Размер шрифта:

Чек-лист: «Шаги к позитивному родительству»; принципы и правила позитивного родительства; 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять

Дата: 2023-11-13 10:17:54

Физические особенности

Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому подросток часто чувствует себя усталым, неуклюжим, неумелым. Начинают появляться признаки полового созревания, интерес к противоположному полу. То, что взрослые считают иногда ленью, является естественным способом защиты организма от чрезмерного напряжения.

Интеллектуальные особенности

Происходят изменения в мышлении подростка. Он не принимает на веру, а требует фактов и доказательств, подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не разделяет свои убеждения с другимилюдьми. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

Эмоциональные особенности

Для подростка характерна резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием. Часто проявляется вспыльчивость, но при необходимости способен проявлять сдержанность. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Социальные особенности

Возникает желание дружить сосверстниками, которые для него более авторитетны, чем взрослыеи быть независимым от своей семьи. Подросток поскорее хочет стать взрослым. У него появляется своя позиция. Однако объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные права. Это проявляется во внешнем подражании взрослым.

Старается любымисредствами добиваться одобрения своих сверстников. Вместе с тем чувствителен к мнению родителей и взрослых, ждет понимания с их стороны.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса»: чувствительность к оценке посторонними своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.

Причина психологических трудностей этоговозрастасвязана с половым созреванием. Характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.

Ведущаядеятельность в этом возрасте – коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. 

Предлагаем вам чек-лист «Шаги к позитивному родительству».

Прочитайте, отметьте знаком«+» то, чем вы пользуетесь в воспитании вашего ребенка, знаком «–» то, что вы не делаете, так как считаете неважным или не задумывались над этим. Этот материал предназначен для осмысления.

Шаг 1.Заведите дневник или таблицу

Сюда вы будете записывать свои достижения и провалы на пути к позитивному родительству. Ежедневно анализироватьивыявлять проблемы,смотреть на ситуацию в динамике. Здесь  же вы сможете отмечать, уделили ли вы ребенкудостаточно времени, обсудили ли его впечатления от пройденного дня перед сном.

Шаг 2. Вовлекайте ребенка в процесс

Сделайте для ребенка календарь важных дел, за выполнение которых он будет получать стикеры. Туда можно включить выполнение уроков, уборку в комнате и даже хорошее поведение во время поездки к бабушке. Главное, чтобыоносознанно взял на себя ответственность придерживаться плана и понимал, как выполнять каждый из пунктов.

Шаг 3. Учитесь объяснять и просить, а не требовать и предъявлять

Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то – объясните в позитивном ключе, почему это плохая идея. Учитесь аргументировать свои возражения. Не забывайте говорить ребенку о причинно-следственной связи его действий и их последствий.

Шаг 4. Начните слушать и слышать ребенка

Учитесь слушать и понимать ребенка. Не читайте лекции и не морализируйте. Внимательно выслушайте и уважительно объясните, почему ваша точка зрения не совпадает. Будьте последовательны, чтобы ваши слова и действия совпадали.

Например, если объясняете ребенку, что дорогу по правилам нужно переходить на зеленый сигнал светофора, сами не перебегайте на красный, даже если машин на проезжей части нет.

Шаг 5. Делайте акцент на успехах, а не промахах

Выражайте одобрение правильным действиям ребенка. Например, если онсделал домашнее задание по математике, но ошибся при решении нескольких примеров, не ругайте. Необходимо его поддержать и вместе с ним разобраться в решении примеров, в которыхбыладопущена ошибка. Дать ему возможность самостоятельно найти правильный ответ.

Шаг 6. Думайте наперед

Прогнозируйте сложные ситуации и продумайте их решение. Если вам предстоит долгое путешествие, придумайте какое-нибудь развлечение для ребенка в дороге. Это могут быть игры или задание– например, подсказывать дорогу (даже если вы еепрекрасно знаете).

Шаг 7. Задавайте правильные вопросы

Обсуждая с ребенком какие-либо проблемы, акцентируйте его внимание на вопросах: «В чем состоит проблема?», «Что можно сделать для еерешения», «Что случится, если…?», «Какое решение лучше выбрать?», «Сработало ли решение?». Так ребенок научится думать и принимать решения взвешенно и самостоятельно.

Что нужно, чтобы стать позитивным родителем?

Прежде всего нужно научиться слушать и слышать своих детей. Быть с ними в заинтересованном диалоге.

Прием 1.Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием»:

  • демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами ДА, УГУ, вопросами А ЧТО ПОТОМ?, И ЧТО ЖЕ? и т. п.);
  • позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;
  • докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием 2.Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Полагайтесь на «язык тела», но постарайтесь не показывать его явно. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает «потребность в эксперименте».

Прием 3.Выражайте свою поддержку и поощрение,так как это обычно принято в вашей национальной культуре: словами, жестами, прикосновением, улыбкой.

Прием 4.Выбирайте правильный тон голоса для ваших ответов. Помните, что он связан со смыслом ваших слов. Не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5.Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т. п.

Мы говорим о приемах, но, конечно, это не должно быть просто техникой, «общение на автомате». У любящих родителей интерес должен быть искренним, а его выражение – естественным.

Автор: ОСШ №10