Памятка для ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ маленьких “нарушителей” (“кусак”, “щипунов” и “драчунов”)
08-01-2025 12:42
Памятка для ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ маленьких “нарушителей”  (“кусак”, “щипунов” и “драчунов”)

Если ребенок кусается!?!

Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом.

Почему он это делает?

Основные причины:

1. Физиологическая потребность кусаться. Режутся зубки, набухают и чешутся десна (обычно характерно для детей старше 5 месяцев, “пик” приходится на возраст до 9-11 месяцев);

2. Эмоциональные проблемы.Характерно для детей старше 1 года жизни. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.

3. Поведенческие особенности. Свойственно для малышей 1,5-3 лет, которые в стрессовых ситуациях таким образом пытаются установить лидерство в коллективе ровесников, испытывает на прочность границы допустимого и пытаются держать ситуацию под контролем. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад.

Психическое заболевание.Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психиатра и невропатолога. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении.

Кто чаще всего кусается?

l    Дети – подражатели.Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.

l    Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.

l    Дети, которым не хватает внимания и любви.В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.

l    Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация специалиста и строгое выполнение его рекомендаций.

l    Дети с дефектами жевательных мышц.  Слабость жевательных мышц приводит к тому, что малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.

l    Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть, начинает кусаться в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, даже укусы.

  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.

 

Как быть?..

Способ решения данной проблемы избавления от  травмоопасной привычки напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться. Быстрее справиться с подобными трудностями у ребенка поможет психолог.

 

Обшие советы, которые помогут облегчить проявления “кусачества”  других проблем у ребенка:

 

  • Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка.

 

  • Подробно описывайте неприятные ощущения, связанные с укусом/ щипком, чтобы ребенку захотелось пожалеть пострадавшего и извиниться, попросить прощения.

 

  • Если лезут зубки, то помогут силиконовые кольца. Если у ребенка слабые жевательные мышцы, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи (яблоко, сырая морковь), упражнения (надувание воздушных шариков и мыльных пузырей);

l    Для детей старше 1 года хорошим эффектом будет обладать увеличение физической активности. Займитесь зарядков, гимнастиков, отдайте малыша в спортивную секцию;

 

l    Научите ребенка выражать агрессию и другие эмоции, в том числе и позитивные, в безопасной форме (“коробочка для криков”, “подушка для битья”, “комната спокойствия”, “рисунок эмоций”, рисунок “Мое настроение” и пр.);

 

l    Детей важно учить проговаривать свои чувства. С самого раннего возраста учитесь вместе с ним выражать свои и его эмоции словами: «Мне/тебе страшно», «Мне/тебе обидно», «Мне/тебе нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне/тебе не хочется идти в гости, потому что…».

 

l    Поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Верьте в себя и Вашего ребенка и тогда все получится!