Этический кодекс государственного служащего

 

 

ДЛЯКОГОПРЕДНАЗНАЧЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?

Положения настоящего Кодекса непосредственно распространяются навсехдолжностныхлициработниковАО«НК«ҚТЖ»иегодочернихорганизаций(далеевместе–Компания).Обращение«Вы»,«нас»или

 

«все»внастоящемКодексеозначаетобращениековсемработникамКомпаниивнезависимостиотзанимаемой должности.

Деловымпартнерам,клиентам,поставщикамидругимтретьимлицам,которыевзаимодействуютсКомпаниейилипредставляютКомпанию,необходимопридерживатьсяположенийнастоящегоКодексаилииныханалогичныхполитикКомпаниипо вопросамкомплаенс.

НастоящийКодексразмещеннакорпоративномвеб-сайтеwww.railways.kz.

 

ЗАЧЕМНАМНУЖЕНКОДЕКСЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?

Наша стратегия заключается в том, что Компания намерена выйти влидеры среди компаний-аналогов по устойчивому развитию, качеству иэкономическойэффективностипредоставляемыхуслугзасчетсовершенствованиябизнес-процессов,цифровизациидеятельностииповышенияпрофессионализмаработников.

 

Нашимистратегическимицелямиявляются:

  • ПовышениеуровняэффективностиКомпании;

  • Повышениеудовлетворённостиклиентов;
  • Гарантированиебезопасностидвиженияпоездов;
  • ОбеспечениеустойчивогоразвитияКомпании.

 

Без сохранения и повышения доверия к нашей деятельности со стороны всехзаинтересованных сторон, мы не сможем достигнуть наших стратегических иоперационныхцелей.

Настоящий Кодекс направлен на развитие нашей корпоративной культуры иукреплениерепутацииКомпаниикакоткрытогоичестногоучастникарынка.

НастоящийКодекспредлагаетподробныеиконкретныеуказания,какдействовать в повседневной работе с учетом провозглашенных в Компанииценностей.

Выполучитеответынаконкретные,частозадаваемыевопросы,атакжепримеры,иллюстрирующие,какпринципынастоящегоКодексадолжныприменятьсянапрактике.

 

Настоящий Кодекс не охватывает весь спектр рисков, с которыми мы можемстолкнуться, поэтому, не избавляет нас от необходимости здраво рассуждатьибытьответственнымизасвоидействияврамкахисполнениясвоихдолжностныхобязанностей.


СЛУЖЕНИЕОБЩЕСТВУ

 

ПРИВЕРЖЕННОСТЬНАШЕЙМИССИИ

Являясь системообразующей транспортной компанией Казахстана, мыобеспечиваемкачественнуюосновуустойчивогоростабизнесанашихклиентов, создаем стоимость для единственного акционера, и приносимпользу потребителям и обществу в целом, посредством предоставлениябезопасных иконкурентоспособных перевозочных услуг.

 

Это означает, что наше общество и государство верят в нашу способностьвыполнить эту важную миссию. Чтобы сохранить это особое доверие, мыобязаны выполнять свои задачи основываясь на принципах справедливогообращениясовсемизаинтересованнымисторонами,вцеляхобеспеченияустойчивогоразвитияКомпании;прозрачностииэффективностидеятельностиКомпании;последовательности,своевременностипринятиярешений в наилучших интересах Компании; ответственности, подотчётностии законности.

Вашиобязанности:

 

  • ОсознайтеособуюобязанностьслужитьнашемуобществуигосударствуприосуществлениидеятельностиотимениКомпанииипроявлятьдолжнуюзаботу,правильноосознаваямиссиюиценностиКомпании;

  • Осознайте,чтоВашиобязанностимогутиметьнепосредственноевлияние накачество иуровеньжизни общества и государства;
  • Добросовестно выполняйте свои обязанности в соответствии с миссиейКомпании и не принимайте мер, выходящих за рамки Ваших должностныхобязанностей;
  • Неуказывайте,чтоВыофициальнопредставляетеКомпанию,прирешении своихличныхвопросов.

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Признаки нарушений стандартов поведения со стороны должностныхлициработников,которыемогутнегативноповлиятьнарепутациюКомпании.

 

УСТОЙЧИВОЕРАЗВИТИЕ

Следуя стратегическим целям единственного акционера по достижениюустойчивогоразвития,мыстремимсякобеспечениюсоответствиясвоей деятельности принципам устойчивого развития, согласованностисвоихэкономических,экологическихисоциальныхцелей.

 

 

Компания рассматривает устойчивое развитие как одну из стратегическихзадач.


Мы нацелены на укрепление финансового состояния. При этом, критериипроизводственных,инвестиционныхидругихфинансовыхрешений,принимаемых в Компании, не являются исключительно экономическими посвоей сути, они также принимают во внимание социальные, экологическиепоказатели и принципыустойчивогоразвития.

 

Мы стремимся оказывать минимальное воздействие на окружающую среду врегионах присутствиянашего бизнесапутем оптимального использованияограниченныхресурсов,примененияэкологичных,энергосберегающихтехнологий,утилизациюотходов производства.

 

Мысоциально-ответственнаяКомпанияипродвигаем:

  • культурубезопасностидвижения,обеспечениебезопасноститрудаиохраны здоровья, вовлекая всех работников, подрядчиков, а также население,проживающеговрегионах,скоторымисвязанадеятельностьКомпании;

  • справедливоевознаграждениеиуважениеправработников,профессиональноеразвитиеперсонала,реализациясоциальныхпрограмм.

Являясьоднимизкрупнейшихработодателейстраны,мыстремимсяксоциальнойстабильностииурегулированиютрудовыхспоровиконфликтов.

 

Вашиобязанности:

 

  • Убедитесь,чтоВаширешенияидействиянеимеютнегативноговлияниянаэкономику,экологию и общество;

  • Стремитесьприниматьмеры,необходимыедляминимизациинегативноговоздействияназаинтересованныесторонысточкизренияэкономических,экологическихи социальныхаспектов;
  • Неукоснительнособлюдайтезаконодательныеикорпоративныетребования в области экологии, охраны труда и промышленной безопасностипри выполнении своихтрудовыхобязанностей;
  • Приступайте только к той работе, для выполнения которой Вы обученыи аттестованы, а также пригодны по медицинским показаниям. Прекращайтевыполнениелюбойработывслучае,еслиона становится небезопасной;
  • Если Вы видите, что кто-либо из работников нарушает установленныеправила и требования в области экологии, охраны труда и промышленнойбезопасности,незамедлительнопредупредитенарушителяисообщитеонарушении своемунепосредственномуруководителю;
  • Нескрывайтеинеискажайтефактыиобстоятельствааварийныхситуаций инесчастныхслучаевнапроизводстве;
  • При любых сомнениях или вопросах обращайтесь за рекомендациями кнепосредственномуруководителюили всоответствующие службы.

 

НачтоВам необходимообратитьвнимание:

 

  • Признакилюбыхявныхилипотенциальныхнарушенийзаконодательства Республики Казахстан в области экологии, безопасности иохраны труда,трудовогозаконодательства.


Подпись: В. Имеет ли Компания другой документ, являющийся руководством по устойчивому развитию?
О. Да, Кодекс корпоративного управления предоставляет более подробное руководство по устойчивому развитию. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с Отчетом по устойчивому развитию АО «НК «ҚТЖ», который формируется на ежегодной основе. Эти документы Вы можете найти на корпоративном веб-сайте www.railways.kz.

В. С каким из документов в первую очередь мне необходимо ознакомится по вопросам безопасности в железнодорожной отрасли?
О. Правила безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года
№ 334.

 

ЭТИЧЕСКОЕПОВЕДЕНИЕ

Репутация-ключевойактивКомпании,основывающийсянадоверии.

 

 

Компаниястремитсязавоеватьдовериегосударства,клиентов,деловыхпартнеров,инвесторовиобщества.Довериевозникаетвследствиепоследовательнойприверженностиквысокимэтическимнормамистандартамповедения.

 

ВсемыявляемсяпредставителямиКомпании,инашидействиямогутоказыватьвлияниенаеерепутацию.Каждыйизнасдолженпроявлятькорректностьвповедении,чтобысохранитьрепутациюиимиджКомпании.

 

Высокие стандарты этического поведения подразумевают следование всемиработникамиКомпаниипринципамчестности,добросовестности,беспристрастности, уважения в общении с коллегами по работе, клиентами ибизнес-партнерамиКомпании,атакжесдругимитретьимилицами,приверженностькнулевойтерпимостиквзяточничествуикоррупции.

Вашиобязанности:

 

  • Следуйте общепринятым моральным и этическим нормам и стандартамповедения;

  • Проявляйте уважение к государственному и другим языкам, традициямиобычаямвсехстран,работаявКазахстанеи заграницей;
  • Придерживайтесьобщихморальныхиэтическихнормповедениявнерабочее время, не допускайте антиобщественное поведение, которое можетнавредитьрепутацииКомпании;
  • ВоздерживайтесьотпубличныхвыступленийодеятельностиКомпании,если Выненаделенынадлежащими полномочиями;
  • Придерживайтесьаккуратного,деловогоикорпоративногостиляводеждеивнешнемвидеприисполнениидолжностныхобязанностейвзависимости от условийслужбы.

НачтоВам необходимообратитьвнимание:

 

 

  • Неэтичноеповедениеработников,котороеможетпривести                                                 кпотеререпутации Компании.

 

 
  Подпись: В. Я подозреваю, что коллега приходит на работу в состоянии опьянения, и может быть, даже употребляет алкоголь в офисе. Что я должен делать?
О. Вам следует немедленно сообщить об этом Вашему непосредственному руководителю, который предпримет необходимые меры по решению проблемы.

 

ВНЕШНЯЯКОММУНИКАЦИЯ

ЯвляясьдолжностнымлицомилиработникомКомпании,еслиВыведете себя неэтично в общественных местах, проявляете активность всоциальных сетях, где обсуждаете аспекты деятельности Компании-всеэто дастповоддлякритикиКомпаниисостороныобщества.

 

 

Вывсегдадолжныпомнить,чтопредставляетеКомпаниюдажезаеепределами.

 

ЛюбаянесанкционированнаявнешняякоммуникацияотимениКомпаниивлияет наеерепутацию.

 

Правом публично выступать, комментировать события Компании или делатькакие-либозаявлениявсредствахмассовойинформации(СМИ)ивсоциальныхсетяхвправетолькоуполномоченныенаэтолицаКомпании.

 

НастоящимКодексомнезапрещаетсяосвещатьвопросы,требуемыепозаконуилипосудебномурешению.

 

Активностьвсоциальныхсетяхдолжнаиспользоватьсятольковличныхцелях, в свободное от работы время и не должна быть связана с Компанией.Вам необходимо соблюдать утвержденные Правила поведения работников всоциальныхсетях,мессенджерахинаблог-платформах,размещенныевсистемеэлектронногодокументооборота.

Любая информация, раскрываемая от имени Компании, должна быть точнойвовсехсущественныхаспектах,полной,корректнойисоответствоватьдействующемузаконодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.

 

Вашиобязанности:

 

  • Никогданеобращайтесьот имениКомпании,если у Васнетнаэтополномочий;

  • Никогданеиспользуйте                       открытосвоеслужебноеположениедляличной выгоды;
  • НевыражайтесвоеличноемнениеоработеКомпаниивСМИ,всоциальныхсетях ит.п.

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Неофициальная                  активность               в        социальных               сетях           по         аспектамдеятельности Компании.

 

 
  Подпись: В. Иногда дома я посещаю блоги в сети Интернет. Несколько дней назад я заметил комментарий от бывшего работника Компании, который очень негативно описывал свой опыт работы в Компании. Я хотел бы ему ответить на его комментарии. Могу ли я это сделать?
О. Вы не имеете права отвечать от лица Компании. Однако Вы можете выразить свою личную точку зрения, убедившись, что не раскрываете никакой конфиденциальной информации о Компании. Возможно, Компания должна официально отреагировать на заявления в этом блоге, чтобы защитить свою репутацию. Поэтому было бы правильно сообщить об этом Вашему непосредственному руководителю, комлаенс-контролеру и в
в департамент по работе со СМИ.

 

ОТНОШЕНИЕКСВОИМРАБОТНИКАМ

 

РАВНЫЕУСЛОВИЯНАЙМАИТРУДА

 

Нашилюди-самыйценныйактив.Каждыйработникпризнаетсяважным членом нашей многочисленной Компании. Поэтому, Компанияпредоставляетравныевозможностивсемработникам,дляразвитиясвоихпрофессиональныхспособностейисовершенствованиянавыков.

 

 

Компанияпридерживаетсяпринциповобъективностиичестностиприпринятии кадровыхрешений.

 

С целью исключения комплаенс-рисков при найме, оценке, продвижении иувольненииперсонала,Компаниявнедряетэффективныеконтрольныепроцедуры.

 

Вашиобязанности:

 

  • Исполнятьсвоиобязанностипрофессиональнонаосновенашихценностейипринципов,придерживаясьсамыхвысокихэтическихнорм,стандартовповедения;

  • Принимать каждое решение о найме, вознаграждении и продвижении,учитываязаслуги,квалификацию,результативностьипроизводственнуюнеобходимость;
  • Исключатьлюбуювозможностьпроявлениянепотизма,субъективности илипредубеждения;
  • Соблюдать нормы трудового и антикоррупционного законодательстваРеспубликиКазахстан,атакжевнутреннихдокументовКомпании.

 

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Признаки любого непристойного или несоответствующего поведениянарабочемместе;


  • Признакилюбыхявныхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогоиантикоррупционногозаконодательства РеспубликиКазахстан.

 

 
  Подпись: В. О каких ситуациях, принимаемых в качестве нарушения равных условий при найме и продвижении, я могу сообщать?
О. Вопросы относительно того, почему другой работник имеет более высокую заработную плату, не допустимы. Размер заработной платы является конфиденциальной информацией. Вы можете сообщать о дискриминации в процессе найма, продвижении по службе и ее прекращении. Например, Вы узнали, что новый работник отразил в своем резюме опыт работы в течение 5 лет в одной компании. Но вы уверены, что на самом деле, он или она не работал(а) в данной компании, что означает обман со стороны работника и такое нечестное поведение не допустимо.

 

ЗАПРЕТНАДИСКРИМИНАЦИЮИПРИТЕСНЕНИЕ

Компаниястремитсясоздатьтакиеусловиятрудаиклиматвколлективе,гдевсеработникистроятотношениянавзаимномуважениидругкдругу,ведутсебякорректноипрофессионально.

 

Поэтому,Компаниянетерпитникакойформыдискриминации,включаядискриминациюпорелигиозному,расовому,этническому,половому,возрастномуидругимпризнакам.

Компаниязапрещаетлюбуюформуповедения,котораяявляетсяоскорбительной,агрессивнойили враждебной.

Вашиобязанности:

 

  • Относитеськсвоимколлегампочтительноисправедливо;

  • Незапугивайте инеоскорбляйте своихколлег;
  • Невысказывайтенеуместныекомментарииотносительносвоихколлег;
  • Не утаивайте факты нарушений здорового микроклимата в коллективе,в том числе, когда поведение коллег причиняет неудобства, когда работникстановится свидетелем недостойного поведения коллеги на рабочем месте,когда в адрес работника поступают угрозы и/или совершаются притесненияи/или насилие.

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Признакилюбогонепристойногоилинесоответствующегоповедениянарабочемместе;

  • Признакилюбыхнарушенийилипотенциальныхнарушенийтрудовогозаконодательства.

 

 
  Подпись: В. Мой руководитель иногда позволяет себе поведение, которое заставляет меня чувствовать себя некомфортно – он приглашает меня выпить или заводит личные разговоры, когда рядом никого нет. Что мне делать?
О. Если Вам не нравится поведение Вашего руководителя, то лучше всего для начала открыто сказать ему/ей об этом. Возможно, что Ваш руководитель не понимает, что его/ее поведение причиняет Вам неудобство. Если это не поможет, или Вы не можете обсудить с ним/с ней этот вопрос лично, Вы можете обратиться за помощью в Блок по управлению человеческими ресурсами или на Горячую линию.

Подпись: В. Я - беременная работница Компании, и мой руководитель оказывает давление и просит покинуть работу без каких-либо оснований, чтобы избежать дополнительных компенсаций и скорее найти заменяющего работника.
О. Как беременная работница, Вы имеете специальный статус и права, обеспечиваемые Трудовым Кодексом Республики Казахстан. Если Ваш руководитель оказывает на Вас давление без каких-либо оснований, Вы должны немедленно сообщить об этой ситуации Корпоративному омбудсмену, который рассматривает вопросы по урегулированию трудовых споров и конфликтов или обратиться на Горячую линию.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕСЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИСТОРОНАМИ

 

Мы осознаем, что стремясь к достижению поставленных стратегическихи операционных целей и задач, мы должны соблюдать баланс интересоввсехзаинтересованныхсторон.

Заинтересованныесторонымогутоказыватькакположительное,такинегативноевоздействиенадеятельностьКомпании,аименнонаростстоимости, устойчивое развитие, репутацию и имидж, создавать или снижатьриски.Мыпридаемособоезначениеответственномуинадлежащемуповедениюпривзаимодействиисовсемизаинтересованнымисторонами.

НАШИКЛИЕНТЫ

Мы нацелены на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с нашимиклиентами.

Мы берем на себя обязательство обеспечивать удовлетворенность клиентов,предоставляяимкачественныеуслуги.

Компания осуществляет свою деятельность со всеми своими потребителямиуслугодинаково честнои справедливо.

 

Компания предоставляет подробную информацию о своих услугах в рекламе,публичныхзаявленияхипредложениях.

 

Вашиобязанности:

 

  • Недопускатьвадресклиентовипотребителейуслугдействийивысказываний,которыемогутнанестиущербКомпаниииделовойрепутации;

  • Уважительно относиться ко всем клиентам независимо от их правовогоисоциальногостатуса,материальногоположения,длительностипериодаобслуживаниявКомпании;
  • Обеспечить потребителям услуг полноту и достоверность заявлений,сообщений ипрезентаций;
  • Выполнятьсвоидолжностныеобязанностикачественноивсрок,стремитьсякпоискуоптимальногорешения,нестиответственностьзарезультатсвоейработы;

  • Неучаствоватьвкоррупционныхсхемахприоказанииуслугинепокрыватьтехработников,ктовнихзамешан;
  • Своевременноразрешатьпретензииижалобыклиентов,постоянноулучшаякачествопредоставляемых услуг;
  • Признаватьсвоиошибкиисообщатьоних руководителямвцеляхминимизации возможных негативных последствий от реализации комплаенс-рисков;
  • ПоддерживатьположительныйимиджКомпании,укреплятьрепутацию,соблюдаякорпоративныеценности,этическиепринципыинормы поведения.

 

НачтоВам необходимообратитьвнимание:

 

  • Любыенарушенияприпредоставлениидоступанамагистральнуюжелезнодорожнуюсеть;

  • Любые           нарушения              установленного                 порядка           выдачи          техническихусловий напримыканиеподъездныхпутей;
    • Нарушенияприоказанииподачи-уборкигрузовыхвагонов;
  • Нарушение             требований             Правил          перевозки             пассажиров,              багажа         игрузобагажажелезнодорожнымтранспортом;
    • Безбилетныйпровозпассажиров;
  • Приемка               и         провоз             неоформленного                    багажа,             грузобагажа                икорреспонденции.

ПРИВЛЕЧЕНИЕТРЕТЬИХЛИЦ

 

 

Компанияработаетспоставщиками,консультантами,деловымипартнерамиидругимитретьимилицаминаосновепринциповоткрытости,полнойприверженности закону,честности и эффективности.

 

Компаниявоздерживаетсяотпривлечениятретьихлиц,создающихрискпотери деловой репутации, поэтому исключает сотрудничество с теми, ктонамереннои/илипостояннонарушаетзаконодательствоРеспубликиКазахстан, принципы и требования антикоррупционного законодательства,внутреннихкомплаенс-политикКомпании.

 

Компания устанавливает для всех третьих лиц требование неукоснительногособлюдения применимых законодательных и иных нормативных правовыхтребованийиактов, имеющихотношениекихдеятельностииделовойсфере.

 

МыприветствуемпринятиетретьимилицамиположенийнастоящегоКодекса, антикоррупционных политик и процедур. В свою очередь, третьилица ожидают от нас приверженности положениям настоящего Кодекса и импредоставленавозможностьсообщатьолюбыхфактическихилипотенциальныхнарушенияхнастоящегоКодексапосредствомГорячейлинии.


Вашиобязанности:

 

  • Тщательноанализируйтедеятельностьпотенциальногопоставщикаи/или подрядчика (опыт, квалификация, репутация, конкурентоспособность,существующиевзаимоотношениясКомпанией);

  • Несотрудничайтестретьимилицами,имеющимисомнительнуюделовуюрепутацию;
  • Прилагайтевсе усилиядлясозданияконкурентнойсреды;
  • Удостоверьтесь,чтотретьилица,скеммывзаимодействуем,осведомленыоположенияхнастоящегоКодексаидругихкомплаенс-политик;
  • Убедитесь,чтоначисленноевознаграждениесоответствуетпредоставленнымтоварам,работамиуслугам;
  • Заключаядоговорстретьимилицами,включитесоглашениеоконфиденциальности и антикоррупционнуюоговорку.

 

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Третьилицаучаствуютилиобвинялисьвнеблагонадёжнойделовойпрактике;

  • Третьилицанастаиваютнаполучениикомиссиииливознаграждениядо заключенияконтрактаснами.

 

Более          подробно             о      взаимодействии                  с      третьими             лицами           Вы        можетеознакомиться,изучивследующиевнутренниедокументы:

  • ПолитикапротиводействиякоррупциивАО «НК«ҚТЖ»;
  • Антикоррупционный                     стандарт           АО        «НК        «ҚТЖ»           и      его       дочернихорганизаций в сферезакупочнойдеятельности.

 

 
  Подпись: В. В СМИ размещена информация, что потенциальный поставщик, участвующий в открытом конкурсе, подозревается в экономическом преступлении. Должен ли я об этом сообщить?
О. Да, Вам необходимо сообщить об этом в Комплаенс-службу или на Горячую линию.

В. Юридическое лицо, с которой Компания намеревается сотрудничать, входит в списки запрещенных юридических лиц, опубликованные государственными или иными органами. Такое сотрудничество допускается?
О. Нет, такое сотрудничество не допустимо, так как юридическое лицо является не благонадежным. Кроме того, взаимодействие с таким лицом отрицательно повлияет на деловую репутацию Компании.

 

КОНФЛИКТИНТЕРЕСОВ

 

 

Управлениеконфликтоминтересовявляетсяоднимизважнейшихантикоррупционных механизмов. Компания уделяет большое вниманиепредотвращению реализации рисков, связанных с конфликтом интересов,иихурегулированию.

 

 

ДолжностныелицаиработникиКомпаниипривыполнениисвоихслужебных обязанностей обязаны руководствоваться интересамиКомпаниии избегать ситуаций или обстоятельств, при которых их личные интересыбудутпротиворечитьинтересамКомпании.

 

Вслучаевозникновенияконфликтаинтересов(иливозможностиеговозникновения)должностныелицаиработникиКомпанииобязанывписьменнойформедовестиданнуюинформациюдосведениянепосредственногоруководителялибовКомплаенс-службу.

 

Вашиобязанности:

 

  • Избегайтепрямыхиликосвенныхотношений«руководитель–подчиненный»с людьми,с которымиуВасблизкиеотношения

  • Избегайте ситуаций, когда Ваши личные связи/обстоятельства влияютнаВашибизнес-решениявКомпании;
  • РаскройтеинформациюоВашихфактических,потенциальныхиливыявленныхконфликтахинтересовВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру;
  • Неучаствуйтевпринятиирешения,еслиуВасестьфактический,потенциальныйили выявленныйконфликтинтересов,например:
  • при найме на работу людей или продвижении по карьерной лестницеработников, с которыми у Вас близкие отношения, или оказании влияния наразмер предоставляемых им компенсаций, льгот или возможностей, если ониработаютв Компании;
  • участие в сделках между Компанией и иными юридическими лицами,собственниками или работниками которых являются люди, с которыми у Васблизкиеотношения;
  • Неучаствуйтевкакой-либоработеибизнесе(коммерческомилинекоммерческом)запределамиКомпании,еслиэтоповлияетнаВашудеятельностьвКомпании;
  • Если у Вас есть какие-либо сомнения относительно того, затрагиваютлиВашиличныеобстоятельстваВашидолжностныеобязанностивКомпании,обратитесьзасоветомирекомендациямикВашемунепосредственномуруководителюиликомплаенс-контролеру.

 

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • УВасилиВашихколлегестьчленысемьиилидругиеаффилированные лица, которые работают в Компании или в организации,котораяявляетсяпотенциальнымилифактическимпартнеромилипоставщикомКомпании;

  • У Вас или Ваших коллег есть доля владеет более, чем 1 % капиталаорганизации, которая является потенциальным или фактическим партнеромили поставщикомКомпании;
  • У Вас или Ваших коллег есть работа по совместительству или другаядеятельностьвнеКомпании,котораяможетпотребоватьотВасилиВаших

коллег          использование                ресурсов           Компании,             включая           конфиденциальнуюинформацию.

ПодробнуюинформациюоконфликтеинтересовВыможете                                                   получить,изучивследующиевнутренниедокументы:

  • Политика            по      урегулированиюконфликта                         интересовработников                     идолжностныхлицАО«НК«ҚТЖ»;
  • ПолитикапротиводействиякоррупциивАО«НК«ҚТЖ».

 

 
  Подпись: В. Мой близкий родственник является должностным лицом потенциального поставщика, который участвует в открытом конкурсе. Я являюсь членом тендерной комиссии. Может ли это считаться конфликтом интересов?
О. Да, это ситуация конфликта интересов, Вам необходимо раскрыть подробную ситуацию Комплаенс-службе и не участвовать в процессе принятия решений в этом конкурсе.

 

ПОДАРКИИЗНАКИГОСТЕПРИИМСТВА

 

ПолитикаКомпаниидопускаетстандартныеиприемлемыезнакигостеприимства,оказанные в отношении третьих лиц или полученныеотних.

 

Однако,получениеидарениеподарков,атакжеоказаниезнаковгостеприимстваможетсоздатьнеобоснованноеожиданиесосторонытретьеголицаиливпечатлениетого,чтоВыоказываетепредпочтениетретьемулицупопричинамличнойвыгоды,анепообоснованнымкоммерческимсоображениям.

 

Подподаркамиизнакамигостеприимстваподразумеваютсянетольконаличныеденьги,ноивсечтоимеетценность,предлагаемуюилиполученнуюработникамиидолжностнымилицамиприосуществлениидеятельностивКомпании.

 

Понятиеитолкованиеподарковизнаковгостеприимстваварьируетсявзависимости от разных точек зрения, поэтому, получение подарков и знаковгостеприимстванедолжноиметьпотенциальноговлияниянапроцесспринятиярешения.

 

Вашиобязанности:

 

  • С осторожностью оценивайтетип,ценностьи сумму предлагаемогоили полученногоподаркаилизнакагостеприимства;

  • Никогда не предлагайте, не стремитесь получить и не берите деньги,денежные эквиваленты, персональные услуги или любые другие незаконныеилинеприемлемыеподарки изнакигостеприимства;
  • Если подарки, которые Вы предлагаете или получаете, могут повлиятьна процесс принятия решения, никогда не принимайте и не дарите такиеподарки.

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Любыенеприемлемыеподаркиизнакигостеприимствавналичныхденьгах илив денежномэквиваленте,предлагаемыеилиполученныепризакупкетоваров, работиуслуг, принайменаработуилитрудоустройстве;

  • Любые подарки и преподношения, которые могут повлиять на ВашерешениеиобъективностьилирешениеиобъективностьВашихколлег.

 

Вопрос подарков и представительских расходов подробно описан в Политикепротиводействиякоррупции вАО«НК«ҚТЖ».

 

 
  Подпись: В. Имеются ли какие-либо ограничения в получении подарков от бизнес-партнеров?
О. Уголовный Кодекс Республики Казахстан устанавливает, что получение суммы, не превышающей двух месячных расчетных показателей должностными лицами, не является взяткой. В целом, любое должностное лицо или работник Компании не должны получать ценности, которые могут повлиять на их решения. Любой подарок может рассматриваться в качестве взятки, если это имеет влияние на принятие решения.

В: Один из наших поставщиков предложил мне билет на финальный матч чемпионата Европы по футболу, который проходит за рубежом. Могу ли я принять эти билеты?
О: Самое уместное и простое в данной ситуации - объяснить поставщику, что принятие такого     предложения     запрещено     Политикой     противодействия     коррупции     в АО «НК «ҚТЖ».

 

ЗАБОТАОНАШЕЙКОМПАНИИ

 

 

ЗАЩИТААКТИВОВ

Каждый работник ответственен за надлежащее управление активамиОбщества.Надлежащееуправлениеактивамивключаетконтрольиподдержаниеинвестиций,резервов исобственностиКомпании.

 

 

ПодактивамиКомпанииподразумеваютсяпроизводственныеактивы,технологии,имущество,денежныесредства,информация,объектыинтеллектуальной собственностии др.

 

Ненадлежащее использование активов создает препятствия в работе, наноситущербКомпании.

 

ЛюбоеиспользованиеактивовКомпаниивличныхцеляхнедопускается.

 

Вашиобязанности:

 

  • БерегитеактивыиимуществоКомпании какВашеличное;

  • Используйтеэффективно,защищайтеотутраты,кражи,использованиянепоназначению,а такженедопускайте ихнезаконногоиспользования;
  • Не       разглашайте             сведения            работнику,             у     которого            нет       служебнойнеобходимости в доступекданной информации;

  • Обеспечьтесоответствующееразрешениеиточнуюдокументациюдляиспользованияактивов.

 

НачтоВам необходимообратитьвнимание:

 

  • Присвоениеилирастратаактивов;

  • Ненадлежащееобеспечениесохранностиактивов;
  • Любыепризнакимошенничества,ущербаилихищения.

 

 
  Подпись: Вопрос. Я знаю, что Компания продает активы по заниженной цене в рамках Программы приватизации, и я полагаю, что цена – ниже рыночной. Означает ли это, что мы не защищаем наши активы?
Ответ. Приватизация является одним из способов того, как Компания управляет своими активами. Лучшая цена формируется путем прозрачности и конкуренции. Поэтому, если Вы узнали о любом случае нарушения процедуры приватизации или любых подозрениях, сообщите Вашему непосредственному руководителю, в Комплаенс-службу, в Департамент корпоративной безопасности или на Горячую линию.

 

ПРОЗРАЧНОСТЬФИНАНСОВЫХОТЧЕТОВ

Компанияпредоставляет точную иполную финансовую информацию.Всефинансовыеданные,записииотчетыдолжнысоответствоватьМеждународным                               Стандартам                        Финансовой    Отчетности,законодательствуРеспубликиКазахстанивнутреннимдокументамКомпании.

 

 

Все сделки и счета должны быть последовательными и классифицированыдолжнымобразом.Решениядолжныосновыватьсянаполныхиточныхданных.Предоставлениенеточной,неполной,противоречивойинесвоевременной отчетности являетсянедопустимым.

 

Запрещаетсялюбоеискажениефактов,фальсификациядокументов,искажение истинного характера любых операций, использование незаконныхфинансовых операций, оказание давления на работников с целью искаженияфинансовой отчетности илиучетныхдокументов.

 

 

Вашиобязанности:

 

  • Добросовестнорегистрируйтесделкиидоговоры;

  • Ведитеполный, точныйисвоевременныйучетвсехделовыхопераций;
  • Неиспользуйтескрытыезаписиинезаконныефинансовыеоперации;
  • Оказывайтеполноесодействиевнутреннимивнешнимаудиторам,предоставляйтеим точную информацию и,по их запросу и при наличиисоответствующихразрешений,обеспечьтеимдоступкдокументамивозможностьпроинтервьюироватьработников.

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Неправильные               и      неполные            отчеты          с     завышенными               финансовымипрогнозами и неправильнымипоказателями расходов;

  • Признакинечестнойдеятельности,напримериспользованиесредствде-факто в иныхцелях,необозначенныхде-юре;
    • Неполныеинеточныерасходынакомандировкиииныерасходы;
  • Несоответствие                      производственной                         деятельности                    финансовымрезультатам.

 

 
  Подпись: В. Сейчас идет последняя неделя квартального отчетного периода. Мой руководитель, стремясь обеспечить достижение необходимых показателей за квартал, попросил меня внести в учетные документы запись о неподтвержденной сделке, которая завершится только на следующей неделе. Мне кажется, никому не будет от этого вреда. Могу я сделать, как он мне говорит?
О. Нет. Доходы и расходы должны учитываться в соответствующий период. Сделка еще не завершена, и включение ее в более ранний период приведет к искажению фактов и расценивается как мошенничество. Ваша обязанность в данном случае заключается в том, чтобы сообщить о ситуации Финансовому Контролеру/Службу внутреннего аудита.

 

УПРАВЛЕНИЕИНФОРМАЦИЕЙ

 

Мыиспользуеминформациювнашейповседневнойдеятельностидляпринятиябизнес-решений.ИнформацияпредставляетсобойактивКомпании,частькоторойявляетсяконфиденциальной.Конфиденциальная информация включает в себя наше ноу-хау и другуюконкурентоспособнуюинформацию,персональныеданныеиинуюинформацию, которая никогда не должна раскрываться третьим лицамбезразрешениянаэто.

 

Вашиобязанности:

 

  • Делитесь конфиденциальной информацией за пределами КомпаниистрогопонеобходимостиитолькопослеполучениясоответствующегоразрешениясостороныуполномоченныхструктурныхподразделенийКомпании;

  • Соблюдайтевсевнутренниетребованияиограниченияотносительнораскрытияконфиденциальнойинформации;
  • Примитемерыдлязащитыконфиденциальнойинформации,еслиВыузнали окакой-либоееутечке;
  • Подпишите               обязательство                о      неразглашении                 конфиденциальнойинформации;
  • Удостоверьтесь,                 что       третьи          лица        подписали            конфиденциальноесоглашение дотого,какВыраскроете имконфиденциальнуюинформацию.

 

НачтоВамнеобходимообратитьвнимание:

 

  • Обсуждениеконфиденциальнойинформациистретьимилицамивобщественныхместах;

    • ПоявлениелюбойконфиденциальнойинформациивСМИ.


Отом,какобеспечитьсохранность                                  конфиденциальнойинформацииВыузнаете,изучив:

  • Правила               обеспечения                  сохранности                  коммерческой                    тайны              иконфиденциальной информацииАО«НК«ҚТЖ»;
    • ПолитикуинформационнойбезопасностиАО«НК«ҚТЖ».

 

В: Наш бывший работник, который раньше работал вместе со мной, обратился с просьбойпередать ему копии некоторых материалов, над которыми мы вместе работали. Я ответилему,чтоподумаю.Чтомнетеперьделать?

О:ВынеимеетеправапредоставлятьконфиденциальнуюинформациюКомпанииВашему               бывшему                        коллеге.           Немедленно                                  свяжитесь         с     Вашим        непосредственнымруководителем, который, в свою очередь, поставит об этом в известность департаменткорпоративнойбезопасности,которыерешат,какимобразомКомпанияможетзащититьсвоюконфиденциальную информациюисобственность.

 

В: Я получил запрос от бизнеса–партнера о предоставлении информации по совместномупроекту,ноянеуверен,имею лияправотак поступать?

О:Выдолжныубедиться,чтоэтаинформациянеявляетсяконфиденциальнойинформацией в соответствии с внутренними документами Компании. Если у Вас все ещеимеются вопросы, пожалуйста, обратитесь к Вашему непосредственному руководителюилипредставителю департаментакорпоративнойбезопасности.

 

В: Однажды я работал допоздна в офисе. Когда я зашел в копировальную комнату, тонашелнебольшуюпачкудокументовпоперсоналувсортировочномустройстве.Язаметил,чтокопиисодержатинформациюозаработнойплатеработниковииныеперсональные данные. Я не хочу, чтобы у кого-то возникли проблемы, но думаю, чтотакого рода информациюнеследуетоставлятьнавсеобщее обозрение.Что мнеделать?

О:Выдолжнывернутьбумагилицу,ответственномузарасчетзаработнойплаты,незамедлительноивконфиденциальномпорядке.Вытакжедолжнысообщитьобобнаруженных Вами документах и Ваших действиях своему непосредственномуруководителюилируководителюподразделения,отвечающемузарасчетзаработнойплаты.ЗащитаконфиденциальностиинеприкосновенностичастнойинформацииявляетсяличнойобязанностьюкаждогоработникаКомпании.Выправильнопоступаете,чтообращаетевниманиенатакиефактыипредпринимаете соответствующиедействия.

 

 

КАКОБЕСПЕЧИВАЕТСЯСОБЛЮДЕНИЕКОДЕКСАЭТИКИИПОВЕДЕНИЯ?

Важно,чтобыкаждыйработникилидолжностноелицоуважалипровозглашенные вКомпании ценности, а также следовали стандартамповедения,изложеннымвнастоящемКодексеприисполнениисвоихдолжностныхобязанностей. Нижеприведеныпервыеосновныешаги:

 

 

  • ПрочитайтеиосмыслитеположениянастоящегоКодекса;

  • Строго          придерживайтесьположений                          настоящего             Кодекса          всвоихсловахидействиях;
    • Выражайтеобеспокоенностьиинформируйтеокомплаенс-рисках.

Если вы не знаете, как правильно поступить, задайте себе следующиевопросы:

 

 

  • СоответствуетлимоедействиенастоящемуКодексу?

  • СоответствуетлиэтопровозглашеннымценностямКомпании,моимличнымценностям?
    • Этичнолиэто?
    • Законнолиэто?
  • Еслиомоемповедениистанетизвестнообщественности,будетлимоеповедениеприемлемо?
    • Учел(-ла)лиявсеальтернативныевариантыдействий?

 

Личноеобязательствопоступатьправильно:

 

 

  • Внимательно изучить, понять, и добросовестно следовать принципам иположениямнастоящегоКодекса;

  • Припринятиирешенийвходесвоейповседневнойдеятельностируководствоватьсяценностями,этическимипринципамиинормамиповедения,предусмотренныминастоящимКодексом;
  • Проявлятьосмотрительностьиизбегатьпризнакиненадлежащегоповедения;
  • Ознакомиться    с     Политикой     противодействия     коррупции     вАО «НК «ҚТЖ» для понимания нулевой терпимости к любым проявлениямкоррупцииво всехсферахдеятельностиКомпании;
  • Сообщатьонарушениях,которыестанутВамизвестны,любымспособом                      информирования,                предусмотренных                                                             ПолитикойконфиденциальногоинформированиявАО«НК«ҚТЖ»;
  • обращаться по вопросам комплаенс уполномоченным лицам Компаниидля принятия соответствующих мер. При этом, Компания гарантирует, чтоправа работников не будут ущемлены, а их анонимность не будет нарушена вслучаетакогообращения.

 

Мы со всей серьезностью относимся к настоящему Кодексу и считаем егоисполнениеоднойизнашихнаиболееприоритетныхзадач,номытакжепонимаем,чтоиногдасложноопределить,чтоправильно,ачто–нет.Именно поэтомумыпризываемвсехк открытомуобщению.

 

Если у Вас есть сомнения в правильности того или иного решения, Вывсегда можете обратиться к Вашему непосредственному руководителю,вКомплаенс-службуилинаГорячуюлинию.

 

 

Если Вы видите, что Ваш вопрос остался безответа, а проблема нерешена – настаивайте на получении ответа и решения. Не оставайтесьравнодушным!


Подпись: В. Я думал о том, чтобы обратиться на Горячую линию, но не уверен, следует ли мне делать это. Мой непосредственный руководитель поручил мне сделать нечто, что кажется мне неправильным и, возможно, даже незаконным. Я думаю, что должен сообщить кому- то, кто может рассмотреть этот вопрос, но боюсь, что мой непосредственный руководитель осложнит мне жизнь на работе, если я так поступлю. Что мне делать?
О. Если Вы считаете, что выявили потенциально серьезную проблему, то об этом следует незамедлительно сообщить. Если Вы считаете нецелесообразным обращение к Вашему непосредственному руководителю, Вы можете обратиться в Комплаенс-службу или на Горячую линию. Компания рассмотрит ситуацию и не допустит, чтобы Ваш непосредственный руководитель или кто-либо еще преследовал Вас. Правильным в данной ситуации будет обязательно сообщить о своей обеспокоенности.

 

Настоящий Кодекс возлагает дополнительные обязанности на руководителейи должностных лиц, которые несут ответственность за поддержание высокихэтическихстандартовповеденияв Компании.

 

Помните: Вы - лидеры,ответственныеза создание атмосферы,в которойработникамКомпаниипредоставленывсенеобходимыевозможностидляэффективнойреализациипоставленныхстратегическихиоперационныхцелей.

 

Задачаруководителя–поощрятьработувстрогомсоответствиискорпоративнойкультуройиценностямиКомпании,непрепятствоватьобсуждениювозникающихпроблем,заботитьсяоразвитииработников,личным примером демонстрировать поведение, соответствующее принципамнастоящего Кодексаиэтичномуведению бизнеса.

 

РуководствоКомпаниитакженесетответственностьзауправлениекомплаенс-рисками,направленноенасвоевременноепредотвращениеиэффективноереагированиенавозможныепроблемныезоны,нарушения,упущенияинесоответствия.

 

Вашиобязанности:

 

  • Убедитьсявтом,чтоВашиподчиненныепонимаютисоблюдаюттребованиянастоящегоКодексаииныхвнутреннихкомплаенс-политик;

  • Продвигать              принцип           нулевой           терпимости              к      любым          проявлениямкоррупции вовсехсферахдеятельности Компании;
  • Создавать условия,при которыхработникиготовы,открыто заявлятьотом,чтоихбеспокоит;
  • Поддерживатьполитикуонедопустимостипринятияответныхмервотношении работников,сообщающихо нарушениях;
  • При         оценке           работников              учитывать             соблюдение              ими         положенийнастоящегоКодекса;
  • Поощрятьдобросовестноеповедениеработниковвсоответствиисположениями настоящегоКодекса;
  • Осуществлять                 контроль             и       обеспечение                выполнение               положенийнастоящегоКодексаииныхкомплаенс-политик;

  • Не поощрять и не давать распоряжений подчиненным по достижениюрезультатовценойнарушениязаконодательныхииныхтребований,нормэтики иповедения.

 

Если к Вам обратились с вопросом или проблемой, Вы должны уделитьтакой проблеме должное внимание. При наличии сомнений, обратитесьза консультацией вКомплаенс-службу.

 

 

Приверженностьисоблюдениеэтическихикомплаенс-требований-этоответственностькаждого,ктоработаетвКомпанииилипредставляетееинтересы.

 

Нарушение настоящего Кодекса вредит репутации и работе нашей Компаниии может привести к дисциплинарным наказаниям или увольнению. Важноотметить,чтонесоблюдениеопределенныхразделовнастоящегоКодексаможетявлятьсянарушениемантикоррупционногозаконодательстваРеспубликиКазахстанивнутреннихкоплаенс-политикиповлечьперсональнуюответственность,установленнуюзаконамиРеспубликиКазахстан.

 

Комплаенс-службаберетнасебялидерствовреализациинастоящегоКодекса.

 

Комплаенс-служба,врамкахподготовкиежеквартальногоотчетаосвоейдеятельности Совету директоров АО НК «ҚТЖ», включает информацию опрактикесоблюдениянастоящего Кодекса.