Этический кодекс государственного служащего
ДЛЯКОГОПРЕДНАЗНАЧЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Положения настоящего Кодекса непосредственно распространяются навсехдолжностныхлициработниковАО«НК«ҚТЖ»иегодочернихорганизаций(далеевместе–Компания).Обращение«Вы»,«нас»или
«все»внастоящемКодексеозначаетобращениековсемработникамКомпаниивнезависимостиотзанимаемой должности.
Деловымпартнерам,клиентам,поставщикамидругимтретьимлицам,которыевзаимодействуютсКомпаниейилипредставляютКомпанию,необходимопридерживатьсяположенийнастоящегоКодексаилииныханалогичныхполитикКомпаниипо вопросамкомплаенс.
НастоящийКодексразмещеннакорпоративномвеб-сайтеwww.railways.kz.
ЗАЧЕМНАМНУЖЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Наша стратегия заключается в том, что Компания намерена выйти влидеры среди компаний-аналогов по устойчивому развитию, качеству иэкономическойэффективностипредоставляемыхуслугзасчетсовершенствованиябизнес-процессов,цифровизациидеятельностииповышенияпрофессионализмаработников.
Нашимистратегическимицелямиявляются:
-
ПовышениеуровняэффективностиКомпании;
-
Повышениеудовлетворённостиклиентов;
-
Гарантированиебезопасностидвиженияпоездов;
-
ОбеспечениеустойчивогоразвитияКомпании.
Без сохранения и повышения доверия к нашей деятельности со стороны всехзаинтересованных сторон, мы не сможем достигнуть наших стратегических иоперационныхцелей.
Настоящий Кодекс направлен на развитие нашей корпоративной культуры иукреплениерепутацииКомпаниикакоткрытогоичестногоучастникарынка.
НастоящийКодекспредлагаетподробныеиконкретныеуказания,какдействовать в повседневной работе с учетом провозглашенных в Компанииценностей.
Выполучитеответынаконкретные,частозадаваемыевопросы,атакжепримеры,иллюстрирующие,какпринципынастоящегоКодексадолжныприменятьсянапрактике.
Настоящий Кодекс не охватывает весь спектр рисков, с которыми мы можемстолкнуться, поэтому, не избавляет нас от необходимости здраво рассуждатьибытьответственнымизасвоидействияврамкахисполнениясвоихдолжностныхобязанностей.
СЛУЖЕНИЕОБЩЕСТВУ
ПРИВЕРЖЕННОСТЬНАШЕЙМИССИИ
Являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, мыобеспечиваемкачественнуюосновуустойчивогоростабизнесанашихклиентов, создаем стоимость для единственного акционера, и приносимпользу потребителям и обществу в целом, посредством предоставлениябезопасных иконкурентоспособных перевозочных услуг.
Это означает, что наше общество и государство верят в нашу способностьвыполнить эту важную миссию. Чтобы сохранить это особое доверие, мыобязаны выполнять свои задачи основываясь на принципах справедливогообращениясовсемизаинтересованнымисторонами,вцеляхобеспеченияустойчивогоразвитияКомпании;прозрачностииэффективностидеятельностиКомпании;последовательности,своевременностипринятиярешений в наилучших интересах Компании; ответственности, подотчётностии законности.
Вашиобязанности:
-
ОсознайтеособуюобязанностьслужитьнашемуобществуигосударствуприосуществлениидеятельностиотимениКомпанииипроявлятьдолжнуюзаботу,правильноосознаваямиссиюиценностиКомпании;
-
Осознайте,чтоВашиобязанностимогутиметьнепосредственноевлияние накачество иуровеньжизни общества и государства;
-
Добросовестно выполняйте свои обязанности в соответствии с миссиейКомпании и не принимайте мер, выходящих за рамки Ваших должностныхобязанностей;
-
Неуказывайте,чтоВыофициальнопредставляетеКомпанию,прирешении своихличныхвопросов.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признаки нарушений стандартов поведения со стороны должностныхлициработников,которыемогутнегативноповлиятьнарепутациюКомпании.
УСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕ
Следуя стратегическим целям единственного акционера по достижениюустойчивогоразвития,мыстремимсякобеспечениюсоответствиясвоей деятельности принципам устойчивого развития, согласованностисвоихэкономических,экологическихисоциальныхцелей.
Компания рассматривает устойчивое развитие как одну из стратегическихзадач.
Мы нацелены на укрепление финансового состояния. При этом, критериипроизводственных,инвестиционныхидругихфинансовыхрешений,принимаемых в Компании, не являются исключительно экономическими посвоей сути, они также принимают во внимание социальные, экологическиепоказатели и принципыустойчивогоразвития.
Мы стремимся оказывать минимальное воздействие на окружающую среду врегионах присутствиянашего бизнесапутем оптимального использованияограниченныхресурсов,примененияэкологичных,энергосберегающихтехнологий,утилизациюотходов производства.
Мысоциально-ответственнаяКомпанияипродвигаем:
-
культурубезопасностидвижения,обеспечениебезопасноститрудаиохраны здоровья, вовлекая всех работников, подрядчиков, а также население,проживающеговрегионах,скоторымисвязанадеятельностьКомпании;
-
справедливоевознаграждениеиуважениеправработников,профессиональноеразвитиеперсонала,реализациясоциальныхпрограмм.
Являясьоднимизкрупнейшихработодателейстраны,мыстремимсяксоциальнойстабильностииурегулированиютрудовыхспоровиконфликтов.
Вашиобязанности:
-
Убедитесь,чтоВаширешенияидействиянеимеютнегативноговлияниянаэкономику,экологию и общество;
-
Стремитесьприниматьмеры,необходимыедляминимизациинегативноговоздействияназаинтересованныесторонысточкизренияэкономических,экологическихи социальныхаспектов;
-
Неукоснительнособлюдайтезаконодательныеикорпоративныетребования в области экологии, охраны труда и промышленной безопасностипри выполнении своихтрудовыхобязанностей;
-
Приступайте только к той работе, для выполнения которой Вы обученыи аттестованы, а также пригодны по медицинским показаниям. Прекращайтевыполнениелюбойработывслучае,еслиона становится небезопасной;
-
Если Вы видите, что кто-либо из работников нарушает установленныеправила и требования в области экологии, охраны труда и промышленнойбезопасности,незамедлительнопредупредитенарушителяисообщитеонарушении своемунепосредственномуруководителю;
-
Нескрывайтеинеискажайтефактыиобстоятельствааварийныхситуаций инесчастныхслучаевнапроизводстве;
-
При любых сомнениях или вопросах обращайтесь за рекомендациями кнепосредственномуруководителюили всоответствующие службы.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Признакилюбыхявныхилипотенциальныхнарушенийзаконодательства Республики Казахстан в области экологии, безопасности иохраны труда,трудовогозаконодательства.

ЭТИЧЕСКОЕПОВЕДЕНИЕ
Репутация-ключевойактивКомпании,основывающийсянадоверии.
Компаниястремитсязавоеватьдовериегосударства,клиентов,деловыхпартнеров,инвесторовиобщества.Довериевозникаетвследствиепоследовательнойприверженностиквысокимэтическимнормамистандартамповедения.
ВсемыявляемсяпредставителямиКомпании,инашидействиямогутоказыватьвлияниенаеерепутацию.Каждыйизнасдолженпроявлятькорректностьвповедении,чтобысохранитьрепутациюиимиджКомпании.
Высокие стандарты этического поведения подразумевают следование всемиработникамиКомпаниипринципамчестности,добросовестности,беспристрастности, уважения в общении с коллегами по работе, клиентами ибизнес-партнерамиКомпании,атакжесдругимитретьимилицами,приверженностькнулевойтерпимостиквзяточничествуикоррупции.
Вашиобязанности:
-
Следуйте общепринятым моральным и этическим нормам и стандартамповедения;
-
Проявляйте уважение к государственному и другим языкам, традициямиобычаямвсехстран,работаявКазахстанеи заграницей;
-
Придерживайтесьобщихморальныхиэтическихнормповедениявнерабочее время, не допускайте антиобщественное поведение, которое можетнавредитьрепутацииКомпании;
-
ВоздерживайтесьотпубличныхвыступленийодеятельностиКомпании,если Выненаделенынадлежащими полномочиями;
-
Придерживайтесьаккуратного,деловогоикорпоративногостиляводеждеивнешнемвидеприисполнениидолжностныхобязанностейвзависимости от условийслужбы.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Неэтичноеповедениеработников,котороеможетпривести кпотеререпутации Компании.

ВНЕШНЯЯКОММУНИКАЦИЯ
ЯвляясьдолжностнымлицомилиработникомКомпании,еслиВыведете себя неэтично в общественных местах, проявляете активность всоциальных сетях, где обсуждаете аспекты деятельности Компании-всеэто дастповоддлякритикиКомпаниисостороныобщества.
Вывсегдадолжныпомнить,чтопредставляетеКомпаниюдажезаеепределами.
ЛюбаянесанкционированнаявнешняякоммуникацияотимениКомпаниивлияет наеерепутацию.
Правом публично выступать, комментировать события Компании или делатькакие-либозаявлениявсредствахмассовойинформации(СМИ)ивсоциальныхсетяхвправетолькоуполномоченныенаэтолицаКомпании.
НастоящимКодексомнезапрещаетсяосвещатьвопросы,требуемыепозаконуилипосудебномурешению.
Активностьвсоциальныхсетяхдолжнаиспользоватьсятольковличныхцелях, в свободное от работы время и не должна быть связана с Компанией.Вам необходимо соблюдать утвержденные Правила поведения работников всоциальныхсетях,мессенджерахинаблог-платформах,размещенныевсистемеэлектронногодокументооборота.
Любая информация, раскрываемая от имени Компании, должна быть точнойвовсехсущественныхаспектах,полной,корректнойисоответствоватьдействующемузаконодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.
Вашиобязанности:
-
Никогданеобращайтесьот имениКомпании,если у Васнетнаэтополномочий;
-
Никогданеиспользуйте открытосвоеслужебноеположениедляличной выгоды;
-
НевыражайтесвоеличноемнениеоработеКомпаниивСМИ,всоциальныхсетях ит.п.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Неофициальная активность в социальных сетях по аспектамдеятельности Компании.

ОТНОШЕНИЕКСВОИМРАБОТНИКАМ
РАВНЫЕУСЛОВИЯНАЙМАИТРУДА
Нашилюди-самыйценныйактив.Каждыйработникпризнаетсяважным членом нашей многочисленной Компании. Поэтому, Компанияпредоставляетравныевозможностивсемработникам,дляразвитиясвоихпрофессиональныхспособностейисовершенствованиянавыков.
Компанияпридерживаетсяпринциповобъективностиичестностиприпринятии кадровыхрешений.
С целью исключения комплаенс-рисков при найме, оценке, продвижении иувольненииперсонала,Компаниявнедряетэффективныеконтрольныепроцедуры.
Вашиобязанности:
-
Исполнятьсвоиобязанностипрофессиональнонаосновенашихценностейипринципов,придерживаясьсамыхвысокихэтическихнорм,стандартовповедения;
-
Принимать каждое решение о найме, вознаграждении и продвижении,учитываязаслуги,квалификацию,результативностьипроизводственнуюнеобходимость;
-
Исключатьлюбуювозможностьпроявлениянепотизма,субъективности илипредубеждения;
-
Соблюдать нормы трудового и антикоррупционного законодательстваРеспубликиКазахстан,атакжевнутреннихдокументовКомпании.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признаки любого непристойного или несоответствующего поведениянарабочемместе;
-
Признакилюбыхявныхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогоиантикоррупционногозаконодательства РеспубликиКазахстан.

ЗАПРЕТНАДИСКРИМИНАЦИЮИПРИТЕСНЕНИЕ
Компаниястремитсясоздатьтакиеусловиятрудаиклиматвколлективе,гдевсеработникистроятотношениянавзаимномуважениидругкдругу,ведутсебякорректноипрофессионально.
Поэтому,Компаниянетерпитникакойформыдискриминации,включаядискриминациюпорелигиозному,расовому,этническому,половому,возрастномуидругимпризнакам.
Компаниязапрещаетлюбуюформуповедения,котораяявляетсяоскорбительной,агрессивнойили враждебной.
Вашиобязанности:
-
Относитеськсвоимколлегампочтительноисправедливо;
-
Незапугивайте инеоскорбляйте своихколлег;
-
Невысказывайтенеуместныекомментарииотносительносвоихколлег;
-
Не утаивайте факты нарушений здорового микроклимата в коллективе,в том числе, когда поведение коллег причиняет неудобства, когда работникстановится свидетелем недостойного поведения коллеги на рабочем месте,когда в адрес работника поступают угрозы и/или совершаются притесненияи/или насилие.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признакилюбогонепристойногоилинесоответствующегоповедениянарабочемместе;
-
Признакилюбыхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогозаконодательства.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕСЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИСТОРОНАМИ
Мы осознаем, что стремясь к достижению поставленных стратегическихи операционных целей и задач, мы должны соблюдать баланс интересоввсехзаинтересованныхсторон.
Заинтересованныесторонымогутоказыватькакположительное,такинегативноевоздействиенадеятельностьКомпании,аименнонаростстоимости, устойчивое развитие, репутацию и имидж, создавать или снижатьриски.Мыпридаемособоезначениеответственномуинадлежащемуповедениюпривзаимодействиисовсемизаинтересованнымисторонами.
НАШИКЛИЕНТЫ
Мы нацелены на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с нашимиклиентами.
Мы берем на себя обязательство обеспечивать удовлетворенность клиентов,предоставляяимкачественныеуслуги.
Компания осуществляет свою деятельность со всеми своими потребителямиуслугодинаково честнои справедливо.
Компания предоставляет подробную информацию о своих услугах в рекламе,публичныхзаявленияхипредложениях.
Вашиобязанности:
-
Недопускатьвадресклиентовипотребителейуслугдействийивысказываний,которыемогутнанестиущербКомпаниииделовойрепутации;
-
Уважительно относиться ко всем клиентам независимо от их правовогоисоциальногостатуса,материальногоположения,длительностипериодаобслуживаниявКомпании;
-
Обеспечить потребителям услуг полноту и достоверность заявлений,сообщений ипрезентаций;
-
Выполнятьсвоидолжностныеобязанностикачественноивсрок,стремитьсякпоискуоптимальногорешения,нестиответственностьзарезультатсвоейработы;
-
Неучаствоватьвкоррупционныхсхемахприоказанииуслугинепокрыватьтехработников,ктовнихзамешан;
-
Своевременноразрешатьпретензииижалобыклиентов,постоянноулучшаякачествопредоставляемых услуг;
-
Признаватьсвоиошибкиисообщатьоних руководителямвцеляхминимизации возможных негативных последствий от реализации комплаенс-рисков;
-
ПоддерживатьположительныйимиджКомпании,укреплятьрепутацию,соблюдаякорпоративныеценности,этическиепринципыинормы поведения.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Любыенарушенияприпредоставлениидоступанамагистральнуюжелезнодорожнуюсеть;
-
Любые нарушения установленного порядка выдачи техническихусловий напримыканиеподъездныхпутей;
-
Нарушенияприоказанииподачи-уборкигрузовыхвагонов;
-
Нарушение требований Правил перевозки пассажиров, багажа игрузобагажажелезнодорожнымтранспортом;
-
Безбилетныйпровозпассажиров;
-
Приемка и провоз неоформленного багажа, грузобагажа икорреспонденции.
ПРИВЛЕЧЕНИЕТРЕТЬИХЛИЦ
Компанияработаетспоставщиками,консультантами,деловымипартнерамиидругимитретьимилицаминаосновепринциповоткрытости,полнойприверженности закону,честности и эффективности.
Компаниявоздерживаетсяотпривлечениятретьихлиц,создающихрискпотери деловой репутации, поэтому исключает сотрудничество с теми, ктонамереннои/илипостояннонарушаетзаконодательствоРеспубликиКазахстан, принципы и требования антикоррупционного законодательства,внутреннихкомплаенс-политикКомпании.
Компания устанавливает для всех третьих лиц требование неукоснительногособлюдения применимых законодательных и иных нормативных правовыхтребованийиактов, имеющихотношениекихдеятельностииделовойсфере.
МыприветствуемпринятиетретьимилицамиположенийнастоящегоКодекса, антикоррупционных политик и процедур. В свою очередь, третьилица ожидают от нас приверженности положениям настоящего Кодекса и импредоставленавозможностьсообщатьолюбыхфактическихилипотенциальныхнарушенияхнастоящегоКодексапосредствомГорячейлинии.
Вашиобязанности:
-
Тщательноанализируйтедеятельностьпотенциальногопоставщикаи/или подрядчика (опыт, квалификация, репутация, конкурентоспособность,существующиевзаимоотношениясКомпанией);
-
Несотрудничайтестретьимилицами,имеющимисомнительнуюделовуюрепутацию;
-
Прилагайтевсе усилиядлясозданияконкурентнойсреды;
-
Удостоверьтесь,чтотретьилица,скеммывзаимодействуем,осведомленыоположенияхнастоящегоКодексаидругихкомплаенс-политик;
-
Убедитесь,чтоначисленноевознаграждениесоответствуетпредоставленнымтоварам,работамиуслугам;
-
Заключаядоговорстретьимилицами,включитесоглашениеоконфиденциальности и антикоррупционнуюоговорку.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Третьилицаучаствуютилиобвинялисьвнеблагонадёжнойделовойпрактике;
-
Третьилицанастаиваютнаполучениикомиссиииливознаграждениядо заключенияконтрактаснами.
Более подробно о взаимодействии с третьими лицами Вы можетеознакомиться,изучивследующиевнутренниедокументы:
-
ПолитикапротиводействиякоррупциивАО «НК«ҚТЖ»;
-
Антикоррупционный стандарт АО «НК «ҚТЖ» и его дочернихорганизаций в сферезакупочнойдеятельности.

КОНФЛИКТИНТЕРЕСОВ
Управлениеконфликтоминтересовявляетсяоднимизважнейшихантикоррупционных механизмов. Компания уделяет большое вниманиепредотвращению реализации рисков, связанных с конфликтом интересов,иихурегулированию.
ДолжностныелицаиработникиКомпаниипривыполнениисвоихслужебных обязанностей обязаны руководствоваться интересамиКомпаниии избегать ситуаций или обстоятельств, при которых их личные интересыбудутпротиворечитьинтересамКомпании.
Вслучаевозникновенияконфликтаинтересов(иливозможностиеговозникновения)должностныелицаиработникиКомпанииобязанывписьменнойформедовестиданнуюинформациюдосведениянепосредственногоруководителялибовКомплаенс-службу.
Вашиобязанности:
-
Избегайтепрямыхиликосвенныхотношений«руководитель–подчиненный»с людьми,с которымиуВасблизкиеотношения
-
Избегайте ситуаций, когда Ваши личные связи/обстоятельства влияютнаВашибизнес-решениявКомпании;
-
РаскройтеинформациюоВашихфактических,потенциальныхиливыявленныхконфликтахинтересовВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру;
-
Неучаствуйтевпринятиирешения,еслиуВасестьфактический,потенциальныйили выявленныйконфликтинтересов,например:
-
при найме на работу людей или продвижении по карьерной лестницеработников, с которыми у Вас близкие отношения, или оказании влияния наразмер предоставляемых им компенсаций, льгот или возможностей, если ониработаютв Компании;
-
участие в сделках между Компанией и иными юридическими лицами,собственниками или работниками которых являются люди, с которыми у Васблизкиеотношения;
-
Неучаствуйтевкакой-либоработеибизнесе(коммерческомилинекоммерческом)запределамиКомпании,еслиэтоповлияетнаВашудеятельностьвКомпании;
-
Если у Вас есть какие-либо сомнения относительно того, затрагиваютлиВашиличныеобстоятельстваВашидолжностныеобязанностивКомпании,обратитесьзасоветомирекомендациямикВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
УВасилиВашихколлегестьчленысемьиилидругиеаффилированные лица, которые работают в Компании или в организации,котораяявляетсяпотенциальнымилифактическимпартнеромилипоставщикомКомпании;
-
У Вас или Ваших коллег есть доля владеет более, чем 1 % капиталаорганизации, которая является потенциальным или фактическим партнеромили поставщикомКомпании;
-
У Вас или Ваших коллег есть работа по совместительству или другаядеятельностьвнеКомпании,котораяможетпотребоватьотВасилиВаших
коллег использование ресурсов Компании, включая конфиденциальнуюинформацию.
ПодробнуюинформациюоконфликтеинтересовВыможете получить,изучивследующиевнутренниедокументы:
-
Политика по урегулированиюконфликта интересовработников идолжностныхлицАО«НК«ҚТЖ»;
-
ПолитикапротиводействиякоррупциивАО«НК«ҚТЖ».

ПОДАРКИИЗНАКИГОСТЕПРИИМСТВА
ПолитикаКомпаниидопускаетстандартныеиприемлемыезнакигостеприимства,оказанные в отношении третьих лиц или полученныеотних.
Однако,получениеидарениеподарков,атакжеоказаниезнаковгостеприимстваможетсоздатьнеобоснованноеожиданиесосторонытретьеголицаиливпечатлениетого,чтоВыоказываетепредпочтениетретьемулицупопричинамличнойвыгоды,анепообоснованнымкоммерческимсоображениям.
Подподаркамиизнакамигостеприимстваподразумеваютсянетольконаличныеденьги,ноивсечтоимеетценность,предлагаемуюилиполученнуюработникамиидолжностнымилицамиприосуществлениидеятельностивКомпании.
Понятиеитолкованиеподарковизнаковгостеприимстваварьируетсявзависимости от разных точек зрения, поэтому, получение подарков и знаковгостеприимстванедолжноиметьпотенциальноговлияниянапроцесспринятиярешения.
Вашиобязанности:
-
С осторожностью оценивайтетип,ценностьи сумму предлагаемогоили полученногоподаркаилизнакагостеприимства;
-
Никогда не предлагайте, не стремитесь получить и не берите деньги,денежные эквиваленты, персональные услуги или любые другие незаконныеилинеприемлемыеподарки изнакигостеприимства;
-
Если подарки, которые Вы предлагаете или получаете, могут повлиятьна процесс принятия решения, никогда не принимайте и не дарите такиеподарки.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Любыенеприемлемыеподаркиизнакигостеприимствавналичныхденьгах илив денежномэквиваленте,предлагаемыеилиполученныепризакупкетоваров, работиуслуг, принайменаработуилитрудоустройстве;
-
Любые подарки и преподношения, которые могут повлиять на ВашерешениеиобъективностьилирешениеиобъективностьВашихколлег.
Вопрос подарков и представительских расходов подробно описан в Политикепротиводействиякоррупции вАО«НК«ҚТЖ».

ЗАБОТАОНАШЕЙКОМПАНИИ
ЗАЩИТААКТИВОВ
Каждый работник ответственен за надлежащее управление активамиОбщества.Надлежащееуправлениеактивамивключаетконтрольиподдержаниеинвестиций,резервов исобственностиКомпании.
ПодактивамиКомпанииподразумеваютсяпроизводственныеактивы,технологии,имущество,денежныесредства,информация,объектыинтеллектуальной собственностии др.
Ненадлежащее использование активов создает препятствия в работе, наноситущербКомпании.
ЛюбоеиспользованиеактивовКомпаниивличныхцеляхнедопускается.
Вашиобязанности:
-
БерегитеактивыиимуществоКомпании какВашеличное;
-
Используйтеэффективно,защищайтеотутраты,кражи,использованиянепоназначению,а такженедопускайте ихнезаконногоиспользования;
-
Не разглашайте сведения работнику, у которого нет служебнойнеобходимости в доступекданной информации;
-
Обеспечьтесоответствующееразрешениеиточнуюдокументациюдляиспользованияактивов.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Присвоениеилирастратаактивов;
-
Ненадлежащееобеспечениесохранностиактивов;
-
Любыепризнакимошенничества,ущербаилихищения.

ПРОЗРАЧНОСТЬФИНАНСОВЫХОТЧЕТОВ
Компанияпредоставляет точную иполную финансовую информацию.Всефинансовыеданные,записииотчетыдолжнысоответствоватьМеждународным Стандартам Финансовой Отчетности,законодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.
Все сделки и счета должны быть последовательными и классифицированыдолжнымобразом.Решениядолжныосновыватьсянаполныхиточныхданных.Предоставлениенеточной,неполной,противоречивойинесвоевременной отчетности являетсянедопустимым.
Запрещаетсялюбоеискажениефактов,фальсификациядокументов,искажение истинного характера любых операций, использование незаконныхфинансовых операций, оказание давления на работников с целью искаженияфинансовой отчетности илиучетныхдокументов.
Вашиобязанности:
-
Добросовестнорегистрируйтесделкиидоговоры;
-
Ведитеполный, точныйисвоевременныйучетвсехделовыхопераций;
-
Неиспользуйтескрытыезаписиинезаконныефинансовыеоперации;
-
Оказывайтеполноесодействиевнутреннимивнешнимаудиторам,предоставляйтеим точную информацию и,по их запросу и при наличиисоответствующихразрешений,обеспечьтеимдоступкдокументамивозможностьпроинтервьюироватьработников.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Неправильные и неполные отчеты с завышенными финансовымипрогнозами и неправильнымипоказателями расходов;
-
Признакинечестнойдеятельности,напримериспользованиесредствде-факто в иныхцелях,необозначенныхде-юре;
-
Неполныеинеточныерасходынакомандировкиииныерасходы;
-
Несоответствие производственной деятельности финансовымрезультатам.

УПРАВЛЕНИЕИНФОРМАЦИЕЙ
Мыиспользуеминформациювнашейповседневнойдеятельностидляпринятиябизнес-решений.ИнформацияпредставляетсобойактивКомпании,частькоторойявляетсяконфиденциальной.Конфиденциальная информация включает в себя наше ноу-хау и другуюконкурентоспособнуюинформацию,персональныеданныеиинуюинформацию, которая никогда не должна раскрываться третьим лицамбезразрешениянаэто.
Вашиобязанности:
-
Делитесь конфиденциальной информацией за пределами КомпаниистрогопонеобходимостиитолькопослеполучениясоответствующегоразрешениясостороныуполномоченныхструктурныхподразделенийКомпании;
-
Соблюдайтевсевнутренниетребованияиограниченияотносительнораскрытияконфиденциальнойинформации;
-
Примитемерыдлязащитыконфиденциальнойинформации,еслиВыузнали окакой-либоееутечке;
-
Подпишите обязательство о неразглашении конфиденциальнойинформации;
-
Удостоверьтесь, что третьи лица подписали конфиденциальноесоглашение дотого,какВыраскроете имконфиденциальнуюинформацию.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Обсуждениеконфиденциальнойинформациистретьимилицамивобщественныхместах;
-
ПоявлениелюбойконфиденциальнойинформациивСМИ.
Отом,какобеспечитьсохранность конфиденциальнойинформацииВыузнаете,изучив:
-
Правила обеспечения сохранности коммерческой тайны иконфиденциальной информацииАО«НК«ҚТЖ»;
-
ПолитикуинформационнойбезопасностиАО«НК«ҚТЖ».
В: Наш бывший работник, который раньше работал вместе со мной, обратился с просьбойпередать ему копии некоторых материалов, над которыми мы вместе работали. Я ответилему,чтоподумаю.Чтомнетеперьделать?
О:ВынеимеетеправапредоставлятьконфиденциальнуюинформациюКомпанииВашему бывшему коллеге. Немедленно свяжитесь с Вашим непосредственнымруководителем, который, в свою очередь, поставит об этом в известность департаменткорпоративнойбезопасности,которыерешат,какимобразомКомпанияможетзащититьсвоюконфиденциальную информациюисобственность.
В: Я получил запрос от бизнеса–партнера о предоставлении информации по совместномупроекту,ноянеуверен,имею лияправотак поступать?
О:Выдолжныубедиться,чтоэтаинформациянеявляетсяконфиденциальнойинформацией в соответствии с внутренними документами Компании. Если у Вас все ещеимеются вопросы, пожалуйста, обратитесь к Вашему непосредственному руководителюилипредставителю департаментакорпоративнойбезопасности.
В: Однажды я работал допоздна в офисе. Когда я зашел в копировальную комнату, тонашелнебольшуюпачкудокументовпоперсоналувсортировочномустройстве.Язаметил,чтокопиисодержатинформациюозаработнойплатеработниковииныеперсональные данные. Я не хочу, чтобы у кого-то возникли проблемы, но думаю, чтотакого рода информациюнеследуетоставлятьнавсеобщее обозрение.Что мнеделать?
О:Выдолжнывернутьбумагилицу,ответственномузарасчетзаработнойплаты,незамедлительноивконфиденциальномпорядке.Вытакжедолжнысообщитьобобнаруженных Вами документах и Ваших действиях своему непосредственномуруководителюилируководителюподразделения,отвечающемузарасчетзаработнойплаты.ЗащитаконфиденциальностиинеприкосновенностичастнойинформацииявляетсяличнойобязанностьюкаждогоработникаКомпании.Выправильнопоступаете,чтообращаетевниманиенатакиефактыипредпринимаете соответствующиедействия.
КАКОБЕСПЕЧИВАЕТСЯСОБЛЮДЕНИЕКОДЕКСАЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Важно,чтобыкаждыйработникилидолжностноелицоуважалипровозглашенные вКомпании ценности, а также следовали стандартамповедения,изложеннымвнастоящемКодексеприисполнениисвоихдолжностныхобязанностей. Нижеприведеныпервыеосновныешаги:
-
ПрочитайтеиосмыслитеположениянастоящегоКодекса;
-
Строго придерживайтесьположений настоящего Кодекса всвоихсловахидействиях;
-
Выражайтеобеспокоенностьиинформируйтеокомплаенс-рисках.
Если вы не знаете, как правильно поступить, задайте себе следующиевопросы:
-
СоответствуетлимоедействиенастоящемуКодексу?
-
СоответствуетлиэтопровозглашеннымценностямКомпании,моимличнымценностям?
-
Этичнолиэто?
-
Законнолиэто?
-
Еслиомоемповедениистанетизвестнообщественности,будетлимоеповедениеприемлемо?
-
Учел(-ла)лиявсеальтернативныевариантыдействий?
Личноеобязательствопоступатьправильно:
-
Внимательно изучить, понять, и добросовестно следовать принципам иположениямнастоящегоКодекса;
-
Припринятиирешенийвходесвоейповседневнойдеятельностируководствоватьсяценностями,этическимипринципамиинормамиповедения,предусмотренныминастоящимКодексом;
-
Проявлятьосмотрительностьиизбегатьпризнакиненадлежащегоповедения;
-
Ознакомиться с Политикой противодействия коррупции вАО «НК «ҚТЖ» для понимания нулевой терпимости к любым проявлениямкоррупцииво всехсферахдеятельностиКомпании;
-
Сообщатьонарушениях,которыестанутВамизвестны,любымспособом информирования, предусмотренных ПолитикойконфиденциальногоинформированиявАО«НК«ҚТЖ»;
-
обращаться по вопросам комплаенс уполномоченным лицам Компаниидля принятия соответствующих мер. При этом, Компания гарантирует, чтоправа работников не будут ущемлены, а их анонимность не будет нарушена вслучаетакогообращения.
Мы со всей серьезностью относимся к настоящему Кодексу и считаем егоисполнениеоднойизнашихнаиболееприоритетныхзадач,номытакжепонимаем,чтоиногдасложноопределить,чтоправильно,ачто–нет.Именно поэтомумыпризываемвсехк открытомуобщению.
Если у Вас есть сомнения в правильности того или иного решения, Вывсегда можете обратиться к Вашему непосредственному руководителю,вКомплаенс-службуилинаГорячуюлинию.
Если Вы видите, что Ваш вопрос остался безответа, а проблема нерешена – настаивайте на получении ответа и решения. Не оставайтесьравнодушным!

Настоящий Кодекс возлагает дополнительные обязанности на руководителейи должностных лиц, которые несут ответственность за поддержание высокихэтическихстандартовповеденияв Компании.
Помните: Вы - лидеры,ответственныеза создание атмосферы,в которойработникамКомпаниипредоставленывсенеобходимыевозможностидляэффективнойреализациипоставленныхстратегическихиоперационныхцелей.
Задачаруководителя–поощрятьработувстрогомсоответствиискорпоративнойкультуройиценностямиКомпании,непрепятствоватьобсуждениювозникающихпроблем,заботитьсяоразвитииработников,личным примером демонстрировать поведение, соответствующее принципамнастоящего Кодексаиэтичномуведению бизнеса.
РуководствоКомпаниитакженесетответственностьзауправлениекомплаенс-рисками,направленноенасвоевременноепредотвращениеиэффективноереагированиенавозможныепроблемныезоны,нарушения,упущенияинесоответствия.
Вашиобязанности:
-
Убедитьсявтом,чтоВашиподчиненныепонимаютисоблюдаюттребованиянастоящегоКодексаииныхвнутреннихкомплаенс-политик;
-
Продвигать принцип нулевой терпимости к любым проявлениямкоррупции вовсехсферахдеятельности Компании;
-
Создавать условия,при которыхработникиготовы,открыто заявлятьотом,чтоихбеспокоит;
-
Поддерживатьполитикуонедопустимостипринятияответныхмервотношении работников,сообщающихо нарушениях;
-
При оценке работников учитывать соблюдение ими положенийнастоящегоКодекса;
-
Поощрятьдобросовестноеповедениеработниковвсоответствиисположениями настоящегоКодекса;
-
Осуществлять контроль и обеспечение выполнение положенийнастоящегоКодексаииныхкомплаенс-политик;
-
Не поощрять и не давать распоряжений подчиненным по достижениюрезультатовценойнарушениязаконодательныхииныхтребований,нормэтики иповедения.
Если к Вам обратились с вопросом или проблемой, Вы должны уделитьтакой проблеме должное внимание. При наличии сомнений, обратитесьза консультацией вКомплаенс-службу.
Приверженностьисоблюдениеэтическихикомплаенс-требований-этоответственностькаждого,ктоработаетвКомпанииилипредставляетееинтересы.
Нарушение настоящего Кодекса вредит репутации и работе нашей Компаниии может привести к дисциплинарным наказаниям или увольнению. Важноотметить,чтонесоблюдениеопределенныхразделовнастоящегоКодексаможетявлятьсянарушениемантикоррупционногозаконодательстваРеспубликиКазахстанивнутреннихкоплаенс-политикиповлечьперсональнуюответственность,установленнуюзаконамиРеспубликиКазахстан.
Комплаенс-службаберетнасебялидерствовреализациинастоящегоКодекса.
Комплаенс-служба,врамкахподготовкиежеквартальногоотчетаосвоейдеятельности Совету директоров АО НК «ҚТЖ», включает информацию опрактикесоблюдениянастоящего Кодекса.
ДЛЯКОГОПРЕДНАЗНАЧЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Положения настоящего Кодекса непосредственно распространяются навсехдолжностныхлициработниковАО«НК«ҚТЖ»иегодочернихорганизаций(далеевместе–Компания).Обращение«Вы»,«нас»или
«все»внастоящемКодексеозначаетобращениековсемработникамКомпаниивнезависимостиотзанимаемой должности.
Деловымпартнерам,клиентам,поставщикамидругимтретьимлицам,которыевзаимодействуютсКомпаниейилипредставляютКомпанию,необходимопридерживатьсяположенийнастоящегоКодексаилииныханалогичныхполитикКомпаниипо вопросамкомплаенс.
НастоящийКодексразмещеннакорпоративномвеб-сайтеwww.railways.kz.
ЗАЧЕМНАМНУЖЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Наша стратегия заключается в том, что Компания намерена выйти влидеры среди компаний-аналогов по устойчивому развитию, качеству иэкономическойэффективностипредоставляемыхуслугзасчетсовершенствованиябизнес-процессов,цифровизациидеятельностииповышенияпрофессионализмаработников.
Нашимистратегическимицелямиявляются:
-
ПовышениеуровняэффективностиКомпании;
- Повышениеудовлетворённостиклиентов;
- Гарантированиебезопасностидвиженияпоездов;
- ОбеспечениеустойчивогоразвитияКомпании.
Без сохранения и повышения доверия к нашей деятельности со стороны всехзаинтересованных сторон, мы не сможем достигнуть наших стратегических иоперационныхцелей.
Настоящий Кодекс направлен на развитие нашей корпоративной культуры иукреплениерепутацииКомпаниикакоткрытогоичестногоучастникарынка.
НастоящийКодекспредлагаетподробныеиконкретныеуказания,какдействовать в повседневной работе с учетом провозглашенных в Компанииценностей.
Выполучитеответынаконкретные,частозадаваемыевопросы,атакжепримеры,иллюстрирующие,какпринципынастоящегоКодексадолжныприменятьсянапрактике.
Настоящий Кодекс не охватывает весь спектр рисков, с которыми мы можемстолкнуться, поэтому, не избавляет нас от необходимости здраво рассуждатьибытьответственнымизасвоидействияврамкахисполнениясвоихдолжностныхобязанностей.
СЛУЖЕНИЕОБЩЕСТВУ
ПРИВЕРЖЕННОСТЬНАШЕЙМИССИИ
Являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, мыобеспечиваемкачественнуюосновуустойчивогоростабизнесанашихклиентов, создаем стоимость для единственного акционера, и приносимпользу потребителям и обществу в целом, посредством предоставлениябезопасных иконкурентоспособных перевозочных услуг.
Это означает, что наше общество и государство верят в нашу способностьвыполнить эту важную миссию. Чтобы сохранить это особое доверие, мыобязаны выполнять свои задачи основываясь на принципах справедливогообращениясовсемизаинтересованнымисторонами,вцеляхобеспеченияустойчивогоразвитияКомпании;прозрачностииэффективностидеятельностиКомпании;последовательности,своевременностипринятиярешений в наилучших интересах Компании; ответственности, подотчётностии законности.
Вашиобязанности:
-
ОсознайтеособуюобязанностьслужитьнашемуобществуигосударствуприосуществлениидеятельностиотимениКомпанииипроявлятьдолжнуюзаботу,правильноосознаваямиссиюиценностиКомпании;
- Осознайте,чтоВашиобязанностимогутиметьнепосредственноевлияние накачество иуровеньжизни общества и государства;
- Добросовестно выполняйте свои обязанности в соответствии с миссиейКомпании и не принимайте мер, выходящих за рамки Ваших должностныхобязанностей;
- Неуказывайте,чтоВыофициальнопредставляетеКомпанию,прирешении своихличныхвопросов.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признаки нарушений стандартов поведения со стороны должностныхлициработников,которыемогутнегативноповлиятьнарепутациюКомпании.
УСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕ
Следуя стратегическим целям единственного акционера по достижениюустойчивогоразвития,мыстремимсякобеспечениюсоответствиясвоей деятельности принципам устойчивого развития, согласованностисвоихэкономических,экологическихисоциальныхцелей.
Компания рассматривает устойчивое развитие как одну из стратегическихзадач.
Мы нацелены на укрепление финансового состояния. При этом, критериипроизводственных,инвестиционныхидругихфинансовыхрешений,принимаемых в Компании, не являются исключительно экономическими посвоей сути, они также принимают во внимание социальные, экологическиепоказатели и принципыустойчивогоразвития.
Мы стремимся оказывать минимальное воздействие на окружающую среду врегионах присутствиянашего бизнесапутем оптимального использованияограниченныхресурсов,примененияэкологичных,энергосберегающихтехнологий,утилизациюотходов производства.
Мысоциально-ответственнаяКомпанияипродвигаем:
-
культурубезопасностидвижения,обеспечениебезопасноститрудаиохраны здоровья, вовлекая всех работников, подрядчиков, а также население,проживающеговрегионах,скоторымисвязанадеятельностьКомпании;
- справедливоевознаграждениеиуважениеправработников,профессиональноеразвитиеперсонала,реализациясоциальныхпрограмм.
Являясьоднимизкрупнейшихработодателейстраны,мыстремимсяксоциальнойстабильностииурегулированиютрудовыхспоровиконфликтов.
Вашиобязанности:
-
Убедитесь,чтоВаширешенияидействиянеимеютнегативноговлияниянаэкономику,экологию и общество;
- Стремитесьприниматьмеры,необходимыедляминимизациинегативноговоздействияназаинтересованныесторонысточкизренияэкономических,экологическихи социальныхаспектов;
- Неукоснительнособлюдайтезаконодательныеикорпоративныетребования в области экологии, охраны труда и промышленной безопасностипри выполнении своихтрудовыхобязанностей;
- Приступайте только к той работе, для выполнения которой Вы обученыи аттестованы, а также пригодны по медицинским показаниям. Прекращайтевыполнениелюбойработывслучае,еслиона становится небезопасной;
- Если Вы видите, что кто-либо из работников нарушает установленныеправила и требования в области экологии, охраны труда и промышленнойбезопасности,незамедлительнопредупредитенарушителяисообщитеонарушении своемунепосредственномуруководителю;
- Нескрывайтеинеискажайтефактыиобстоятельствааварийныхситуаций инесчастныхслучаевнапроизводстве;
- При любых сомнениях или вопросах обращайтесь за рекомендациями кнепосредственномуруководителюили всоответствующие службы.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Признакилюбыхявныхилипотенциальныхнарушенийзаконодательства Республики Казахстан в области экологии, безопасности иохраны труда,трудовогозаконодательства.

ЭТИЧЕСКОЕПОВЕДЕНИЕ
Репутация-ключевойактивКомпании,основывающийсянадоверии.
Компаниястремитсязавоеватьдовериегосударства,клиентов,деловыхпартнеров,инвесторовиобщества.Довериевозникаетвследствиепоследовательнойприверженностиквысокимэтическимнормамистандартамповедения.
ВсемыявляемсяпредставителямиКомпании,инашидействиямогутоказыватьвлияниенаеерепутацию.Каждыйизнасдолженпроявлятькорректностьвповедении,чтобысохранитьрепутациюиимиджКомпании.
Высокие стандарты этического поведения подразумевают следование всемиработникамиКомпаниипринципамчестности,добросовестности,беспристрастности, уважения в общении с коллегами по работе, клиентами ибизнес-партнерамиКомпании,атакжесдругимитретьимилицами,приверженностькнулевойтерпимостиквзяточничествуикоррупции.
Вашиобязанности:
-
Следуйте общепринятым моральным и этическим нормам и стандартамповедения;
- Проявляйте уважение к государственному и другим языкам, традициямиобычаямвсехстран,работаявКазахстанеи заграницей;
- Придерживайтесьобщихморальныхиэтическихнормповедениявнерабочее время, не допускайте антиобщественное поведение, которое можетнавредитьрепутацииКомпании;
- ВоздерживайтесьотпубличныхвыступленийодеятельностиКомпании,если Выненаделенынадлежащими полномочиями;
- Придерживайтесьаккуратного,деловогоикорпоративногостиляводеждеивнешнемвидеприисполнениидолжностныхобязанностейвзависимости от условийслужбы.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Неэтичноеповедениеработников,котороеможетпривести кпотеререпутации Компании.
![]() |
ВНЕШНЯЯКОММУНИКАЦИЯ
ЯвляясьдолжностнымлицомилиработникомКомпании,еслиВыведете себя неэтично в общественных местах, проявляете активность всоциальных сетях, где обсуждаете аспекты деятельности Компании-всеэто дастповоддлякритикиКомпаниисостороныобщества.
Вывсегдадолжныпомнить,чтопредставляетеКомпаниюдажезаеепределами.
ЛюбаянесанкционированнаявнешняякоммуникацияотимениКомпаниивлияет наеерепутацию.
Правом публично выступать, комментировать события Компании или делатькакие-либозаявлениявсредствахмассовойинформации(СМИ)ивсоциальныхсетяхвправетолькоуполномоченныенаэтолицаКомпании.
НастоящимКодексомнезапрещаетсяосвещатьвопросы,требуемыепозаконуилипосудебномурешению.
Активностьвсоциальныхсетяхдолжнаиспользоватьсятольковличныхцелях, в свободное от работы время и не должна быть связана с Компанией.Вам необходимо соблюдать утвержденные Правила поведения работников всоциальныхсетях,мессенджерахинаблог-платформах,размещенныевсистемеэлектронногодокументооборота.
Любая информация, раскрываемая от имени Компании, должна быть точнойвовсехсущественныхаспектах,полной,корректнойисоответствоватьдействующемузаконодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.
Вашиобязанности:
-
Никогданеобращайтесьот имениКомпании,если у Васнетнаэтополномочий;
- Никогданеиспользуйте открытосвоеслужебноеположениедляличной выгоды;
- НевыражайтесвоеличноемнениеоработеКомпаниивСМИ,всоциальныхсетях ит.п.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Неофициальная активность в социальных сетях по аспектамдеятельности Компании.
![]() |
ОТНОШЕНИЕКСВОИМРАБОТНИКАМ
РАВНЫЕУСЛОВИЯНАЙМАИТРУДА
Нашилюди-самыйценныйактив.Каждыйработникпризнаетсяважным членом нашей многочисленной Компании. Поэтому, Компанияпредоставляетравныевозможностивсемработникам,дляразвитиясвоихпрофессиональныхспособностейисовершенствованиянавыков.
Компанияпридерживаетсяпринциповобъективностиичестностиприпринятии кадровыхрешений.
С целью исключения комплаенс-рисков при найме, оценке, продвижении иувольненииперсонала,Компаниявнедряетэффективныеконтрольныепроцедуры.
Вашиобязанности:
-
Исполнятьсвоиобязанностипрофессиональнонаосновенашихценностейипринципов,придерживаясьсамыхвысокихэтическихнорм,стандартовповедения;
- Принимать каждое решение о найме, вознаграждении и продвижении,учитываязаслуги,квалификацию,результативностьипроизводственнуюнеобходимость;
- Исключатьлюбуювозможностьпроявлениянепотизма,субъективности илипредубеждения;
- Соблюдать нормы трудового и антикоррупционного законодательстваРеспубликиКазахстан,атакжевнутреннихдокументовКомпании.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признаки любого непристойного или несоответствующего поведениянарабочемместе;
- Признакилюбыхявныхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогоиантикоррупционногозаконодательства РеспубликиКазахстан.
![]() |
ЗАПРЕТНАДИСКРИМИНАЦИЮИПРИТЕСНЕНИЕ
Компаниястремитсясоздатьтакиеусловиятрудаиклиматвколлективе,гдевсеработникистроятотношениянавзаимномуважениидругкдругу,ведутсебякорректноипрофессионально.
Поэтому,Компаниянетерпитникакойформыдискриминации,включаядискриминациюпорелигиозному,расовому,этническому,половому,возрастномуидругимпризнакам.
Компаниязапрещаетлюбуюформуповедения,котораяявляетсяоскорбительной,агрессивнойили враждебной.
Вашиобязанности:
-
Относитеськсвоимколлегампочтительноисправедливо;
- Незапугивайте инеоскорбляйте своихколлег;
- Невысказывайтенеуместныекомментарииотносительносвоихколлег;
- Не утаивайте факты нарушений здорового микроклимата в коллективе,в том числе, когда поведение коллег причиняет неудобства, когда работникстановится свидетелем недостойного поведения коллеги на рабочем месте,когда в адрес работника поступают угрозы и/или совершаются притесненияи/или насилие.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Признакилюбогонепристойногоилинесоответствующегоповедениянарабочемместе;
- Признакилюбыхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогозаконодательства.
![]() |

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕСЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИСТОРОНАМИ
Мы осознаем, что стремясь к достижению поставленных стратегическихи операционных целей и задач, мы должны соблюдать баланс интересоввсехзаинтересованныхсторон.
Заинтересованныесторонымогутоказыватькакположительное,такинегативноевоздействиенадеятельностьКомпании,аименнонаростстоимости, устойчивое развитие, репутацию и имидж, создавать или снижатьриски.Мыпридаемособоезначениеответственномуинадлежащемуповедениюпривзаимодействиисовсемизаинтересованнымисторонами.
НАШИКЛИЕНТЫ
Мы нацелены на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с нашимиклиентами.
Мы берем на себя обязательство обеспечивать удовлетворенность клиентов,предоставляяимкачественныеуслуги.
Компания осуществляет свою деятельность со всеми своими потребителямиуслугодинаково честнои справедливо.
Компания предоставляет подробную информацию о своих услугах в рекламе,публичныхзаявленияхипредложениях.
Вашиобязанности:
-
Недопускатьвадресклиентовипотребителейуслугдействийивысказываний,которыемогутнанестиущербКомпаниииделовойрепутации;
- Уважительно относиться ко всем клиентам независимо от их правовогоисоциальногостатуса,материальногоположения,длительностипериодаобслуживаниявКомпании;
- Обеспечить потребителям услуг полноту и достоверность заявлений,сообщений ипрезентаций;
- Выполнятьсвоидолжностныеобязанностикачественноивсрок,стремитьсякпоискуоптимальногорешения,нестиответственностьзарезультатсвоейработы;
- Неучаствоватьвкоррупционныхсхемахприоказанииуслугинепокрыватьтехработников,ктовнихзамешан;
- Своевременноразрешатьпретензииижалобыклиентов,постоянноулучшаякачествопредоставляемых услуг;
- Признаватьсвоиошибкиисообщатьоних руководителямвцеляхминимизации возможных негативных последствий от реализации комплаенс-рисков;
- ПоддерживатьположительныйимиджКомпании,укреплятьрепутацию,соблюдаякорпоративныеценности,этическиепринципыинормы поведения.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Любыенарушенияприпредоставлениидоступанамагистральнуюжелезнодорожнуюсеть;
-
Любые нарушения установленного порядка выдачи техническихусловий напримыканиеподъездныхпутей;
- Нарушенияприоказанииподачи-уборкигрузовыхвагонов;
-
Нарушение требований Правил перевозки пассажиров, багажа игрузобагажажелезнодорожнымтранспортом;
- Безбилетныйпровозпассажиров;
- Приемка и провоз неоформленного багажа, грузобагажа икорреспонденции.
ПРИВЛЕЧЕНИЕТРЕТЬИХЛИЦ
Компанияработаетспоставщиками,консультантами,деловымипартнерамиидругимитретьимилицаминаосновепринциповоткрытости,полнойприверженности закону,честности и эффективности.
Компаниявоздерживаетсяотпривлечениятретьихлиц,создающихрискпотери деловой репутации, поэтому исключает сотрудничество с теми, ктонамереннои/илипостояннонарушаетзаконодательствоРеспубликиКазахстан, принципы и требования антикоррупционного законодательства,внутреннихкомплаенс-политикКомпании.
Компания устанавливает для всех третьих лиц требование неукоснительногособлюдения применимых законодательных и иных нормативных правовыхтребованийиактов, имеющихотношениекихдеятельностииделовойсфере.
МыприветствуемпринятиетретьимилицамиположенийнастоящегоКодекса, антикоррупционных политик и процедур. В свою очередь, третьилица ожидают от нас приверженности положениям настоящего Кодекса и импредоставленавозможностьсообщатьолюбыхфактическихилипотенциальныхнарушенияхнастоящегоКодексапосредствомГорячейлинии.
Вашиобязанности:
-
Тщательноанализируйтедеятельностьпотенциальногопоставщикаи/или подрядчика (опыт, квалификация, репутация, конкурентоспособность,существующиевзаимоотношениясКомпанией);
- Несотрудничайтестретьимилицами,имеющимисомнительнуюделовуюрепутацию;
- Прилагайтевсе усилиядлясозданияконкурентнойсреды;
- Удостоверьтесь,чтотретьилица,скеммывзаимодействуем,осведомленыоположенияхнастоящегоКодексаидругихкомплаенс-политик;
- Убедитесь,чтоначисленноевознаграждениесоответствуетпредоставленнымтоварам,работамиуслугам;
- Заключаядоговорстретьимилицами,включитесоглашениеоконфиденциальности и антикоррупционнуюоговорку.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Третьилицаучаствуютилиобвинялисьвнеблагонадёжнойделовойпрактике;
- Третьилицанастаиваютнаполучениикомиссиииливознаграждениядо заключенияконтрактаснами.
Более подробно о взаимодействии с третьими лицами Вы можетеознакомиться,изучивследующиевнутренниедокументы:
- ПолитикапротиводействиякоррупциивАО «НК«ҚТЖ»;
- Антикоррупционный стандарт АО «НК «ҚТЖ» и его дочернихорганизаций в сферезакупочнойдеятельности.
![]() |
КОНФЛИКТИНТЕРЕСОВ
Управлениеконфликтоминтересовявляетсяоднимизважнейшихантикоррупционных механизмов. Компания уделяет большое вниманиепредотвращению реализации рисков, связанных с конфликтом интересов,иихурегулированию.
ДолжностныелицаиработникиКомпаниипривыполнениисвоихслужебных обязанностей обязаны руководствоваться интересамиКомпаниии избегать ситуаций или обстоятельств, при которых их личные интересыбудутпротиворечитьинтересамКомпании.
Вслучаевозникновенияконфликтаинтересов(иливозможностиеговозникновения)должностныелицаиработникиКомпанииобязанывписьменнойформедовестиданнуюинформациюдосведениянепосредственногоруководителялибовКомплаенс-службу.
Вашиобязанности:
-
Избегайтепрямыхиликосвенныхотношений«руководитель–подчиненный»с людьми,с которымиуВасблизкиеотношения
- Избегайте ситуаций, когда Ваши личные связи/обстоятельства влияютнаВашибизнес-решениявКомпании;
- РаскройтеинформациюоВашихфактических,потенциальныхиливыявленныхконфликтахинтересовВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру;
- Неучаствуйтевпринятиирешения,еслиуВасестьфактический,потенциальныйили выявленныйконфликтинтересов,например:
- при найме на работу людей или продвижении по карьерной лестницеработников, с которыми у Вас близкие отношения, или оказании влияния наразмер предоставляемых им компенсаций, льгот или возможностей, если ониработаютв Компании;
- участие в сделках между Компанией и иными юридическими лицами,собственниками или работниками которых являются люди, с которыми у Васблизкиеотношения;
- Неучаствуйтевкакой-либоработеибизнесе(коммерческомилинекоммерческом)запределамиКомпании,еслиэтоповлияетнаВашудеятельностьвКомпании;
- Если у Вас есть какие-либо сомнения относительно того, затрагиваютлиВашиличныеобстоятельстваВашидолжностныеобязанностивКомпании,обратитесьзасоветомирекомендациямикВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
УВасилиВашихколлегестьчленысемьиилидругиеаффилированные лица, которые работают в Компании или в организации,котораяявляетсяпотенциальнымилифактическимпартнеромилипоставщикомКомпании;
- У Вас или Ваших коллег есть доля владеет более, чем 1 % капиталаорганизации, которая является потенциальным или фактическим партнеромили поставщикомКомпании;
- У Вас или Ваших коллег есть работа по совместительству или другаядеятельностьвнеКомпании,котораяможетпотребоватьотВасилиВаших
коллег использование ресурсов Компании, включая конфиденциальнуюинформацию.
ПодробнуюинформациюоконфликтеинтересовВыможете получить,изучивследующиевнутренниедокументы:
- Политика по урегулированиюконфликта интересовработников идолжностныхлицАО«НК«ҚТЖ»;
- ПолитикапротиводействиякоррупциивАО«НК«ҚТЖ».
![]() |
ПОДАРКИИЗНАКИГОСТЕПРИИМСТВА
ПолитикаКомпаниидопускаетстандартныеиприемлемыезнакигостеприимства,оказанные в отношении третьих лиц или полученныеотних.
Однако,получениеидарениеподарков,атакжеоказаниезнаковгостеприимстваможетсоздатьнеобоснованноеожиданиесосторонытретьеголицаиливпечатлениетого,чтоВыоказываетепредпочтениетретьемулицупопричинамличнойвыгоды,анепообоснованнымкоммерческимсоображениям.
Подподаркамиизнакамигостеприимстваподразумеваютсянетольконаличныеденьги,ноивсечтоимеетценность,предлагаемуюилиполученнуюработникамиидолжностнымилицамиприосуществлениидеятельностивКомпании.
Понятиеитолкованиеподарковизнаковгостеприимстваварьируетсявзависимости от разных точек зрения, поэтому, получение подарков и знаковгостеприимстванедолжноиметьпотенциальноговлияниянапроцесспринятиярешения.
Вашиобязанности:
-
С осторожностью оценивайтетип,ценностьи сумму предлагаемогоили полученногоподаркаилизнакагостеприимства;
- Никогда не предлагайте, не стремитесь получить и не берите деньги,денежные эквиваленты, персональные услуги или любые другие незаконныеилинеприемлемыеподарки изнакигостеприимства;
- Если подарки, которые Вы предлагаете или получаете, могут повлиятьна процесс принятия решения, никогда не принимайте и не дарите такиеподарки.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Любыенеприемлемыеподаркиизнакигостеприимствавналичныхденьгах илив денежномэквиваленте,предлагаемыеилиполученныепризакупкетоваров, работиуслуг, принайменаработуилитрудоустройстве;
- Любые подарки и преподношения, которые могут повлиять на ВашерешениеиобъективностьилирешениеиобъективностьВашихколлег.
Вопрос подарков и представительских расходов подробно описан в Политикепротиводействиякоррупции вАО«НК«ҚТЖ».
![]() |
ЗАБОТАОНАШЕЙКОМПАНИИ
ЗАЩИТААКТИВОВ
Каждый работник ответственен за надлежащее управление активамиОбщества.Надлежащееуправлениеактивамивключаетконтрольиподдержаниеинвестиций,резервов исобственностиКомпании.
ПодактивамиКомпанииподразумеваютсяпроизводственныеактивы,технологии,имущество,денежныесредства,информация,объектыинтеллектуальной собственностии др.
Ненадлежащее использование активов создает препятствия в работе, наноситущербКомпании.
ЛюбоеиспользованиеактивовКомпаниивличныхцеляхнедопускается.
Вашиобязанности:
-
БерегитеактивыиимуществоКомпании какВашеличное;
- Используйтеэффективно,защищайтеотутраты,кражи,использованиянепоназначению,а такженедопускайте ихнезаконногоиспользования;
- Не разглашайте сведения работнику, у которого нет служебнойнеобходимости в доступекданной информации;
- Обеспечьтесоответствующееразрешениеиточнуюдокументациюдляиспользованияактивов.
НачтоВам необходимообратитьвнимание:
-
Присвоениеилирастратаактивов;
- Ненадлежащееобеспечениесохранностиактивов;
- Любыепризнакимошенничества,ущербаилихищения.
![]() |
ПРОЗРАЧНОСТЬФИНАНСОВЫХОТЧЕТОВ
Компанияпредоставляет точную иполную финансовую информацию.Всефинансовыеданные,записииотчетыдолжнысоответствоватьМеждународным Стандартам Финансовой Отчетности,законодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.
Все сделки и счета должны быть последовательными и классифицированыдолжнымобразом.Решениядолжныосновыватьсянаполныхиточныхданных.Предоставлениенеточной,неполной,противоречивойинесвоевременной отчетности являетсянедопустимым.
Запрещаетсялюбоеискажениефактов,фальсификациядокументов,искажение истинного характера любых операций, использование незаконныхфинансовых операций, оказание давления на работников с целью искаженияфинансовой отчетности илиучетныхдокументов.
Вашиобязанности:
-
Добросовестнорегистрируйтесделкиидоговоры;
- Ведитеполный, точныйисвоевременныйучетвсехделовыхопераций;
- Неиспользуйтескрытыезаписиинезаконныефинансовыеоперации;
- Оказывайтеполноесодействиевнутреннимивнешнимаудиторам,предоставляйтеим точную информацию и,по их запросу и при наличиисоответствующихразрешений,обеспечьтеимдоступкдокументамивозможностьпроинтервьюироватьработников.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Неправильные и неполные отчеты с завышенными финансовымипрогнозами и неправильнымипоказателями расходов;
-
Признакинечестнойдеятельности,напримериспользованиесредствде-факто в иныхцелях,необозначенныхде-юре;
- Неполныеинеточныерасходынакомандировкиииныерасходы;
- Несоответствие производственной деятельности финансовымрезультатам.
![]() |
УПРАВЛЕНИЕИНФОРМАЦИЕЙ
Мыиспользуеминформациювнашейповседневнойдеятельностидляпринятиябизнес-решений.ИнформацияпредставляетсобойактивКомпании,частькоторойявляетсяконфиденциальной.Конфиденциальная информация включает в себя наше ноу-хау и другуюконкурентоспособнуюинформацию,персональныеданныеиинуюинформацию, которая никогда не должна раскрываться третьим лицамбезразрешениянаэто.
Вашиобязанности:
-
Делитесь конфиденциальной информацией за пределами КомпаниистрогопонеобходимостиитолькопослеполучениясоответствующегоразрешениясостороныуполномоченныхструктурныхподразделенийКомпании;
- Соблюдайтевсевнутренниетребованияиограниченияотносительнораскрытияконфиденциальнойинформации;
- Примитемерыдлязащитыконфиденциальнойинформации,еслиВыузнали окакой-либоееутечке;
- Подпишите обязательство о неразглашении конфиденциальнойинформации;
- Удостоверьтесь, что третьи лица подписали конфиденциальноесоглашение дотого,какВыраскроете имконфиденциальнуюинформацию.
НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:
-
Обсуждениеконфиденциальнойинформациистретьимилицамивобщественныхместах;
-
ПоявлениелюбойконфиденциальнойинформациивСМИ.
-
Отом,какобеспечитьсохранность конфиденциальнойинформацииВыузнаете,изучив:
-
Правила обеспечения сохранности коммерческой тайны иконфиденциальной информацииАО«НК«ҚТЖ»;
- ПолитикуинформационнойбезопасностиАО«НК«ҚТЖ».
В: Наш бывший работник, который раньше работал вместе со мной, обратился с просьбойпередать ему копии некоторых материалов, над которыми мы вместе работали. Я ответилему,чтоподумаю.Чтомнетеперьделать?
О:ВынеимеетеправапредоставлятьконфиденциальнуюинформациюКомпанииВашему бывшему коллеге. Немедленно свяжитесь с Вашим непосредственнымруководителем, который, в свою очередь, поставит об этом в известность департаменткорпоративнойбезопасности,которыерешат,какимобразомКомпанияможетзащититьсвоюконфиденциальную информациюисобственность.
В: Я получил запрос от бизнеса–партнера о предоставлении информации по совместномупроекту,ноянеуверен,имею лияправотак поступать?
О:Выдолжныубедиться,чтоэтаинформациянеявляетсяконфиденциальнойинформацией в соответствии с внутренними документами Компании. Если у Вас все ещеимеются вопросы, пожалуйста, обратитесь к Вашему непосредственному руководителюилипредставителю департаментакорпоративнойбезопасности.
В: Однажды я работал допоздна в офисе. Когда я зашел в копировальную комнату, тонашелнебольшуюпачкудокументовпоперсоналувсортировочномустройстве.Язаметил,чтокопиисодержатинформациюозаработнойплатеработниковииныеперсональные данные. Я не хочу, чтобы у кого-то возникли проблемы, но думаю, чтотакого рода информациюнеследуетоставлятьнавсеобщее обозрение.Что мнеделать?
О:Выдолжнывернутьбумагилицу,ответственномузарасчетзаработнойплаты,незамедлительноивконфиденциальномпорядке.Вытакжедолжнысообщитьобобнаруженных Вами документах и Ваших действиях своему непосредственномуруководителюилируководителюподразделения,отвечающемузарасчетзаработнойплаты.ЗащитаконфиденциальностиинеприкосновенностичастнойинформацииявляетсяличнойобязанностьюкаждогоработникаКомпании.Выправильнопоступаете,чтообращаетевниманиенатакиефактыипредпринимаете соответствующиедействия.
КАКОБЕСПЕЧИВАЕТСЯСОБЛЮДЕНИЕКОДЕКСАЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?
Важно,чтобыкаждыйработникилидолжностноелицоуважалипровозглашенные вКомпании ценности, а также следовали стандартамповедения,изложеннымвнастоящемКодексеприисполнениисвоихдолжностныхобязанностей. Нижеприведеныпервыеосновныешаги:
-
ПрочитайтеиосмыслитеположениянастоящегоКодекса;
-
Строго придерживайтесьположений настоящего Кодекса всвоихсловахидействиях;
- Выражайтеобеспокоенностьиинформируйтеокомплаенс-рисках.
Если вы не знаете, как правильно поступить, задайте себе следующиевопросы:
-
СоответствуетлимоедействиенастоящемуКодексу?
-
СоответствуетлиэтопровозглашеннымценностямКомпании,моимличнымценностям?
- Этичнолиэто?
- Законнолиэто?
-
Еслиомоемповедениистанетизвестнообщественности,будетлимоеповедениеприемлемо?
- Учел(-ла)лиявсеальтернативныевариантыдействий?
Личноеобязательствопоступатьправильно:
-
Внимательно изучить, понять, и добросовестно следовать принципам иположениямнастоящегоКодекса;
- Припринятиирешенийвходесвоейповседневнойдеятельностируководствоватьсяценностями,этическимипринципамиинормамиповедения,предусмотренныминастоящимКодексом;
- Проявлятьосмотрительностьиизбегатьпризнакиненадлежащегоповедения;
- Ознакомиться с Политикой противодействия коррупции вАО «НК «ҚТЖ» для понимания нулевой терпимости к любым проявлениямкоррупцииво всехсферахдеятельностиКомпании;
- Сообщатьонарушениях,которыестанутВамизвестны,любымспособом информирования, предусмотренных ПолитикойконфиденциальногоинформированиявАО«НК«ҚТЖ»;
- обращаться по вопросам комплаенс уполномоченным лицам Компаниидля принятия соответствующих мер. При этом, Компания гарантирует, чтоправа работников не будут ущемлены, а их анонимность не будет нарушена вслучаетакогообращения.
Мы со всей серьезностью относимся к настоящему Кодексу и считаем егоисполнениеоднойизнашихнаиболееприоритетныхзадач,номытакжепонимаем,чтоиногдасложноопределить,чтоправильно,ачто–нет.Именно поэтомумыпризываемвсехк открытомуобщению.
Если у Вас есть сомнения в правильности того или иного решения, Вывсегда можете обратиться к Вашему непосредственному руководителю,вКомплаенс-службуилинаГорячуюлинию.
Если Вы видите, что Ваш вопрос остался безответа, а проблема нерешена – настаивайте на получении ответа и решения. Не оставайтесьравнодушным!

Настоящий Кодекс возлагает дополнительные обязанности на руководителейи должностных лиц, которые несут ответственность за поддержание высокихэтическихстандартовповеденияв Компании.
Помните: Вы - лидеры,ответственныеза создание атмосферы,в которойработникамКомпаниипредоставленывсенеобходимыевозможностидляэффективнойреализациипоставленныхстратегическихиоперационныхцелей.
Задачаруководителя–поощрятьработувстрогомсоответствиискорпоративнойкультуройиценностямиКомпании,непрепятствоватьобсуждениювозникающихпроблем,заботитьсяоразвитииработников,личным примером демонстрировать поведение, соответствующее принципамнастоящего Кодексаиэтичномуведению бизнеса.
РуководствоКомпаниитакженесетответственностьзауправлениекомплаенс-рисками,направленноенасвоевременноепредотвращениеиэффективноереагированиенавозможныепроблемныезоны,нарушения,упущенияинесоответствия.
Вашиобязанности:
-
Убедитьсявтом,чтоВашиподчиненныепонимаютисоблюдаюттребованиянастоящегоКодексаииныхвнутреннихкомплаенс-политик;
- Продвигать принцип нулевой терпимости к любым проявлениямкоррупции вовсехсферахдеятельности Компании;
- Создавать условия,при которыхработникиготовы,открыто заявлятьотом,чтоихбеспокоит;
- Поддерживатьполитикуонедопустимостипринятияответныхмервотношении работников,сообщающихо нарушениях;
- При оценке работников учитывать соблюдение ими положенийнастоящегоКодекса;
- Поощрятьдобросовестноеповедениеработниковвсоответствиисположениями настоящегоКодекса;
- Осуществлять контроль и обеспечение выполнение положенийнастоящегоКодексаииныхкомплаенс-политик;
- Не поощрять и не давать распоряжений подчиненным по достижениюрезультатовценойнарушениязаконодательныхииныхтребований,нормэтики иповедения.
Если к Вам обратились с вопросом или проблемой, Вы должны уделитьтакой проблеме должное внимание. При наличии сомнений, обратитесьза консультацией вКомплаенс-службу.
Приверженностьисоблюдениеэтическихикомплаенс-требований-этоответственностькаждого,ктоработаетвКомпанииилипредставляетееинтересы.
Нарушение настоящего Кодекса вредит репутации и работе нашей Компаниии может привести к дисциплинарным наказаниям или увольнению. Важноотметить,чтонесоблюдениеопределенныхразделовнастоящегоКодексаможетявлятьсянарушениемантикоррупционногозаконодательстваРеспубликиКазахстанивнутреннихкоплаенс-политикиповлечьперсональнуюответственность,установленнуюзаконамиРеспубликиКазахстан.
Комплаенс-службаберетнасебялидерствовреализациинастоящегоКодекса.
Комплаенс-служба,врамкахподготовкиежеквартальногоотчетаосвоейдеятельности Совету директоров АО НК «ҚТЖ», включает информацию опрактикесоблюдениянастоящего Кодекса.