Информация по инклюзивному обучению в учреждениях образования города

Дата: 2014-04-30 08:36:44

В соответствии  Государственной программы развития образования, в части создания условий для включения детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, отделом образования разработан план  мероприятий по внедрению  инклюзивного  образования, который  реализует права детей с нарушениями в развитии на получение равноценного образования и обеспечивает их полную интеграцию в образовательный процесс.

На начало 2013-2014 учебного  года  согласно  статистическим  данным по городу выявлено 291 детей с ограниченными возможностями в развитии, в том числе:

  • от 0 до 3 лет-34 чел.,
  • от 3-до 6 лет – 53 чел.,
  • от 7- до 10 лет - 97 чел.,
  • от 11- до 15лет - 76 чел.,
  • от 16-до 18 лет- 31 чел.

Это дети с нарушением опорно - двигательного аппарата, зрения, слуха, речи и  задержкой психического развития.

Из  общего количества детей  с ОВР- (291 чел), детей школьного возраста -   257. Из них:

  • 62 обучаются в областной специальной школе-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями в развитии;
  • 64  - в общеобразовательных школах города,  в том числе  32 - находятся на индивидуальном обучении;
  • 31 - не подлежат обучению.

 Справочно

Из 31 ребенка не подлежащего обучению школьного возраста:

  •  Детей ДЦП – 8 чел.;
  • С диагнозом Дауна – 5 чел.
  • Микроцефалия – 4 чел.
  • С нарушением интеллекта различной формы – 12 чел.
 

 

Одним из условий инклюзивного образования является развитие сети специальных организаций образования.

В городе функционирует Областная специальная  школа-интернат №4, которая осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с целью коррекции отклонений,  социально-психологической реабилитации и трудовой подготовки для последующей интеграции  в общество.

Справочно

   2010-11уч. году  выпустились в общеобразовательные школы – 0

   2012-13 уч. году выпустились  в общеобразовательные школы – 6 (сш№1-2чел., СШ№8 – 2 чел., инт№2 – 1 чел., СШ№6 – 1чел.

 

 

В настоящее время в  школе обучаются  - 201 воспитанников, в том числе - балхашских 162, 39 с других регионов Карагандинской области. Детей-инвалидов - 40,  обучающихся  на дому - 9.

 Школа  работает  над проблемой преемственности специального основного  и профессионально-технического образования, которую решает через модель «Школа- интернат - колледж».

Данная модель позволяет реализовывать многоуровневые преемственные образовательные программы.  С 2011-12 учебного года  заключаются  договоры о совместной деятельности с Балхашским колледжем сервиса и Профессионально техническим колледжем по организации  углубленной профессиональной подготовки в  открывающихся   10-ых   классах.

Справочно

2011-2012 уч.году – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – по специальности – швея;

2012-2013 уч.году  – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – помощник повара;

2013-2014 уч.году  – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – помощник повара

 

 

 

Одним из важных условий, обеспечивающих доступ к образованию детей с ограниченными возможностями, является система электронного обучения. На сегодняшний день в четырех школах (СШ №1,10,15,17)  имеются  4 комплекта компьютерной техники с программным  обеспечением,  с учетом индивидуальных возможностей и потребностей для четырех учащихся,  обучающихся на дому. Данное оборудование выделено из Республиканского бюджета.

27 учащихся не имеют компьютерного обеспечения.

Справочно

2011 год – 3 компьютера (СШ№1 – с нарушением верхних конечностей,№ 10 – с эмоционально-волевыми расстройтсвами,№15 – с нарушением зрения)

2012 год – 1 компьютер (СШ№17 – с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2013 год – 0 (подана заявка на 6 шт. – дл детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 1 шт.  с нарушением зрения)

2014 год – 0

 

В Управление образования области дважды поданы заявки на выделение комплектов компьютерной техники и компьютерного обеспечения для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому. На сегодняшний день заявки не удовлетворены.

С 1 сентября 2010 года в ДДУ «ЕрТөстік»функционируют две  коррекционные группы – логопедическая для детей с ограниченным нарушением речи и группа для детей с задержкой психического развития.  Прием детей в  данные группы  осуществляется  на основании  заключения областой психолого - медико- педагогической комиссии (ПМПК).

Для успешной коррекционной работы в саду созданы все условия, оборудованыв соответсвии с требованиями нового ГОСО специализированные кабинеты, которые оснащены необходимым современным оборудованием, аудио – видео- визуальными средствами обучения и методической литературой. В  группах работают опытные специалисты: врач – педиатр, логопед, дефектолог, психолог, физинструктор, педагог по методики  Монтессори.С  детьми проводятся  групповые и   индивидуальные   коррекционные  занятия,  которые способствуют    значительной компенсации дефектов.  Для родителей  открыт  консультационный пунк  с бесплатными услугами логопеда и дефектолога.

За три  года    выпустились 16 детей, из них  для обучения  в массовых школах 10, 6 в специализированный интернат.

С сентября 2012 года  на базе КГУ «Общеобразовательная  средняя школа №4» открыт  логопедический пунктдля детей, имеющих нарушения в развитии устной речи первичного характера,с  целью  подготовки  к школьному обучению,  освоения  содержания Государственного общеобразовательного стандарта и  учебных программ.Было  зачислено  50 детей с  нарушениями  устной речи,  которые выявлены в классах предшкольной подготовки.В логопункте занимаются   дети не только  СШ № 4, но  и школ № 1,10,15,25, детских садов и дети  не организованные дошкольным образованием..  Выпущено с положительными  речевыми результатами -  27 ,  что составляет  - 54%,  остальные продолжают обучение.В текущем учебном году в логопункт зачислено  ещё  39 детей. Таким образом сейчас  в логопедическом пункте обучается 62 ребенка.

Деятельность логопедической службы осуществляется по четырем направлениям: Мониторинговое (диагностическое), коррекционно-развивающее,профилактическое, информационно-методическое.  Работа логопедического центра положительно оценивается родительской общественностью.

       Увеличивается  количество обращений для зачисления, но к сожалению  нет возможности удовлетворить всех нуждающихся в логопедической помощи.

 Сегодня  для более эффективной работы  логопункта  необходимо приобретения  специализированного компьютерного  оборудования (логопедического тренажера "Дэльфа-142", Говорящего фотоальбома и  ГоуТок +20(GoTalk 20+),  что позволит активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных речевых функций у детей.

В рамках внедрения инклюзивного образования по приказу УМЦ РО Карагандинской области № 13 от 14.01.2014 года  на базе ОСШ №1 организована   работа стажерской   площадки, которая  реализует обучение учащихся с ОВР в рамках модулей и программ в условиях инклюзивного образования,  устанавливает сетевой характер взаимодействия с семью  школами: ОСШ №4,5,8,10,16,17,24 по просвещению в вопросах инклюзивного образования и его реализации. Координацию сетевого взаимодействия стажерской площадки  осуществляет методический кабинет отдела образования. 

В рамках проекта в ходе совместной работы администрации, классных  руководителей и родителей в ОСШ № 1  выявлены 27 учащихся, нуждающихся в коррекционной поддержке в рамках инклюзивного образования.

Из них:

 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют 4 человека,

с задержкой психического развития (ЗПР)- 9 человек,

с дефектами речи-11,

по зрению – 1,

прочими заболеваниями- 2.

 

Справочно

 

1 класс – 6 чел.

2класс – 6 чел.

3 класс – 6 чел.

4 класс – 3 чел.

5 класс – 1 чел.

6 класс – 2 чел.

7 класс – 3 чел.

 

 

Так как  ОСШ № 1 является базовой по консультированию педагогов всех общеобразовательных школ по работе с детьми ОВР, социально-психологической службой совместно с квалифицированными дефектологами ОСШ № 4, д/с «Ертостик», разработан план мероприятий и график пробных консультаций с детьми ОВР.

В соответствии с планом  за 1 квартал проведено 2 семинара-практикумадля  заместителей директоров,  классных руководителей, работающих в классах с детьми с ОВР, психологов, социальных педагогов школ. На семинарах рассмотрены вопросы:

 - Организационное и нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования.

-Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования.

Проведены практические занятия по разработке диагностического инструментария, определения профессиональных затруднений педагогов в работе с детьми с ОВР, по организации помощи детям с ОВР в условиях инклюзивной практики.

По данным профосмотра, проведенного  в школах города узкими  специалистами в  на сегодня обучаются  69 детей с ОВР,  из них  с нарушениями:

- зрения – 11чел.(сш № 1,5,6,7,10,16, инт № 2,3);

- опорно-двигательного аппарата – 17чел.(№1,4,6,7,8,10,15,16,17,гимн,       

  инт № 2,3);

- слуха – 10 чел. (№4,10,16, инт № 2,3);

- ЗПР – 17 чел. (1,3,7,8,16,24,25, инт № 2);

- речи – 14 чел. (1,3,7, инт № 2,3).

 В   8-и  средне-специальных учебных заведениях города обучаются 26 учащихся с ОВР (0,5% от общего числа обучающихся 5393 чел.)  По дневной форме обучения обучаются 25 человек, заочно - дистанционно 1 человек (КГКП «Балхашский гуманитарно-технический колледжим. А.Мусина»).  Уже сейчас стоит задача  по  их дальнейшему  трудоустройству.

Справочно

БГТК:

1.    Богданова Валерия, 3курс, менеджмент;

2.    Жуматаев Нурсултан, 1 курс, электрик;

3.    Ли Евгении, 4курс, технич-ая эксплуатация и  обслуживание;

4.    Козлов Игорь, 4 курс, технич-ая эксплуатация и  обслуживание;

5.    Ильясова Сейткасым, 4 курс, технич-ая эксплуатация и  обслуживание.

Мед.колледж:

     1.Усов Валерий, 2 курс, лечебное дело;

     2.Елеубаев Дархан, 2 курс, фармация.

Колледж Болашак:

1.    Татибек Алмаз, 2 курс, туризм;

2.    Абитаева Гулден, 4 курс, информационные системы.

Многопрофильный колледж:

1.    Кенбабин Аргын, 2 курс, правоведение.

Технический колледж (ПЛ№4):

1.    Жаксыбеков Мейрам, 3курс, автомеханик;

2.    Рамазан Аян, 2 курс, автомеханик;

3.    Кабаев Галы, 2 курс, мастер-строитель;

4.    Антропов Андрей, 2 курс, электрик;

5.    Кахарманов Серикбол, 3 курс, автомеханик;

6.    Луцуп Дмитрий, 2 курс, ЭВМ;

7.    Патлай Вадим, 1 курс, автомеханик;

8.    Жакупова Толганай, 1 курс, мастер-строитель;

9.    Водолаза Николай, 1к мастер-строитель;

10.Гапон Мария, 1 курс, мастер-строитель;

11.Мухамедкали Азамат, 3 курс, газосварщик.

Колледж сервиса (ПЛ№2):

1.    Рахимова Нургуль, 2 курс, швея;

2.    Серебрякова Валентина, 2 курс, швея;

3.    Оралбек Молдир, 2 курс, швея;

4.    Барлыбекова Алмагуль, 2 курс, швея;

5.    Кайырбек Тожан, 1 курс, кондитер.

 

Неотъемлемойчастью системы непрерывного образования, призванной обеспечивать  ребенку дополнительные возможности для духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития, удовлетворять  его творческие, культурные, образовательные потребности, является  дополнительное образование.  Данная категория детей посещают кружки и факультативные занятия:

  • в общеобразовательных школах – 30 чел.;
  • Специальный интернат №4 – 132 чел.;
  • Дворец школьников – 37 чел.;
  • Школа искусств – 12 чел..

 

Справочно

ДШ –  рисование – 4чел., авиа моделирование – 12чел., ДПИ – 21чел.;

ШИ -  музыкальное – 2чел., художественное – 10чел.

 

Приняли  участие в  предметных школьных олимпиадах  - 27 чел, в олимпиадах городского уровня – 3 чел.

Все дети  с ограниченными возможностями в развитии – это дети с особыми потребностями.

Одним из важнейших условий успешной и результативной работы с  ними  является обеспечение сопровождения их в образовательный процесс специалистами различного профиля: психологом,  дефектологом, логопедом, воспитателем,  медицинскими работниками.

В связи с этим, уже сейчас остро стоит кадровый вопрос, школам необходимы квалифицированные учителя-дефектологи, логопеды, специальные педагоги.

Для дальнейшего развития системы инклюзивного образования,   внедрения положительного опыта по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс и формирования толерантного отношения к ним в обществе учреждениям  образования города необходимо продолжить работу по:

- Увеличению «безбарьерных зон» для детей-инвалидов путем установления пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами; так как на сегодняшний день только в 10 учреждениях образования имеются пандусы,

- увеличению количества комплектов компьютерной техники для детей-инвалидов, обучающихся на дому;

- созданию условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями путем введения в штатное расписание общеобразовательных школ педагогов-дефектологов, логопедов;

- переподготовке учителей через очно-заочные курсы, обучению в ВУЗах по специальностям «Дефектология», «Логопедия» ;

- оснащению логопункта специализированным компьютерным  оборудованием.

p