Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 – 2020 годы
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 7 декабря 2010 года
№ 1118
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования Республики Казахстан
на 2011 – 2020 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы |
|
|
Основание для разработки |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»; Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» |
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Казахстан |
|
|
Цель |
Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики
|
Программные цели |
совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; формирование государственно-общественной системы управления образованием; обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения; модернизация системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО) в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство; достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств |
Задачи |
разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее – ГЧП); совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; увеличение сети дошкольных организаций; обновление содержания дошкольного воспитания и обучения; обеспечение кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения; осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ (далее – МКШ); совершенствование системы инклюзивного образования в школе; обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики; развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики; повышение престижа обучения в ТиПО; обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи |
Сроки реализации (этапы) |
2011 – 2020 годы Программа будет реализована в два этапа: первый этап: 2011 – 2015 годы второй этап: 2016 – 2020 годы |
Целевые индикаторы |
во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования; доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов – 52%; в 60% организаций образования созданы попечительские советы; 100% руководителей организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента; в 90% организаций среднего образования используется система электронного обучения; 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет обеспечены дошкольным воспитанием и обучением; осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения; количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана – 20; доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам – 70%; результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – 40–45 место, оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) – 10–12 место, международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) – 10–15 место; доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества – 70%; доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие – 80%; доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу (далее – госзаказ) – 80%; доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации – 30%; доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие – 80%; 80% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроены по специальности в первый год после окончания вуза; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов – 2; доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам – 65%; доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам – 30%; доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство – 5%; доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет – 5%; внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов; 55% молодежи будет принимать активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи |
Источники и объемы финансирования |
Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 461,1 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования. |
2. Введение
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:
обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала – общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее – Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
3. Анализ текущей ситуации
В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.
С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, Программа «Дети Казахстана» на 2007 – 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 – 2014 годы.
Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.
Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.
Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.
Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование.
В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.
Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее – ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее – ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие).
Начато внедрение областных систем оценки качества образования во всех регионах республики.
Укрепляется материальная база организаций образования.
Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее – ЛМК),10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом их количество увеличилось на 2661.
Повышается качество образования.
Развивается инклюзивное образование.
Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.
Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 – в 2010.
Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 – в сельской местности.
К сети Интернет подключено 98% школ, сельских – 97% (в 2005 году – 75% и 70% соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34% школ.
Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS – 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран.
В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах, при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе.
Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время в республике функционируют 33 школы с обучением на трех языках.
Созданы 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.
В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня – «Назарбаев Университет».
Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40% до 50%, магистратуре - с 50% до 60% и в докторантуре - с 70% до 80%.
Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира.
Предпринимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев. В вузах республики обучаются свыше 10 тысяч иностранных граждан.
Вместе с тем, качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.
Дошкольное воспитание и обучение
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
По состоянию на 1 июля 2010 года в Казахстане охват дошкольным воспитанием и обучением по сравнению с аналогичным периодом 2005 года вырос на 16,8%, и составляет лишь 40% детей, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 90-100%.
Ежегодный рост очередности на места в дошкольных организациях за счет рождаемости составляет в среднем 5-7% в год по стране. Кроме этого, в пяти регионах в силу факторов рождаемости и миграции этот показатель составляет 11,1%: в Южно-Казахстанской – 8,1%, Кызылординской – 11,8%, Жамбылской – 10,7% областях, городах Алматы – 11,3%, Астане – 13,6%.
На 100 мест в детских садах в среднем приходится 111 детей, в городах – 120. В городской местности детский сад посещает каждый третий ребенок, в сельской – только 5 из 100.
Не нашло должного развития инклюзивное образование. Из 149246 детей с ограниченными возможностями 29212 человек или 19,5% – дети дошкольного возраста. Дошкольным воспитанием и обучением в 37 специальных детских садах и 240 специальных группах охвачены около 10 тысяч детей, что составляет только 32,8%.
Наряду с государственными дошкольными организациями открываются и частные детские сады, если в 2005 году их количество составляло 158, то в 2010 году – 284.
Доля расходов государственного бюджета на дошкольное воспитание и обучение в течение последних лет составляет около 0,1% от внутреннего валового продукта (далее – ВВП). В странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) – от 1 до 2% от ВВП.
Среднее образование
Среднее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны.
В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.
По состоянию на 1 июля 2010 года в республике функционируют 7576 государственных дневных общеобразовательных школ, подведомственных местным исполнительным органам (далее – МИО) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН), в них обучаются около 2,5 млн. учащихся. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% – в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа – в 4 смены. Капитального ремонта требует 25,1% школ.
Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии – 13,2%, кабинетами биологии – 16,3%, ЛМК – 46,7%.
Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством.
Все это послужило причиной переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования.
Характерной чертой казахстанской системы образования является наличие МКШ, которые составляют 56,5% от общего числа школ (в 2005 году – 52%). В том числе, в сельской местности – 68,6%.
Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в МКШ.
Увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году – свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.
Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса.
Каждый пятый работающий учитель