РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Дата: 2022-02-17 09:29:02
РОЛЬ СЕМЬИ  В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ  СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

РОЛЬ СЕМЬИ

В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ                 

Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

        Насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

        В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.

  Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними.

Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

        Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки.

        Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

        Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.

        В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.

         Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % – дети из неполноценных семей.

Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость.

Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями.

Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.

        Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их, как хочу и как могу.

        Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества. Поэтому правильно воспитывают те родители, которые придерживаются позиции: воспитание не личное, а общественное дело. Супругам семья не заменит всё. Им необходимы любимая работа, друзья, трудовой коллектив. Ребёнку семья тоже не заменит всего. Ему нужны друзья, коллектив сверстников, общение с окружающим миром. И для этого мира, для жизни среди людей воспитывает ребёнка именно семья.

(3 слайд) Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних.

        Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный,  продолжительный по времени. Специфическая задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная  помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.(4 слайд: Факторы и причины)

(5 слайд)В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее  осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

 Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье и за которыми следует нравственная деформация формирующейся личности.

(6 слайд)Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей.Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

(7 слайд)Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.

(8 слайд)Гиперопека.В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

(9 слайд)Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

(10 слайд)Бездуховность жизни семьи. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные, асоциальные средства и способы их удовлетворения. Если папа, скажем, в состоянии дать взятку инспектору ГИБДД, а не оплатить штраф, как положено, то сын приобретает за шоколадку решение контрольной работы по математике, словом, действует в своих масштабах, но в том же нравственном диапазоне.

 

(11 слайд) Завистливая семья.Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростков. Это неприязненно-враждебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Нередко она вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искаженной потребности в самоутверждении. У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее или авторитетнее, популярнее. Еще примитивнее чувство зависти к одежде, вещам. Подросток требует от родителей купить такую же вещь, как у товарища. Если они выполняют требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет, – это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Подросток даже может стать на путь правонарушения. Зависть у ребенка может возникнуть, как следствие неумения родителей развивать его дарования и способности. Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одаренность. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.

         Ещё я бы хотела  немного рассказать о молодежных субкультурах. (12 слайд) Субкультура - это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.
Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е.   формальными и неформальными.

(13 слайд) Формальные- это детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством. 

Неформальные –это молодежные организации,  деятельность которых не регулируется государством. Они отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты. Каковы же их причины возникновения?
(14 слайд)Причины возникновения

  • Вызов обществу, протест;
  • Вызов семье, непонимание в семье;
  • Нежелание быть как все;
  • Желание утвердится в новой среде;
  • Привлечь к себе внимание;
  • Копирование  западных структур, течений, культуры;
  • Дань моде;
  • Отсутствие цели в жизни
  • Влияние криминальных структур, хулиганства;
  • Возрастные  увлечения.
    Почему все больше подростков становятся неформалами.  Я уверена, что каждому из вас случалось идти по городской улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур. Неформальные субкультуры существуют, но мы не знаем их сути. Их отголоски присутствуют и у наших детей. Это пирсинг в носу, выбритые полоски на голове, необычный макияж, одежда.

Начну  с наиболее известного молодежного течения ГОТЫ.
(15 слайд) Готы - ДЕТИ ТЬМЫ

 Огромные подведенные тушью глаза на белом от пудры лице, торчащие во все стороны волосы цвета вороньего крыла и черная одежда.... Обычный человек может называть их ненормальными, сектантами или даже сатанистами, но сами они выбрали для себя другое имя: ГОТЫ. Это люди в черном. Они хотят всем показать, что чернота у них снаружи и внутри. 

(16 слайд) ПАНКИ

    Стандартной панковской прической считается "ирокез" - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волоcах. Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей.
(16 слайд )БАЙКЕРЫ
    Внешний вид байкеров: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Бейкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Символом байкеров является череп. И многие другие направления.

(17 слайд) Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком

Сохраняйтеспокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.

Разберитесьв ситуации. Не делайте категоричных выводов.

Сохранитедоверие ребёнка к себе.

Поговоритес ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Узнайтекак можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.

Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.

Не позволяйте собою манипулировать.

Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Меньше говорите, больше делайте.

Установитеразумные границы контроля.

Помогайтеребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.

Итак, товарищи, родители, от вас зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность – это значит ответственность перед кем-то и за кого-то.  «Не знал», «не думал»,  «не хотел» - этот лепет можно слышать от подростков – правонарушителей, но это не оправдание и даже не объяснение содеянного.

         Поэтому задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. 

        Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.  

Работа школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

  1. Оказание социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихсяявляется важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный  материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Борьба с прогулами занятийявляется вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.  Такого подростка очень легко вовлечь в  преступную деятельность.
  Классные руководители   ежедневно контролируют  посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия.   Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением  подростка
Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает  работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принимает  меры  к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

(21 слайд)

3.   Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

4.   Обеспечение организации общедоступных спортивных секций,  кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

     Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, школьное самоуправление, волонтерское движение, занятия спортом, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями и руководителями дополнительных занятий  привлекаются в спортивные секции, кружки  учащиеся, особенно дети «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

 

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической   деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (ГДН, информации из ГДН и т.п.).
Поводом для постановки ученика на в\ш учет могут служить конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству,  вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, алкоголизм, наркомания, хищения и т.д.
Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.

   (22 слайд) Притча.Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!»

Помните: всё в наших руках, именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Что же можно сказать в заключение?

(23 слайд) Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это  большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

24 слайдСпасибо за внимание!