Информатизация образования г.Балхаш
Информатизация – социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти на основе формирования и эффективного использования информационных ресурсов.
Темпы развития информационных технологий таковы, что любая новинка, не успев появиться, завтра уже стучится в каждый дом. Любое новшество самым естественным образом затрагивает и систему образования. Еще не до конца решена проблема технического оснащения всех образовательных учреждений компьютерной техникой, а на повестку дня выходит другой вопрос - как этой техникой должным образом воспользоваться, чтобы реализовать весь потенциал в ней заложенный.
Сегодня наше государство взяло курс на строительство постиндустриального общества, концепцией которого является информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации. Ее главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Одним из приоритетных направлений государственной программы развития образования на 2010-2020 годы является информатизация системы среднего образования. В отделе образования разработан план мероприятий по информатизации и компьютеризации организаций образования до 2020 года, который включает в себя разделы такие раздела как оснащение компьютерной техникой, эффективное использование компьютера, использование услуг Интернет, открытие web-сайтов, внедрение технологии ADSL, компьютерную грамотность педагогов, повышение квалификации педагогов.
В системе образования города всего 4 инновационных, 12 общеобразовательных школ, 2 школы-интерната. С каждым годом пополняется количество компьютеров в организациях образования. В 2004 году в школах города количество компьютеров составляло 457 машин, в 2005 году – 517 компьютеров, в 2006 году – 659, в 2007 - 709 машин, в 2008 году – 1065, в 2009 году - 1173, в 2010 году – 1223, на 01.09.2011 – 1463 машин, в 2012 году – 1689, в 2013 году – 1717, 2014 – 2017 машин. С учетом приобретения новых компьютеров количество учащихся на 1 компьютер составило 5,2 человек.
Компьютеризированы все организации образования. Во всех общеобразовательных школах оборудованы кабинеты информатики в соответствии с положением о кабинете информатики, разработанным областным институтом повышения квалификации. В школах города функционирует 27 кабинетов информатики. Средняя загруженность этих кабинетов по школам 59 часов в неделю: 34 часов учебных занятий, загруженность дополнительными занятиями: кружками 10 часов, курсами для учащихся 10 часов, курсами для учителей 3 часа.
С целью внедрения новых информационных технологий в учебный процесс, отдел образования планово приобретает учебные, информационные программы на электронных носителях.
В кабинетах информатики школ города создан учебно-методический комплекс – есть различная методическая литература, дидактические материалы для учителя, что предоставляет возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы учебного процесса.
В ряде школ организованы Интернет-клубы, где учащиеся могут пополнить свои знания в субботние и воскресные дни, в каникулярное время.
Все школы города и отдел образования подключены к сети Интернет, которая широко используется учащимися и учителями в научно-исследовательской деятельности: при подготовке к олимпиадам, при разработке научных проектов и рефератов, докладов в различных областях науки. В среднем время недельной работы в Интернете составляет 10 часов в неделю.
Педагоги, носители знаний и культуры, были и остаются первопроходцами в реализации различных программ, нацеленных на процветание нашей страны. Педагогу новой формации необходимо овладение новых информационных технологий.
В 14 школах города в гимназии, лицее №2, СШ №1, СШ № 4, СШ №5, Ш-Г № 7, СШ № 8, СШ №9, СШ № 10, СШ №15, СШ №16, СШ №17 функционируют кабинеты с мультимедийным оборудованием. Информационный фонд и техническое оборудование этих кабинетов позволяют обучать учащихся 7-11 классов казахскому, русскому, английскому языкам согласно Государственному стандарту образования, а также работать в Интернете на всех компьютерах, применять графопроектор, интерактивную доску в процессе обучения. В этих же школах установлены - 60 интерактивных досок.
В школах города предмет информатику преподают 24 учителя, из них 21 имеют специальное высшее образование, 3 - среднее специальное образование. Учителя информатики систематически повышают квалификацию на курсах при ИПК, обмениваются опытом, разрабатывают свои авторские программы.
Эффективное использование компьютерной техники предусматривает внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий, состоящих из нескольких параметров: использование Интернет, организация учебно-методической работы с использованием компьютерной техники, интеграции информационных дисциплин в предметы по основам наук, организация профильного обучения, кружков, факультативов, курсов, дополнительных образовательных услуг.
Во всех общеобразовательных школах оборудованы кабинеты в соответствии с положением о кабинете информатики, разработанным областным институтом повышения квалификации. В этом учебном году количество кабинетов ИВТ – 34.
Одной из составляющих эффективности работы компьютера является использование услуг Интернет. В Интернете огромное количество сайтов, которые необходимы как учителю, так и ученикам. Участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах расширяет кругозор детей и повышает мотивацию к обучению.
На сегодняшний день мы достигли 100% подключения к сети. Время недельной работы в Интернете составляло 10 часов.
Следующим параметром эффективного использования компьютера является его применение в преподавании других дисциплин.
Во-первых, в Интернете огромное количество поисковых систем, в которых представлен полный комплекс уроков по преподаванию разных предметов, предлагает учащимся консультации по электронной почте; во-вторых компьютер представляет возможность сэкономить время, красочно представить демонстрационный материал и т.д.
Во многих школах в течение этого полугодия были проведены уроки с применением компьютера. В этих школах есть специальные накопительные папки с разработкой таких уроков.
Введение в учебно-воспитательный процесс кружков, факультативов, курсов, которые нацелены на более глубокое изучение основ наук, расширение кругозора учащихся, овладение различными программами также является одним из условий эффективного использования компьютерной техники.