Как устроено образование в Финляндии!
Учебный процесс Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Чуть больше чем у нас.
Обучение ведется только в дневную смену, а по субботами и воскресеньям школы не работают. Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов. Выпускные экзамены из школы необязательны. Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя. Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу». Форма одежды свободная. Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом. Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?». В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы. Очень интересный и необходимый для нас аспект. Учитель Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель". Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше. Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету. В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым. В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает. Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы. Свою
квалификацию учитель повышает самостоятельно, занимаясь самообразованием. Самообразование которое так необходимо каждому казахстанскому учителю. Принципы обучения в школе На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем. "Больше полезных знаний!". Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов. Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно. В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно. В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим. Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться». Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет. Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально. Принципы воспитания в школе Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат. Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и учителя, и директор убирает за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам. Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет. Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.
Коллеги, ознакомление данной информацией я думаю пойдет Вам на пользу и каждый из Вас сделает для себя нужные выводы для дальнейшей работы.