Доклад Работа со слабоуспевающими и повышение качества знаний 2022-2023 учебный год

Дата: 2022-09-13 17:10:18

                                                                    Доклад

 Работа со слабоуспевающими и повышение качества знаний

2022-2023 учебный год

          Школа сегодня стремится обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов обучения, соответствующих государственному стандарту и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Поэтому важным фактором в управлении образовательным процессом остается внутришкольный административный контроль, который призван выполнять поставленные в стратегическом плане «Школа социально успешной личности» задачи на 2020-2025 годы.  Общей целью которых является повышение качества образования в рамках реализации ГПРО.

         По итогам 2021-2022 учебного года аттестованы 841 учащийся 1 - 11 классов, неуспевающих нет. Однако качество знаний остается довольно низким: 38,2%,что на 10 % ниже 2020-2021 учебного года (48%).

Ступени обучения

На

«5»

На

«4»

На

«3»

Неуспевающих

Успеваемость %

Качество

%

1 ступень (1-4 классы)

50

106

233

0

100%

59,8%

2 ступень (5-9 классы)

11

91

274

0

100%

27,1%

3 ступень (10-11 классы)

2

26

48

0

100%

36,8%

Всего:

63

223

555

0

100%

38,2%

Необходимо отметить стабильное качество знаний в начальной школе – 59,8%. Таких результатов педагоги начальной школы добились благодаря формированию у учащихся познавательного интереса к учению и положительных мотивов, индивидуального подхода к каждому учащемуся, постоянной работе с родительской общественностью.

        В среднем звене качество знаний ниже среднего по школе 27,1% (против 38,2%). Причина снижения качества обучения в основном звене объясняется тем, что у учащихся снизился интерес к учению, нежелание изучать материал самостоятельно, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами. А в целом, слабый контроль со

стороны классных руководителей, отсутствие систематических индивидуальных консультация предметниками. Резерв учеников, имеющих одну – две четверки: 6 человек и одну – две тройки составил 37 человек.

         Поэтому в  2022-2023 году будут реализованы следующие задачи:

- восполнение пробелов знаний учащихся через интеграцию западающих целей и применение технологий проблемного и личностно – ориентированного обучения

- обновление МТБ в целях повышения качества обучения и мотивации к обучению предметов ЕМН

- ранжирование заданий по степени сложности, методические приёмы и способы организации учебной деятельности с обучающимися, имеющими разный уровень учебных способностей.

- внедрение интерактивных форм обучения учащихся, позволяющих создать на уроках благоприятные условия для повышения осознанной мотивации школьников в процессе изучения предметов (каждый кабинет оснащен необходимым оборудование)

- организация самостоятельной работы вне класса.

 

План мероприятий по повышению качества и

восполнению пробелов в знаниях

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Ожидаемый результат

Форма завершения

1

Проведение мониторинга качества образования по всем параллелям и

предметам (директорские срезы)

Сентябрь

Зам.директора по УР

Определение уровня и

качества подготовки

обучающихся

Мониторинг

2

Проверка качества составления поурочных планов учителей и подготовка их к уроку.

В течение года

Администрация

Руководители МО

Повышение

профессионального мастерства педагогов

 

Справка

3

Организация работы Школы Молодого Учителя

В течение года

Руководитель ШМУ

Поддержка молодых педагогов, оказания практической помощи преподавателям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

Протоколы

4

Организация работы дебатного движения, Школьного самоуправления, проекта «Читающая школа», элективных курсов, «Робототехника»

По плану

Зам директора по ВР

Развитие познавательной активности учащихся, качественная подготовка к итоговой аттестации

Программы

5

Организация работы в адаптационный период 1, 5, 10-х классов

 

Сентябрь – октябрь

Администрация

Социальная и психологическая адаптация вновь принятых учеников

Справка

6

Работа с одаренными детьми. Интеллектуальные олимпиады, смотры, конкурсы.

Организация работы НОУ.

 

В течение года

Педагоги

Зам директора по ВР

Интеллектуальное развитие учащихся

Справка

7

Обеспечение УМК педагогов, обеспечение учебниками школьников

По плану

Библиотекарь

Систематизация работы библиотеки

Мониторинг

8

Организация дополнительных индивидуальных занятий с учащимися, имеющими трудности в усвоении базисного компонента по основам наук

В течениегода

Учителя-предметники

Повышение уровня обученности, ликвидация пробелов

в знаниях.

Тетради для индивидуаль-ной работы

9

Подготовка  к международным исследованиям PIRLS,TIMSS,PISA, МОДО в 4, 8,9, 11 классах.

В течение года

Учителя-предметники

Определение уровня икачества подготовки

обучающихся по

предметам.

 

Мониторинг

10

Работа учителей в разноуровневых группах по устранению пробелов в знаниях учащихся

сентябрь-

май

Учителя-предметники

 

Повышение уровня обученности, ликвидация пробелов

в знаниях.

Тетради для индивидуаль-ной работы

11

Контроль посещаемости групповых занятий, консультаций по подготовке к государственной итоговой аттестации

В течение года

Зам.директора по УР, учителя

Положительныерезультаты ГИА

Информация

12

Об анализе  проверки

читательской грамотности в 3,8 классах (казахский и русский языки)

 

Октябрь

Зам.директора по УР, учителя

Повышение уровня функциональной грамотности

Справка

13

Способы мотивации учащихся в процессе обучения на уроках цифровой грамотности  в начальной школе

 

Ноябрь

Зам.директора по УР, учителя

Повышение качества знаний учащихся, развитие их творческой активности и ответственности

Справка

14

О работе с детьми с высоким и низким уровнем учебной мотивации

Ноябрь

Зам.директора по УР, учителя

Повышение профмастерства педагогов

Справка

15

Об исследовании в действии «Речевые навыки учащихся на уроках казахского языка в начальной школе»

 

Декабрь

Зам.директора по УР, учителя

Повышение

мотивации к учению, создание ситуации успеха

Справка

16

Классно-обобщающий контроль в 4,5,9 и 11 классах

По плану ВШК

Зам.директора по УР

Получение

информации об уровне подготовки обучающихся 9 и 11 классов, разработка рекомендаций по повышению качества обучения

Информация

17

Проведение предметныхнедель

По плану ВШК

Зам.директора по УР, руководители ШМО, учителя

Повышение

мотивации к учению, создание ситуации успеха

Справка

18

Исследование в действии «Ключевые компетенции исторической грамотности»

Январь

Зам.директора по УР

Повышение

мотивации к учению

Справка

19

Проверка уровня сформированности

Математической грамотности в 4,8 классах

(TIMSS)

Март

МО ЕМН

Повышение качества преподавания

предметов

Справка

20

Контроль за проведением  индивидуальных коррекционных занятий для детей ООП и обучающихся на дому

Апрель

Зам.директора по УР

Повышение мотивационного уровня

Справка

21

Эффективность использования различных методов при повторении пройденного материала с целью подготовки к итоговой аттестации, ЕНТ

 

Апрель

Педагоги

Повышение качества образования

Мониторинг

Справка

22

Взаимопосещение уроков

В течение года

Учителя- предметники

Обмен опытом по повышению качества образования

Тетрадь взаимопосе-щения

23

Проверка прохождения учебных программ и выполнения стандартов по предметам.

По

полугодиям

Заместители директора по УР

Анализ освоения

обучающимися

государственного

стандарта общего

образования,

разработка

рекомендаций по

корректировке

выполнения программ

Справка

24

Проверка администрацией школьной документации (электронный журнал Білімал, тетради, дневники) с целью выявления накопляемости отметок и объективности их выставления

сентябрь - май

Администрацияшколы

Получение

информации о

динамике качества

образования в разрезе каждого класса и

отдельных образовательных предметов

Справка

25

 Тематический контроль знаний в классах с низким уровнем мотивации

В течение года

Алминитсрация

Восполнение пробелов знаний

 

Справка

 

Работа ведется систематически из года в год. Результаты входных срезов будут анализироваться в сравнении с выходными срезами прошлого учебного, где будет установлен процент потери знаний учащимися в каникулярное время. Поэтому срезы начали проводить с первой учебной недели без повторения ранее изученного материала. По результатам данного анализа будут разрабатываться индивидуальные планы работы по восполнению знаний учащихся и определяться время консультация и каникулярные школы.

        Одной из причин снижения качества знаний является перегруз учителей математики, истории, русского языка. Нагрузка от 25 и более часов не дает возможности вести учителю работать в системе со слабоуспевающими и восполнению пробелов в знаниях.

          В рамках ВШК в течение года отслеживается уровень техники чтения и понимания текстов в начальной школе. Средний показатель качества чтения составляет 72,6%. Это достаточно высокий результат, который не оправдывается при переходе детей в среднее звено. Главная проблема: у школьников недостаточно полно сформированы технические навыки чтения, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной неуспешности.  А значит, отсутствует смысловое чтение. Учителям было рекомендовано не увлекаться технической стороной чтения, а усиливать уровень понимания. Сегодняшние замеры техники чтения дают снижение на 5,7% и составляют 66,9%.

         Второй немаловажный аспект успешного обучения – это формирование каллиграфических навыков письма, который влияет на уровень грамотности и неразрывно связан с чтением. Мониторинг проводился в течение учебного года. Средний показатель сформированности каллиграфических навыков – 42%, уровень ниже среднего. В данном направлении шла работа будет продолжена по проекту Зерек.

          Наибольшие затруднения вызывают физика, математика, языковые дисциплины, где качество знаний ниже городского показателя.

 Снижение качества знаний является следствием:

  • сложного и насыщенного программного материала, особенно по предметам ЕМН
  • низкой культуры чтения и отсутствия желания учащихся читать;
  • недостаточным уровнем индивидуализации и дифференциации обучения на уроках;
  • низкого уровня развития памяти, интеллекта и логического мышления учащихся.
  • низкое качество обучения, удовлетворительные и неудовлетворительные уроки.
  • не внедрена в ежеурочную практику интеграция целей обучения предыдущего учебного года
  • в ТУП не предусмотрены часы на закрепление и повторение пройденного материала

 

Чтобы повысились степень обученности и качество обучения необходимо повышать уровень оценки знаний. А для этого необходимо повысить профессионализм учителя, повысить его педагогическую квалификацию.

          Педагогическая квалификация объединяет в себе и профессиональную компетентность педагога, и его педагогическую технику, и культуру педагогического общения. Все это педагогическое мастерство, уровень которого необходимо постоянно обновлять, расширять, стимулировать.

         На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны.

Пути решения:

1. Продолжить работу по интеграции целей обучения по программе пройденного учебного материала в новом учебном году

2. Использовать дополнительный учебный материал для обучающихся по не освоенным и вызывавшим трудности целям обучения, темам предмета

3. Совершенствовать дифференцированную работу, проведение индивидуальных заданий, повторения сложных тем.

4. Использовать информационно-коммуникационные технологии и интернет-платформы, а также активные методы обучения, направленные на повторение, закрепление изученного материала, развитие коммуникативных навыков обучающихся.

5. Создавать на уроках творческую атмосферу и умение вести диалог с учениками.

Автор: №4 ОМ