Лекция о школьном музее КГУ ОСШ№3 Конырат

 Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение  собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого  – патриотизм. Эти нововведения дают возможность для успешной реализации республиканского проекта «Рухани жангыру», инициированного Главой нашего государства. Целью этой программы является  воспитание у казахстанцев  чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту.

 Воспитание патриотизма на самом деле немыслимо сегодня без активной краеведческой деятельности школ. Надо понимать, что краеведение – это не просто изучение исторических и географических особенностей данной местности. Краеведение определяет в конечном итоге процесс историко-социальной самоидентификации личности, отвечающей на вопросы: кто я? откуда? почему я такой? почему я здесь? чем и почему дорожу? куда я иду и с кем? Это своеобразный голос генетической памяти...

 Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи  патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туган жер.

В 2005 году было принято решение организовать в нашей школе краеведческий музей, так как к тому времени у нас уже было собрано много информации о посёлке, Коныратском руднике и о ветеранах ВОВ.

    В музее собран большой газетный материал, фотоматериал, созданы  альбомы  о работе рудника с  далёких 30-ых  по 2018г. Часть этого материала нашему музею подарила Рябцева Раиса Андреевна.

С открытием школьного музея мы получили хорошую возможность на только разместить результаты своей поисковой работы, но и использовать материалы музея на уроках географии, химии, истории и внеклассных  мероприятиях.

С нашим музеем уже хорошо знакомы жители поселка, т.к. они являются частыми его гостями на выборах, родительских собраниях, встречах с ветеранами. Не останавливаясь на достигнутом, каждый отряд нашей школы  ежегодно получает  задание по пополнению экспозиции в музей.

За горами, за лесами

Коунрад стоит в степи стоит,

И рудой и гонняками

На весь мир он знаменит.

 

А когда-то все начиналось,

Руду в степи нашел Русаков.

Не легко разведчикам она досталась

А потом, кровью и трудом.

 

1. В 1928 году Михаил Русаков отправился в экспедицию в Северное Прибалхашье. На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Ни одного колодца. Ни одного селения.

Их,  разведчиков Коныратского месторождения, было всего пять.  Открытие Коунрада состоялось в 1928 году.

 Оригинальное название руднику «Коунрад», которому предстояло завоевать всемирную известность, дал Русаков.

Весной 1929 года начались крупные геологоразведочные работы в урочище Коунрад. О том , как происходила разведка. Узнали из газетных статей «Начиналось так..»,   в которых были выписки из дневника самого М.П.  Русакова. Мы узнали не только из статей, но увидели по сохранившимся фотографиям в альбомах,  какие трудности преодолели люди, чтобы получить первую медь. 

На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Не было ни одного колодца, ни одного селения.  Воды было мало, да и та теплая, противная. Добавляли в нее  хлорку и пили.  

Благодаря непреклонной воле, рабочие за три месяца закончили  скважины, намеченные планом. И  к морозам все было преодолено, на голом месте появились: три казармы,

 дробильный цех,

медпункт, баня,

кухня и пекарня.

И введен первый буровой станок.

 

  Из альбома  мы узнали, что в 1935 году была закончено строительство магистрали Коунрад – Бертыс, в ноябре прибыл первый поезд. В 1936 году был произведен первый взрыв в карьере, возведены первые одноэтажные дома, музыкальная школа, детская библиотека.

В 1932 году в бараке открыта русско-казахская школа№3,

 в 41-42 годах  построена больница.

    

На стендах мы видим уникальные фотографии,  которые подарили нам  в управление рудника,  на них запечатлены  первый взрыв, первый экскаватор, первый бурстанок.

  Очень ценным экспонатом мы считаем книгу «Медное месторождение Коунрада», написанную М.П.  Русаковым в 1934 году, подаренную нашему музею племянницей одного из первых руководителей рудника Виктора Гавриловича Фоменко, первого начальника нашего рудника, лично знакомого с Михаилом Петровичем Русаковым.

Племянница Денисовых Майя Александровна проживала на Украине. Переписка с ней помогла собрать материал о ее дяде В.Г. Фоменко, о состоянии рудника и посёлка в 40-е годы.

О развитии рудника  мы прочли из книги, в которой узнали, о стахановском движении и в альбоме мы увидели, как организовывали и проходили соревнования, познакомились с их результатами.

  

Началась Великая отечественная война. Коунрад отправил на фронт своих лучших сыновей и дочерей. Более ста из них не вернулись с полей войны.

Тыл помогал фронту. Коунрадцами было собрано 600 тысяч рублей на таковую колонну «Цветник Казахстана».

9 сентября 1941 года на Коныратском руднике была создана единая сквозная комсомольская смена, объединявшая  машинистов – экскаваторщиков и работников транспортного отдела. В первый же день смена показала хорошие результаты. Задание по добыче горной массы было выполнено на 111%, по добыче руды на 200%

В горячем кипении строек,

В полях, у печи, у станков

Отчизна растила героев

Своих дочерей и сынов.

 

3. Собран  материал о ветеранах Великой Отечественной войны, к сожалению, которых уже нет в живых. Но мы видим их ордена,  читаем письма с фронта, которые они доверили нашему музею. А Панина Настя, выпускница нашей школы,  собрала материал  о своей прабабушке и сделала презентацию, из которой мы узнали, что ее бабушка  была связисткой.

 А еще  поисковыми отрядами собран материал о ветеранах труда.

В музее имеется информация  о директорах рудника  Мы узнали, что улица им Зайцева, носит имя  одного из  директора рудника Николая    Васильевича     Зайцева.

С именем Н.В.Зайцева связано проведение второй реконструкции, позволивший удержать производительность по добыче руды на уровне 10 млн.тн. руды в год и обеспечивать комбинат рудным сырьем.

Николай Васильевич уделял большое внимание не только делам производства, но и проявлял заботу о быте рабочего человека. При нем начал благоустраиваться поселок, появились первые многоэтажные дома, асфальтированные дороги и тротуары, цветочные клумбы, стали возделываться огороды, приусадебные участки

Особое внимание Николай Васильевич уделял здоровью молодёжи, рабочих и    их      семей.  В эти годы был открыт спортивный комплекс, пионерский лагерь «Горный», зона отдыха «Торангылык», спортивно-трудовой лагерь для молодёжи «Сары-Арка». Коунрадцы всегда гордились своими спортсменами и спортивными достижениями.

 Рудник славится  трудовыми  династиями: Омаровых, Абжаппаровых, Дороховых, Андриенко, Калыкбековых, о которых тоже собран материал.

Развитие рудника неразрывно связано с развитием посёлка. С помощью фотографий мы узнали, каким были первый клуб, баня, котлован, детский сад. Мы узнали, что рассвет посёлка пришелся  на 70-90 годы, когда численность жителей составляла 14000 чел. Сейчас численность составляет около 3-4- х тыс людей.

         

Первым директором в русско-казахской школе, открытой  в 1932 году,  был Шокаев Алдаберген.  Из богатейшего материала, собранного в альбомах и представленного на стендах нашего музея можно подробно узнать обо всех директорах нашей школы, о каждом выпуске учеников, о золотых и серебряных медалистах и педагогических коллективах разных лет.

     

 

Альбом «Маршрутами педагогического мастерства» рассказал нам о работе наших учителей ветеранов педагогического труда, Некоторые из них проживают до сих пор в нашем посёлке , и мы ими гордимся.  

Можно проследить, как проводились различные мероприятия, чем занималась школа в далекие 70,80 –е годы, и как живет и развивается наша школа сегодня.

 

Мы  узнали о выпускниках, которые закончили нашу школу, и которыми можно гордиться, это Дорохов Н.В., Синицын С.И – директора  БГРУ, Муслимов Т  

  С открытием школьного музея, мы получили хорошую возможность не только представить   материл  поисковой  работы, но использовать их на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

 

На протяжение многих лет проводятся внеклассные мероприятия в музеи, на которые приглашаются  жители посёлка, ветераны труда, почетные граждане, этоСерикбай Токабаев Абдуллин М.А.,  Ляпичев  Б.Вкоторые более подробно рассказывают о развитии посёлка и рудника.

 Проводятся мероприятия в музеи «Мой край, чем я живу!», «Они ковали победу», «Родина моя – мой посёлок и мой город» и др.

 Собран богатый материал  о достопримечательностях  нашего города Балхаш, для этого имеется весь собранный материал: «Памятники Балхаша», «История развития города», «Почётные люди города», «Бектау-ата», «Растительный и животный мир родного края».