ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Дата: 2021-02-22 09:50:05

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех,  кого она считает значимыми для себя.
Поддержка (в школе,  семье) – это процесс:

  • в ходе которого, взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.
  • Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно,  придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
  • Забыть о прошлых неудачах.
  • Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой,  что взрослый верит в него,  в его способность достичь успеха.
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребенка, симпатии (а родители –  любви) к нему.
  • Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Проводить больше времени с ребенком.
  • Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Потери:

  1. Разрыв романтических отношений.
  2. Смерть любимого человека.
  3. Смерть домашнего животного.
  4. Потеря «лица» (например, мальчик, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды и не смог этого сделать; девочка, которая мечтала быть королевой на вечере,  но была отвергнута).
  5. Развод родителей.

ПОКАЗАТЕЛИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Недавние потери, связанные со смертью, разводом, разрывом взаимоотношений, потери денег,  самоуверенности,  самооценки,  школьные проблемы.
  • Утраченная вера в идеалы
  • Потеря интереса к дружбе, увлечениям, жизненной деятельности,  ранее доставлявшим удовольствие.
  • Беспокойство о деньгах,  болезни (либо реальных,  либо надуманных).
  • Изменение характера – угрюмость,  отчужденность,  раздражимость,  беспокойство,  усталость,  нерешительность,  апатия.
  • Изменение в поведении – неспособность сосредоточиться в школе,  на уроках,  постановка рутинных задач.
  • Нарушение режима сна – бессонница,  часто с ранним пробуждением или наоборот,  подъем позже обычного,  ночные кошмары.
  • Нерегулярный прием пищи – потеря аппетита,  веса,  обжорство.
  • Боязнь потерять контроль,  сойти с ума,  причинить вред себе или окружающим.
  • Ощущение беспомощности,  бесполезности,   «безучастности», «всем будет без меня лучше».
  • Всеобъемлющее чувство вины,  стыда,  ненависти к себе.
  • Безнадежное будущее,  «мне никогда не станет лучше,  я всегда буду себя чувствовать плохо».
  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
  • Суидидальные импульсы,  заявления,  планы.
  • Раздача любимых вещей.
  • Прежние попытки суицида или жесты.
  • Возбуждение,  гиперактивность,  нетерпеливость – могут указывать на скрытую депрессию.

Что необходимо делать?

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
  6. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.
  7. Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

Будьте поддержкой своему ребёнку во всём!

Автор: ОСШ №10