ОТЧЕТ ГУ «Отдел образования города Балхаш» за 12 месяцев 2017 года
Анализ обозначенных в планах МОН РК показателей и индикаторов реализации «Государственной программы развития образования РК на 2016 - 2019 годы» позволяет сделать вывод, что система среднего образования города справляется с поставленными задачами.
Согласно Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы отделом образования составлен план мероприятий по реализации18-ти индикаторов программы.
Все 34 образовательные учреждения города имеют стратегию развития на 2016-2019 годы и программы реализаций, которые защищены директорами общеобразовательных школ и детских садов и утверждены с Учебно-методическим центром Управления образования.
Все учреждения образования обеспечены МТБ, аварийных школ нет, отсуствует трехсменное обучение.
По итогам встреч руководства города и депутатского корпуса с родительскими комитетами общеобразовательных школ составлен трехгодичный план по проведению текущего ремонта учреждений образования.
Ремонтные работы
В рамках подготовки учреждений образования к началу учебного годаиотопительного сезона в2017 годувыделено 281,2 млн. тенге на проведение ремонтов 13 объектов образования, что составляет 41 % от общего количества школ.
100% завершены ремонты по замене окон в 4-х школах, ремонт кровель в 5-ти школах, отопительной системы в 4-х школах, ремонт электроснабжения и канализации школы-интернат №2, фасадаздания СШ№1, а также капитальный ремонт Дворца школьников на сумму 128,5 млн. тенге..
В рамках реализациипланамероприятий по энергосбережениюв 2017 году установлено АТП в 10-ти учреждениях на общую сумму 10,0 млн. тенге, что позволило за два месяца (ноябрь, декабрь) 2017 года сэкономить 7,6 млн. тенге.
Согласноисполнению «Дорожной карты здравоохранения»с 4 января 2017 года все медицинские работники школ переданы в систему здравоохранения.
Для проведения реконструкции 7 медицинских кабинетов и открытия 8 стоматологических кабинетов, а также приведения в соответствии требованиям норм санитарных правил выделено из МБ 17,7 млн.тенге.
Дошкольное образование
В настоящее время в городе функционируют 22дошкольных организаций, из них:
- 14 детских садов
- 8мини-центров обеспечивающие доступность предшкольной подготовки 5-6 летних детей.
Динамика развития сети дошкольных организаций
По городу Балхаш наблюдается положительная динамика охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным воспитанием и образованием с 2014 года по 2017 года обеспечен рост на 36%.
За 2017 год общий охват детей дошкольным воспитанием и образованием составил 4062 ребенка, это 96,4%, охват от 3 до 6 лет 100%.
Несмотря на принимаемые меры, в городе сохраняется потребность в дополнительных местах. По состоянию на 1 декабря 2017 года в очереди детей дошкольного возраста (до 7 лет) для направления в детские дошкольные учреждения составляет 2896 детей.
СПРАВОЧНО: - 0-1 года – 1680 детей. - 1-2 лет – 597 детей (не достигшие детсадовского возраста). - 2-3 лет – 349 детей (ожидают очереди в определенный сад, находятся в конце очередности, в связи с поздней постановкой в очередь). - 3-4 лет – 207 детей (ожидают очереди в определенный сад, оставлены не корректные контактные данные, находятся в конце очередности, в связи с приездом в город, желают воспитываться дома, но не снимают с очереди). - 4-5 лет – 63 детей (оставлены не корректные контактные данные, желают воспитываться дома). - 5-6 лет – 0 ребенка |
Среднее образование
В городе функционируют 18 государственных дневных общеобразовательных школ с общей численностью 11076 учащихся. Сокращение общего числа дневных общеобразовательных школ в городе за 2017 года составил на 1 единицу (закрыта городская гимназия).
Динамика изменения сети государственных дневных общеобразовательных школ в 2013-2017годах
Во всех школах обучение ведется в 2 смены, средняя наполняемость классов составляет – 21 уч-ся.
Инклюзивное образование
Важным вопросом для образования города является создание условий для равного доступа получения образования детьми с особыми образовательными потребностями
Отделом образования разработан план мероприятий по внедрению инклюзивного образования, который реализует права детей с нарушениями в развитии на получение равноценного образования и обеспечивает их полную интеграцию в образовательный процесс.
В детском саду «Ер Төстік» функционируют две коррекционные группы – логопедическая для детей с нарушением речи 25 чел. и группа для детей с задержкой психического развития 24 чел.
Прием детей в данные группы осуществляется на основании заключения областой психолого - медико- педагогической комиссии (ПМПК). Открыт консультационный пункт «Ботақан» для родителей по педагогическому сопровождению и оказанию методической помощи.
По приказу УМЦ РО Карагандинской области №13 от 14.01.2014 года организована работа стажерской площадки на базе КГУ «ОСШ №1», которая реализует обучение в рамках модулей программ повышения профессиональных умений педагогов в работе с учащимися с ограниченными возможностями в развитии в условиях инклюзивного образования. Стажерская площадка способствует установлению сетевого характера взаимодействия с городскими школами № 4,5,8,10,16,17,24 по просвещению и реализации в вопросах инклюзивного образования.
В течение 2015-2017 года 32 педагога школ прошли курсы повышения квалификации по теме «Организация и содержание инклюзивного образования».
В 2015-2016 году в рамках бюджетного проекта в Карагандинском государственном университетепрошли переобучение по специальности «Дефектолог» и «Логопед» 8 педагогов,которые на начало 2017-2018 учебного года трудоустроены в школы.
На базе КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4» функционирует логопедический пунктдля детей, имеющих нарушения в развитии устной речи первичного характера,с целью подготовки к школьному обучению, освоения содержания Государственного общеобразовательного стандарта и учебных программ. Влогопедическом пункте прошли обучение 39 детей и продолжают обучаться 20 детей.
Доля школ, создавших условия равных условий и безбарьерного доступа для детей с особыми образовательными потребностями составляет 88,1 %.
Педагогический корпус и повышение квалификации
Педагогический корпус 2017 года составляет 1080 педагога, из них женщин 969человек или 90%. и характеризуется достаточным уровнем профессиональной компетентности:
- 816 (76%) педагогических работников школ с высшим образованием;
- 502 (47 %) имеют высшую и первую категории.
Курсы повышения квалификации по учебным программам АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» уровневые курсы педагогов новой формации прошли и получили сертификаты «Назарбаев – интеллектуальные школы» с факультетом образования Кембриджского университета 172 педагога (16%).
40 учителей английского языка нашего города прошли обучение в учебно - методическом центре развития образования по методике преподавания английского языка.
Внедрение современных практико-ориентированных методов обучения требует подготовки учителей новой формации, владеющих новыми современными технологиями. 75% учителей владеют новыми педагогическими технологиями, 64% внедряют их в свою работу.
Росту профессионального мастерства способствует и новый формат курсовой подготовки учителей. Так на сегодняшний день 343 педагога окончили курсы по уровневым программам Кембриджкого Университета, что составляет 32% от общего количества педагогов города.
ЕНТ-2017
Средний балл по ЕНТ выпускников 2017 года – 80,1%.
Из 18 общеобразовательных средних школ выпускные классы имели 16 организаций образования с общим контингентом 264 учащихся (2016г. – 274).
Из 264 учащихся в ЕНТ приняли участие 231 (2016г.-238) выпускников всех 16 общеобразовательных школ (87,5%) (2016г.- 86,8%), что по сравнению с 2016г. больше на 0,7%. Из них с казахским языком обучения – 167 чел., с русским языком обучения – 64 чел.
По итогам двух потоков средний балл составил – 80,1 в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 6,2 балла.
По итогам ЕНТ-2017 г. Балхаш занимает 3 место по Карагандинской области (2016г. – 3 место).
В целях улучшения качества образования в городе ведется системная работа по обеспечению школ современной компьютерной техникой, предметными кабинетами новой модификации, интерактивным оборудованием и доступом к широкополосному Интернету.
Школы города на 100% обеспечены интерактивно-инновационным оборудованием «АНА», которое позволяет осуществлять учебный процесс с помощью применения информационно – коммуникационных технологии.
В школах города 100% - но внедрен информационно – образовательный проект «Білімал - Электронная школа».
Для качественного обеспечения программы информатизации систематически обновляется компьютерный парк школ города.
В 2017 приобретено 400 ед. Загруженность на 1 компьютер составило 5 ученика при областном показателе 5. Замены требует – 4% (90ед).
№ |
Наименование организации образования |
|
|||
всего |
Количество поставленных в школу до 2017 года |
Количество поставленных в 2017 году |
загруженность на 1 компьютер |
||
1 |
ОСШ №1 |
165 |
118 |
47 |
5 |
2 |
"Лицей №2" |
193 |
158 |
35 |
6 |
3 |
ОСШ №3" |
93 |
83 |
10 |
3 |
4 |
ОСШ №4" |
161 |
131 |
30 |
4 |
5 |
ОСШ №5» |
152 |
132 |
20 |
7 |
6 |
ОСШ№6 |
95 |
85 |
10 |
5 |
7 |
Ш/Г№7 |
160 |
130 |
30 |
8 |
8 |
ОСШ №8 |
147 |
124 |
23 |
6 |
9 |
ОСШ №9 |
101 |
71 |
30 |
17 |
10 |
ОСШ № 10 |
162 |
142 |
20 |
6 |
11 |
Ш/Л№15 |
168 |
135 |
33 |
8 |
12 |
ОСШ№16 |
130 |
110 |
20 |
12 |
13 |
ОСШ№17 |
172 |
162 |
10 |
5 |
14 |
ОСШ№24 |
121 |
106 |
15 |
3 |
15 |
ОСШ№25 |
101 |
91 |
10 |
4 |
16 |
Инт№2 |
93 |
68 |
25 |
4 |
17 |
Инт№3 |
55 |
35 |
20 |
5 |
18 |
МНШ |
15 |
15 |
2 |
4 |
19 |
ВОШ г.Балхаш |
11 |
9 |
0 |
0 |
20 |
гимназия |
122 |
112 |
10 |
|
|
Итог |
2417 |
2017 |
400 |
5 |
Показатель подключения к широкополосному Интернету составляет 100%, т.е все 18 учреждений образования.
В 2017 году во всех учреждениях образования приобретено и установлено 61 мультимедийное оборудование (ПИК: проектор + интернет + компьютер) для интерактивного сопровождения преподавания обновленного содержания образования в 1-х классах, а также приобретено 20 комплектов интерактивного оборудования (интерактивная доска на мобильной подставке + проектор).
Продолжается пополнение школ современными предметными кабинетами. За последние 3 года этот показатель увеличился с 46 % до 72%, при областном показателе - 57%.
В 2017 году приобретено и установлено еще 7 предметных кабинетов (2 химии, 3 физики, 2 биологии). Общее количество составит – 53 кабинета, что составило 72%.
В рамках пилотного проекта «Образовательная робототехника»в городе функционирует 9 лаборатории робототехники (по области – 200). Это дало толчок к повышению интереса учащихся к науке и инженерному делу. В результате в школах совместно с научно-образовательным фондом Synergy начата работа по внедрению проекта «Инженеры будущего».
В 2017 году приобретено 8 кабинетов «Робототехники» в том числе из МБ 4 кабинета и из РБ на 4 кабинета на общую сумму 28,0 млн. тенге. Это позволило охватить дополнительно около 100 детей.
Таким образом оснащенность кабинетами робототехники по городу составляет – 47,4%.
Фонд всеобуча
Расходы Фонда всеобщего обязательного среднего образования составляет 2,8%от общего бюджета школ.
Кол-во учащихся из малообеспеченных семей |
Организация питания (тыс. тенге) Расход на 1 уч-ся 300 тенге в день |
Обмундирование и школьных принадлежностей Расход на 1 уч-ся в год 30,0 тенге |
Приобретение путевок, санаторно-курортные организации и лагеря отдыха Стоимость одной путёвки 6700 тенге |
Всего (тыс. тенге) |
795 |
47700,0 |
16650,0 |
3015,0 |
67365,0 |
Для 1112 учащихся организован льготный проезд на общественном транспорте, в 2017 году из МБ выделены 12 млн. 749 тыс.тенге.
Наименование |
Кол-во детей |
Сумма затрат (тыс.тенге) |
Проезд в черте города |
986 |
11088,0 |
Проезд на пригородном маршруте |
126 |
1192,0 |
Итого |
1112 |
12280,0 |
В 2017 году в 18 школах (100% от общего числа школ) города организовано горячее питание. Бесплатным горячим питанием обеспечены 875 детей из малообеспеченных и многодетных семей (100%) от общего числа детей.
Лето-2017
В летний период разными формами оздоровления и отдыха было охвачено 10522ребенка, что составило 96,1 % от общего контингента учащихся. В том числе в 18 пришкольных лагерях и 18 летних площадках, профильных лагерях было охвачено - 6722 ребенка, что составляет 64%.
А также в целях формирования гражданской позиции, творческой занятости в 77 трудовых отрядах и в бригадах по благоустройству работали 2820 учащихся (27 %).
С 13 июля по 14 августа в 4 смены отработал загородный оздоровительный лагерь «Жас Канат» в урочище Бектауата. Общий охват отдыха и оздоровления в данном лагере составил - 1000 детей, что составляло 10 % от общего количества детей в возрасте от 7 до 14 лет.
В этом году на содержание лагеря из местного бюджета было выделено 72,2 млн. тенге.
Принимаемые меры по организации летнего отдыха детей позволиласохранить достаточно высокий уровень оздоровления и занятости детей, создатьнеобходимые условия для полноценного отдыха детей всех категорий в целях сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, развития познавательной активности, творческого потенциала, интеллектуальных способностей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Патронатное воспитание
В 2017 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 170; под опекой (попечительством - 152), на патронатном воспитании - 14.
С 1 сентября 2017 года был открыт детский дом семейного типа (Танцурина В.), где воспитываются четверо несовершеннолетних детей.
Размер МРП на 2018 год тенге |
Кол-во людей, получающих выплату |
Размер единовременной выплаты (75 МРП) тенге |
Всего (тыс. тенге) |
2440 |
1 |
183000 |
183,0 |
Так,актуальными являются задачи развития института замещающей заботы для детей, находящихся в интернатных условиях за счет передачи воспитанников детских домов в опекунские семьи и семьи усыновителей.
Дополнительное образование
В структуру системы образования входит два внешкольных учреждения Дворец школьников и Школа искусств, осуществляющие занятость и досуг детей и подростков в свободное время.
Наиболее популярны среди детей и подростков кружки художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и научно-технической направленности.
Охват дополнительным образованием составляет - 4341 детей, 39,2%.
Количество кружков во внешкольных организациях составляет 50 ед. В течение последних трёх лет увеличилось количество кружков на 12ед. по таким направлениям как: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, техническое, экологическое, туристско-краеведческое, общественно-гуманитарное, языковое, робототехника.
Согласно меморандуму между Школой искусств и ОСШ№3,25, школе-интернат №3 открыты дополнительные кружки по вокалу (1ед.), хореографии (1ед.), авиамоделированию и судостроению (1ед.)
В системе дополнительного образования выполняются образовательные, воспитательные, социальные функции, разрабатываются и внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни детей, реализуются программы развития одаренности, адаптации и социализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями в развитии, детей группы риска.
В рамках реализации областного пилотного проекта с ноября 2017г. в Ш/Л№15 в пилотном режиме начато внедрение проекта «Урок футбола», третий час предмета «физическая культура».
SWOT - анализ развития образования
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Внутренняя среда |
Сильные стороны: рост доли педагогов с высшей и первой категориями; рост контингента учащихся школ. |
Слабые стороны: слабо развитое инклюзивное образование; наличие педагогов пенсионного возраста; низкий уровень притока молодых педагогов; |
Внешняя среда |
Возможности развития детских садов в рамках ГЧП; новые технологииэлектронного обучения.
|
Угрозы снижение демографических процессов; Усиление миграционных процессов, отток населения, отрицательное сальдо миграции; Развитие новых технологий в производствах и новые требования к учебным программам; |
Пути достижения:
- дооснащение технической базы учреждений образования компьютерами, учебниками и кабинетами новой модификации;
- увеличение количества школ и дошкольных учреждений с адаптированными помещениями и специальной мебелью для лиц с ограниченными возможностями;
- развитие сети дошкольных организаций;
- созданиена базе детских садов и общеобразовательных школресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования;
- капитальный ремонт объектов образования;
- строительство и реконструкция организаций дошкольного образования;
создание и функционирование частных дошкольных организаций по принципу ГЧП.
Проблемные вопросы, требующих решений в 2018 году
№ |
Показатель |
Кол-во |
сумма тыс. тенге |
примечание |
1 |
Приобретение интерактивных досок |
69 ед. |
17425,0 |
За последние 3 года этот показатель увеличился с 46 % до 72%, при областном показателе - 57%. Показатель ПРТ – исполнен, но доски требуют замены, как морально устаревшие. |
2 |
Приобретение шкафчиков для начальной школы (1-4 классы) |
1307 ед. |
16028,0 |
Во исполнение поручения акима области, данного на августовском совещании работников образования август, 2017г. |
3 |
Установка питьевых фонтанчиков |
170 ед. |
49967,0 |
Во исполнение поручения акима области, данного на августовском совещании работников образования август, 2017г. |
4 |
Организация горячего питания 2-4 классов |
3866 чел. |
270620,0 |
Исполнение поручения Правительства РК, планируется ввести в индикатор ГПРОН. |
5 |
Установка программы «Электронная очередь в детские дошкольные организации» |
1 |
13746,0 |
Во исполнение поручения акима области, данного на августовском совещании работников образования август, 2017г. |
Итого |
367786,0 |
Руководитель отдела Г.Агдарбекова