Размер шрифта:

Консультация для родителей «3 совета логопеда родителям по развитию речи»

Дата: 2023-05-22 11:34:43
Консультация для родителей   «3 совета логопеда родителям по развитию речи»

Консультация для родителей

 «3 совета логопеда родителям по развитию речи»Консультация для родителей

 

Когда понадобится: Детей с речевыми проблемами становится всё больше. Поэтому родители всё чаще обращаются за помощью к логопеду. Однако эффективность и успех занятий зависит от того, насколько точно будут выполнять логопедические рекомендации родители. А еще советы логопеда нужны не только родителям, но и воспитателям, потому что они могут включать в свои занятия некоторые упражнения для развития речи и коррекции звукопроизношения.


Часто родители негативно реагируют на предложение показать ребенка неврологу. Они воспринимают такое предложение удивленно, испуганно и порой крайне негативно. Однако работа логопеда зачастую тесно связана с неврологией, и поэтому визит к неврологу может дать весьма положительные результаты в работе с ребенком.

Если углубиться в медицину, то станет ясно, что многие дефекты речи напрямую связаны с работой нервной системы. Именно поэтому обязательно нужно подключать детского невролога при диагностике и коррекции речевых проблем у ребенка.

Совет 1. Не пугайтесь, если логопед направляет ребенка к неврологу.

При каких расстройствах речи нужно


посетить невролога?

·         Дизартрия.

·         Алалия.

·         Афазия.

Причины для проведения консультации у невролога

Вы можете упустить ценное для ребенка время. Зачастую взрослые длительно водят ребенка на различные кружки и дополнительные занятия. Тратят на это много времени и сил, однако проблема с речью так и не решается. Это говорит о том, что необходима комплексная работа специалистов, логопедическая коррекция должна сочетаться с соблюдением рекомендаций детского невролога.


Необходимо выяснить причину проблемы. Часто взрослые зацикливаются на одном недостатке, к примеру, речевом, а других тревожных признаков не замечают. Тогда они идут к логопеду, который в свою очередь, распознав корень проблемы, направляет родителей к неврологу. Ведь только опытный специалист-невролог, изучив анализ логопеда, может комплексно обследовать ребенка и выявить причину тревожных симптомов. Речевые проблемы тесно связаны нарушениями работы нервной системы. Причины: токсикозы, инфекции, остры простудные заболевания во время беременности, особенно в первом триместре, асфиксия и травмы при родах и другие.

Нужно достичь результат. Не стоит пугаться и откладывать визит к неврологу. Врач при выявлении патологии в работе нервной системы назначит комплексное лечение. Это не обязательно сильнодействующие препараты, и никак не транквилизаторы, чего пугаются многие родители. Зачастую невролог назначает ЛФК, массаж, а также различные физиотерапевтические процедуры. Такие назначения помогут сделать логопедическую коррекцию эффективней.


Желательно выбрать одного специалиста и постоянно консультироваться у него. Это поможет и специалистами родителям объективно оценить улучшения и проследить динамику.


Запомните, не всегда нарушения речи бывают самостоятельными, чаще они становятся первыми признаками нарушения нервной системы. В таких случаях неоценимую помощь окажет детский невролог. И тогда совместная работа логопеда и невролога даст положительный результат.

Совет 2. Укороченная подъязычная уздечка. Что делать?

Подъязычная уздечка – это перепонка, находящаяся под языком и соединяющая язык с подъязычным пространством.

Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Подъязычная уздечка у всех людей разной длины. Для того чтобы определить ее длину, нужно попросить ребенка высунуть изо рта язык и проверить, не раздваивается ли его кончик в форме двух полукруглых лепестков. Это может быть, если снизу язык тянет подъязычная связка. Также попросите ребенка облизать блюдце, поцокать языком, если всё получается, значит препятствий для постановки звуков быть не должно.

Короткая подъязычная уздечка

Короткая подъязычная уздечка вызывает затруднение движений языка. Язык не может высоко подниматься. Нарушается произношение верхних звуков, таких как Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь.


Также укороченная уздечка может спровоцировать смещение середины языка, он развивается асимметрично. Это мешает правильной артикуляционной позе некоторых звуков. Нарушается дикция у ребенка, речь порой становится неясной, разборчивой.


Порой укороченная уздечка может даже мешать формированию нижней челюсти, зубы отклоняются и открываются шейки зубов. Что в свою очередь может привести к пародонтиту и гингивиту. Следует обязательно обратиться к ортодонту.

Что делать родителям при укороченной уздечке?

Растягивание подъязычной уздечки


Если уздечка не сильно короткая и ее длина не совсем критичная, можно попробовать ее растянуть. Заняться этим лучше, если ребенку еще нет пяти лет. После пятилетнего возраста растягивать будет намного сложнее.


В отличии от операционного вмешательства растягивать уздечку не так травматично и страшно для ребенка, но этот процесс может занять много времени и сил. Ведь рекомендованные логопедом упражнения следует выполнять прилежно и регулярно, по нескольку раз в день.

Можно также попробовать растянуть уздечку при помощи и логопедического массажа, но это весьма болезненный процесс, и родителям легче привести ребенка на операционное вмешательство.

Растягивание с помощью логопедического массажа – процесс неприятный, часто весьма болезненный для ребенка.


Таким образом, если уздечка не слишком коротка, можно попробовать удлинить ее при помощи специальных упражнений. Ребенок младшего возраста не будет беспрекословно выполнять все действия по инструкции, поэтому постарайтесь превратить это занятие в увлекательную игру.

Упражнения для самых маленьких

1.     Оближи блюдце.

2.     Потянись языком за ложечкой с медом.

3.     Дотянись языком до подбородка.

4.     Достань языком нос.

5.     Качели. Открой рот, кончиком языка потянись к носику, затем к подбородку, а потом опять к носику и следом снова к подбородку.

6.     Лошадка. Улыбнись, открыв рот. Стань лошадкой, пощелкай кончиком языка, как делают забавные лошадки. Рот открой, язык должен быть широким. Смотри, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь. Сядь к бабушке на коленки и представь. что ты маленький пони.

Упражнения для детей постарше

1.     Вкусное варенье. Приоткрой ротик, слегка двигай язычком по верхней губе сверху вниз, как будто слизываешь волшебное варенье. При этом нижнюю челюсть не двигай.

2.     Маляр. Представь, что твой язычок – это волшебная кисточка, и тебе предстоит покрасить своей «кисточкой» потолок. Для этого открой ротик и широким кончиком языка погладь нёбо вперед-назад.

3.     Барабан. Попробуй превратиться в барабан, отбивая дробь с помощью языка. Открой ротик, слегка улыбнись и напряженным кончиком языка постучи по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Поначалу стучи медленно, а потом увеличь темп. Повтори несколько раз. И во время выполнения упражнения не закрывай свой ротик.

4.     Грибок. Широко открой рот, прижми широкий язык всей плоскостью к нёбу и присоси его. Попробуй удерживать язык в таком положении 5–10 секунд. Представь, что язык – это шапка грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькая ножка. Потом можешь «отклеить» язык и закрыть рот. Повтори это веселое упражнение 2–3 раза.

5.     Гармошка. Давай попробуем сделать из языка гармошку. Присоси широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открой и закрой ротик. Подъязычная связка будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

Родители, обратите внимание!


Нужный эффект будет достигнут лишь тогда, когда перечисленные упражнения вы будете выполнять систематически, с каждым днем увеличивая время их выполнения.


Чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее увидите желаемый результат.


Чем больше лет ребенку, тем труднее будет растянуть подъязычную уздечку.

Оперативное вмешательство

Помните, что любая операция – это большой испуг и стресс для ребенка.


И если вы всё же решили прибегнуть к операционному вмешательству, учтите некоторые моменты.

Найдите грамотного врача, который работает с современным оборудованием. Родители хорошо отзываются об операциях с местной двойной анестезией. Но выбор анестезии делает только врач исходя из анализов.


После подрезания нужно продолжить упражнения, так как подъязычная связка может срастись опять. Упражнения можно возобновить через 10–14 дней после операции, но не позднее 1 месяца.

Оперативное вмешательство требуется иногда не только из-за проблем с речью. Бывали случаи, когда укороченная уздечка являлась причиной возникновения пародонтита, гингивита, больших щелей между зубами. Такое бывает не у всех, и опытный специалист сможет без труда квалифицировать такой случай.

Совет 3. Речь родителей – образец для ребенка.

Речевая среда, в которой живет ребенок, играет большую роль в его развитии. Дети часто подражают взрослым. Поэтому члены семьи должны следить, чтобы их речь была образцом для ребенка. Малыш не знает, как правильно разговаривать. Он вслушивается в речь взрослых, начинает копировать ее.

Существует несколько видов ошибок, которые допускают родители при общении с детьми.

Родители-«молчуны». Бывают такие пары, которые по определенным причинам мало общаются между собой и малообщительны с окружающими их людьми. В таких семьях дети запаздывают в развитии, они не слышат дома речи, которой бы могли подражать и таким образом учиться правильно говорить. Такие малыши также молчат, даже если у них и нормально развит речевой аппарат. А если у ребенка из такой семьи еще и имеются проблемы в отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить.

Вывод. С детьми и при детях разговаривать нужно обязательно и постоянно. При этом интонация речи также должна меняться, быть эмоциональной, ласковой или сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с ребенком наилучшим образом помогает полноценному развитию.

Нечеткая речь. Часто можно наблюдать пару, которые говорят быстро, невыразительно, сглатывают окончания и при этом не имеют никаких проблем с речевым аппаратом. Также быстро, непонятно и импульсивно они разговаривают с ребенком. В такой семье ребенку сложно подражать речи взрослых. Он коверкает слова, произнося их так, как услышал. Всё это может привести в будущем к речевым недостаткам.

Вывод. Чтобы ребенок не перенял торопливую манеру произношения, нужно в его присутствии следить за своей речью, стараться четко проговаривать каждое слово.

«Бабушкины дети». Часто бывает так, что родители работают и им не хватает сил и времени смотреть за маленькими детьми. И в таких случаях на помощь приходят бабушки и дедушки, забирая деток к себе на воспитание до достижения ребенком школьного возраста. Как известно, бабушки всегда большое внимание уделяют физическому развитию деток, и речевое развитие остается вне поля зрения. В таких семьях дети идут в первый класс с недостаточно развитой речью.

Вывод. Даже отдавая ребенка на временное воспитание бабушке и дедушке, не забывайте про его речевое развитие. Определите ребенка в детский сад или водите в развивающие центры. Ребенок нуждается в полноценном общении.

«Детский лепет». Часто взрослые умиляются нежным детским лепетом и неправильно произнесенными словами, начинают бессознательно подражать ребенку и воспроизводить его неправильные словечки. Однако это отражается на речи ребенка, носит неблагоприятное воздействие на его развитие. Результат – у ребенка нет стимула совершенствовать свою речь.

Вывод. Очень важно правильно разговаривать с малышом. Воспитываясь в условиях неблагоприятной речевой среды, даже у здорового в речевом плане могут появиться дефекты. У родителей есть большое преимущество. Даже самый квалифицированный логопед не сможет помочь ребенку так, как могут это сделать родители. Взрослые находятся с ребенком долгое время и в процессе общения ненавязчиво могут сделать многое для правильного речевого развития: почитать сказку, спеть песню, поиграть в игры и просто поговорить с ним.