РОЛЬ ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
У ребёнка, поступающего в детский сад, формируется первая форма общения со сверстниками эмоционально – практическая. Она заключается в том, что дети ждут от ровесников совместного участия в шалостях, стремятся к самовыражению. Их общение раскованно и непосредственно. На начальном этапе это – беготня, весёлые крики, смешные движения. Главное для малыша – процесс совместных действий, а не результат. И хотя ребёнок стремится подражать сверстнику и интересуется им, у него не возникает четного образа партнёра, потому что их общение поверхностное и носит эпизодический характер. Иногда в отношениях детей наблюдаются конфликты, и если их вовремя не устранить, они будут сильно влиять на психическое и эмоциональное благополучие ребёнка. Поэтому, чтобы сформировать у детей комплекс культурных эмоций, скорректировать недостатки эмоциональной сферы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом и вместе.
2. Формировать опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии друг к другу.
3. Закреплять умение проявлять внимание и сочувствие к сверстникам.
4. Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности.
5. Обучать здороваться и прощаться со сверстниками, просить и благодарить.
Я не только прививаю детям правила хорошего тона, но анализирую и контролирую свои действия, чтобы создать в группе атмосферу психологического комфорта, без которого сойдут на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание.
За основу своей работы я взяла рассказывание сказок. Сказочный фонд русского народа велик и разнообразен. Он отображает все традиции русского народа. Здесь сказки предельно простые по содержанию и сказки с острым захватывающим сюжетом. Стремясь возбудить в детях добрые чувства, уберечь от чёрствости, эгоизма, равнодушия, в сказках рисуется борьба могущественных сил добра со злом, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. Это играет не маловажную роль в нравственном воспитании детей. И чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, я даю детям понять, как трудна эта борьба. Но важно, чтобы ребёнок не просто слушал сказку, но и осознавал её идею.
Важную роль и семейные традиции. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Я думаю, что мы – педагоги и должны остановить этот процесс. Ведь мы, как никто другой чаще других общаемся с детьми и их родителями.
Семья для ребёнка – целый мир. Мир, где он живёт, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Семейная жизнь, как и сказки, вязана с народным творчеством и традициями. Традиции семьи – это постоянное развитие культуротворчества. Если ребёнок не поймёт, что его жизнь и жизнь семьи связана с народными традициями, то не осознает своего места в современном обществе. И тогда в работе с детьми не помогут никакие методики: холодными руками и равнодушным сердцем не предать жизненную силу народной энергетики, накопленной в традициях веками с любовью и мужеством.
Народные и календарные праздники также издавна служат для укрепления отношений. Они помогают отрегулировать взаимоотношения. Традиционные праздники и сейчас привлекают красотой обрядов и обычаев. Поэтому я стараюсь украсить повседневную жизнь радостным ожиданием праздничных дней, подготовкой к ним.
Также для создания атмосферы равных прав в группе у нас существуют тоже добрые традиции. Одна из таких – поздравление детей с днём рождения. Очередному имениннику дети дарят стихи и песню, а тот угощает сладостями, которые приносит из дома. В группе создаётся такая ситуация, что ребёнок добровольно с удовольствием угощает своих сверстников.
Традиция похвалы детей за хорошие поступки практикуется ежедневно в конце дня. Все вместе говорим о том, чем хорошим отличился сегодня каждый ребёнок. Внимание обращается не только на действия и поступки, но и на внешний вид детей. Самое главное, чтобы все дети услышали про себя что-то приятное, и другие знали, какие они замечательные.
Также, в нашей группе есть традиция сохранения личной собственности. Это касается не только одежды ребёнка, но и других предметов, которые он принёс из дома. Детям прививается убеждение, что личная собственность неприкосновенна, и эти вещи не имеют права отбирать ни они, ни педагог.
Традиции фотосессий и оформление фотостендов сплачивает не только детей, но и родителей. В них используются фото, как домашние, так и детского сада. Дети эмоционально реагируют на снимки, гордятся своими близкими и радуются. В итоге у них повышается самооценка и растёт авторитет среди сверстников.
Таким образом, создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности и душевное качество, достигаются хорошие результаты в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректируются недостатки эмоциональной сферы. Дети становятся дружелюбны, умеют играть рядом и вместе, легко усваивают систему запретов, с удовольствием поддерживают порядок в группе, умеют здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психологическое здоровье детей.