Правила инклюзивной школы
- Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Особого внимания требует умение управлятьсвоим эмоциональным состоянием.
- Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
- Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов.
- Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
- Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
- Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
- Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
- Больше общайтесь с разными людьми.
- Будьте реалистами, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
- Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
- Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
- Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и, если вы считаете их
малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Для воспитания толерантного человека необходимо:
- не обижать ребёнка.
- выслушивать его мнение и считаться с ним.
- -уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.
- уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
- нельзя унижать достоинство ребенка
- игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
- не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
- Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С
ДЕТЬМИ ООП
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЮ СЛЕДУЕТ:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно, выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
-демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- чередовать занятий и физкультурные паузы;
- предоставлять дополнительное время для завершения задания;
-предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
-использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
- обеспечивать школьника копией конспекта.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ И ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:
-
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
-
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- проводить оценку переделанных работ;
- использовать систему оценок достижений учащихся.
В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НЕОБХОДИМО:
- использовать вербальные поощрения;
-свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С
РЕБЕНКОМС ООП
- Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями
- На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.
- В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
- Необходимо обращать внимание на состояние эмоциональноволевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
- Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
- На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений.
- Учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
- Необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
- Особое место это уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
- Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
- Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
- Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры-минутки.
- В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.
- Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.