Консультация для родителей «Круг детского чтения»
08-01-2025 12:35
Консультация для родителей «Круг детского чтения»

      Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Проблема формирования круга детского чтения является комплексной. Ее решением должны заниматься филологи, педагоги, психологи. Круг детского чтения формируется с учетом психологических, педагогических, литературоведческих и историко-литературных принципов. Чтобы воспитать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним. При первоначальном восприятии произведения ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия – мышление. Оно углубляет эмоциональное постижение текста, преобразует его в интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель, как правило, становится соавтором, со творцом художественного мира книги.

     Взрослому надо знать, что литература воспринимается лучше тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Особенно следует приветствовать «семейные чтения», когда все члены семьи за столом слушают чтение, они сближают людей, воспитывают «книголюбов». Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то, например, обещанной после чтения игры. Не стоит постоянно читать одну и ту же книгу, произведения одного и того же жанра (например, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи. Выбирать лучше те тексты, языковая основа которых доступна маленькому слушателю, а содержание – интересно. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь нельзя читать произведения, будоражащие его психику. Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели. Ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и в то же время руководить развитием этих потребностей, вкуса читательского интереса. Не следует гнаться за количеством прочитанных книг. Важно, чтобы ребенок мог постичь смысл читаемого, умел оперировать своими знаниями, полученными из книги, приобрел положительные эмоции, имел желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочитанных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта, как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним.

К. Чуковский призывал взрослых «…заняться детьми – читать им, рассказывать, развивать их, звать их достойной человеческой жизни…»