две четверки: 6 человек и одну – две тройки составил 37 человек.
Поэтому в 2022-2023 году будут реализованы следующие задачи:
- восполнение пробелов знаний учащихся через интеграцию западающих целей и применение технологий проблемного и личностно – ориентированного обучения
- обновление МТБ в целях повышения качества обучения и мотивации к обучению предметов ЕМН
- ранжирование заданий по степени сложности, методические приёмы и способы организации учебной деятельности с обучающимися, имеющими разный уровень учебных способностей.
- внедрение интерактивных форм обучения учащихся, позволяющих создать на уроках благоприятные условия для повышения осознанной мотивации школьников в процессе изучения предметов (каждый кабинет оснащен необходимым оборудование)
- организация самостоятельной работы вне класса.
План мероприятий по повышению качества и
восполнению пробелов в знаниях
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
Форма завершения |
1 |
Проведение мониторинга качества образования по всем параллелям и предметам (директорские срезы) |
Сентябрь |
Зам.директора по УР |
Определение уровня и качества подготовки обучающихся |
Мониторинг |
2 |
Проверка качества составления поурочных планов учителей и подготовка их к уроку. |
В течение года |
Администрация Руководители МО |
Повышение профессионального мастерства педагогов
|
Справка |
3 |
Организация работы Школы Молодого Учителя |
В течение года |
Руководитель ШМУ |
Поддержка молодых педагогов, оказания практической помощи преподавателям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. |
Протоколы |
4 |
Организация работы дебатного движения, Школьного самоуправления, проекта «Читающая школа», элективных курсов, «Робототехника» |
По плану |
Зам директора по ВР |
Развитие познавательной активности учащихся, качественная подготовка к итоговой аттестации |
Программы |
5 |
Организация работы в адаптационный период 1, 5, 10-х классов
|
Сентябрь – октябрь |
Администрация |
Социальная и психологическая адаптация вновь принятых учеников |
Справка |
6 |
Работа с одаренными детьми. Интеллектуальные олимпиады, смотры, конкурсы. Организация работы НОУ.
|
В течение года |
Педагоги Зам директора по ВР |
Интеллектуальное развитие учащихся |
Справка |
7 |
Обеспечение УМК педагогов, обеспечение учебниками школьников |
По плану |
Библиотекарь |
Систематизация работы библиотеки |
Мониторинг |
8 |
Организация дополнительных индивидуальных занятий с учащимися, имеющими трудности в усвоении базисного компонента по основам наук |
В течениегода |
Учителя-предметники |
Повышение уровня обученности, ликвидация пробелов в знаниях. |
Тетради для индивидуаль-ной работы |
9 |
Подготовка к международным исследованиям PIRLS,TIMSS,PISA, МОДО в 4, 8,9, 11 классах. |
В течение года |
Учителя-предметники |
Определение уровня икачества подготовки обучающихся по предметам.
|
Мониторинг |
10 |
Работа учителей в разноуровневых группах по устранению пробелов в знаниях учащихся |
сентябрь- май |
Учителя-предметники
|
Повышение уровня обученности, ликвидация пробелов в знаниях. |
Тетради для индивидуаль-ной работы |
11 |
Контроль посещаемости групповых занятий, консультаций по подготовке к государственной итоговой аттестации |
В течение года |
Зам.директора по УР, учителя |
Положительныерезультаты ГИА |
Информация |
12 |
Об анализе проверки читательской грамотности в 3,8 классах (казахский и русский языки)
|
Октябрь |
Зам.директора по УР, учителя |
Повышение уровня функциональной грамотности |
Справка |
13 |
Способы мотивации учащихся в процессе обучения на уроках цифровой грамотности в начальной школе
|
Ноябрь |
Зам.директора по УР, учителя |
Повышение качества знаний учащихся, развитие их творческой активности и ответственности |
Справка |
14 |
О работе с детьми с высоким и низким уровнем учебной мотивации |
Ноябрь |
Зам.директора по УР, учителя |
Повышение профмастерства педагогов |
Справка |
15 |
Об исследовании в действии «Речевые навыки учащихся на уроках казахского языка в начальной школе»
|
Декабрь |
Зам.директора по УР, учителя |
Повышение мотивации к учению, создание ситуации успеха |
Справка |
16 |
Классно-обобщающий контроль в 4,5,9 и 11 классах |
По плану ВШК |
Зам.директора по УР |
Получение информации об уровне подготовки обучающихся 9 и 11 классов, разработка рекомендаций по повышению качества обучения |
Информация |
17 |
Проведение предметныхнедель |
По плану ВШК |
Зам.директора по УР, руководители ШМО, учителя |
Повышение мотивации к учению, создание ситуации успеха |
Справка |
18 |
Исследование в действии «Ключевые компетенции исторической грамотности» |
Январь |
Зам.директора по УР |
Повышение мотивации к учению |
Справка |
19 |
Проверка уровня сформированности Математической грамотности в 4,8 классах (TIMSS) |
Март |
МО ЕМН |
Повышение качества преподавания предметов |
Справка |
20 |
Контроль за проведением индивидуальных коррекционных занятий для детей ООП и обучающихся на дому |
Апрель |
Зам.директора по УР |
Повышение мотивационного уровня |
Справка |
21 |
Эффективность использования различных методов при повторении пройденного материала с целью подготовки к итоговой аттестации, ЕНТ
|
Апрель |
Педагоги |
Повышение качества образования |
Мониторинг Справка |
22 |
Взаимопосещение уроков |
В течение года |
Учителя- предметники |
Обмен опытом по повышению качества образования |
Тетрадь взаимопосе-щения |
23 |
Проверка прохождения учебных программ и выполнения стандартов по предметам. |
По полугодиям |
Заместители директора по УР |
Анализ освоения обучающимися государственного стандарта общего образования, разработка рекомендаций по корректировке выполнения программ |
Справка |
24 |
Проверка администрацией школьной документации (электронный журнал Білімал, тетради, дневники) с целью выявления накопляемости отметок и объективности их выставления |
сентябрь - май |
Администрацияшколы |
Получение информации о динамике качества образования в разрезе каждого класса и отдельных образовательных предметов |
Справка |
25 |
Тематический контроль знаний в классах с низким уровнем мотивации |
В течение года |
Алминитсрация |
Восполнение пробелов знаний
|
Справка |
Работа ведется систематически из года в год. Результаты входных срезов будут анализироваться в сравнении с выходными срезами прошлого учебного, где будет установлен процент потери знаний учащимися в каникулярное время. Поэтому срезы начали проводить с первой учебной недели без повторения ранее изученного материала. По результатам данного анализа будут разрабатываться индивидуальные планы работы по восполнению знаний учащихся и определяться время консультация и каникулярные школы.
Одной из причин снижения качества знаний является перегруз учителей математики, истории, русского языка. Нагрузка от 25 и более часов не дает возможности вести учителю работать в системе со слабоуспевающими и восполнению пробелов в знаниях.
В рамках ВШК в течение года отслеживается уровень техники чтения и понимания текстов в начальной школе. Средний показатель качества чтения составляет 72,6%. Это достаточно высокий результат, который не оправдывается при переходе детей в среднее звено. Главная проблема: у школьников недостаточно полно сформированы технические навыки чтения, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной неуспешности. А значит, отсутствует смысловое чтение. Учителям было рекомендовано не увлекаться технической стороной чтения, а усиливать уровень понимания. Сегодняшние замеры техники чтения дают снижение на 5,7% и составляют 66,9%.
Второй немаловажный аспект успешного обучения – это формирование каллиграфических навыков письма, который влияет на уровень грамотности и неразрывно связан с чтением. Мониторинг проводился в течение учебного года. Средний показатель сформированности каллиграфических навыков – 42%, уровень ниже среднего. В данном направлении шла работа будет продолжена по проекту Зерек.
Наибольшие затруднения вызывают физика, математика, языковые дисциплины, где качество знаний ниже городского показателя.
Снижение качества знаний является следствием:
- сложного и насыщенного программного материала, особенно по предметам ЕМН
- низкой культуры чтения и отсутствия желания учащихся читать;
- недостаточным уровнем индивидуализации и дифференциации обучения на уроках;
- низкого уровня развития памяти, интеллекта и логического мышления учащихся.
- низкое качество обучения, удовлетворительные и неудовлетворительные уроки.
- не внедрена в ежеурочную практику интеграция целей обучения предыдущего учебного года
- в ТУП не предусмотрены часы на закрепление и повторение пройденного материала
Чтобы повысились степень обученности и качество обучения необходимо повышать уровень оценки знаний. А для этого необходимо повысить профессионализм учителя, повысить его педагогическую квалификацию.
Педагогическая квалификация объединяет в себе и профессиональную компетентность педагога, и его педагогическую технику, и культуру педагогического общения. Все это педагогическое мастерство, уровень которого необходимо постоянно обновлять, расширять, стимулировать.
На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны.
Пути решения:
1. Продолжить работу по интеграции целей обучения по программе пройденного учебного материала в новом учебном году
2. Использовать дополнительный учебный материал для обучающихся по не освоенным и вызывавшим трудности целям обучения, темам предмета
3. Совершенствовать дифференцированную работу, проведение индивидуальных заданий, повторения сложных тем.
4. Использовать информационно-коммуникационные технологии и интернет-платформы, а также активные методы обучения, направленные на повторение, закрепление изученного материала, развитие коммуникативных навыков обучающихся.
5. Создавать на уроках творческую атмосферу и умение вести диалог с учениками.