Лекция о школьном музее КГУ ОСШ№3 Конырат
Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм. Эти нововведения дают возможность для успешной реализации республиканского проекта «Рухани жангыру», инициированного Главой нашего государства. Целью этой программы является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту.
Воспитание патриотизма на самом деле немыслимо сегодня без активной краеведческой деятельности школ. Надо понимать, что краеведение – это не просто изучение исторических и географических особенностей данной местности. Краеведение определяет в конечном итоге процесс историко-социальной самоидентификации личности, отвечающей на вопросы: кто я? откуда? почему я такой? почему я здесь? чем и почему дорожу? куда я иду и с кем? Это своеобразный голос генетической памяти...
Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туган жер.
В 2005 году было принято решение организовать в нашей школе краеведческий музей, так как к тому времени у нас уже было собрано много информации о посёлке, Коныратском руднике и о ветеранах ВОВ.
В музее собран большой газетный материал, фотоматериал, созданы альбомы о работе рудника с далёких 30-ых по 2018г. Часть этого материала нашему музею подарила Рябцева Раиса Андреевна.
С открытием школьного музея мы получили хорошую возможность на только разместить результаты своей поисковой работы, но и использовать материалы музея на уроках географии, химии, истории и внеклассных мероприятиях.
С нашим музеем уже хорошо знакомы жители поселка, т.к. они являются частыми его гостями на выборах, родительских собраниях, встречах с ветеранами. Не останавливаясь на достигнутом, каждый отряд нашей школы ежегодно получает задание по пополнению экспозиции в музей.
За горами, за лесами
Коунрад стоит в степи стоит,
И рудой и гонняками
На весь мир он знаменит.
А когда-то все начиналось,
Руду в степи нашел Русаков.
Не легко разведчикам она досталась
А потом, кровью и трудом.
1. В 1928 году Михаил Русаков отправился в экспедицию в Северное Прибалхашье. На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Ни одного колодца. Ни одного селения.
Их, разведчиков Коныратского месторождения, было всего пять. Открытие Коунрада состоялось в 1928 году.
Оригинальное название руднику «Коунрад», которому предстояло завоевать всемирную известность, дал Русаков.


Весной 1929 года начались крупные геологоразведочные работы в урочище Коунрад. О том , как происходила разведка. Узнали из газетных статей «Начиналось так..», в которых были выписки из дневника самого М.П. Русакова. Мы узнали не только из статей, но увидели по сохранившимся фотографиям в альбомах, какие трудности преодолели люди, чтобы получить первую медь.

На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Не было ни одного колодца, ни одного селения. Воды было мало, да и та теплая, противная. Добавляли в нее хлорку и пили.
Благодаря непреклонной воле, рабочие за три месяца закончили скважины, намеченные планом. И к морозам все было преодолено, на голом месте появились: три казармы,
дробильный цех,
медпункт, баня,
кухня и пекарня.
И введен первый буровой станок.
Из альбома мы узнали, что в 1935 году была закончено строительство магистрали Коунрад – Бертыс, в ноябре прибыл первый поезд. В 1936 году был произведен первый взрыв в карьере, возведены первые одноэтажные дома, музыкальная школа, детская библиотека.
В 1932 году в бараке открыта русско-казахская школа№3,
в 41-42 годах построена больница.



На стендах мы видим уникальные фотографии, которые подарили нам в управление рудника, на них запечатлены первый взрыв, первый экскаватор, первый бурстанок.

Очень ценным экспонатом мы считаем книгу «Медное месторождение Коунрада», написанную М.П. Русаковым в 1934 году, подаренную нашему музею племянницей одного из первых руководителей рудника Виктора Гавриловича Фоменко, первого начальника нашего рудника, лично знакомого с Михаилом Петровичем Русаковым.
Племянница Денисовых Майя Александровна проживала на Украине. Переписка с ней помогла собрать материал о ее дяде В.Г. Фоменко, о состоянии рудника и посёлка в 40-е годы.


О развитии рудника мы прочли из книги, в которой узнали, о стахановском движении и в альбоме мы увидели, как организовывали и проходили соревнования, познакомились с их результатами.

Началась Великая отечественная война. Коунрад отправил на фронт своих лучших сыновей и дочерей. Более ста из них не вернулись с полей войны.
Тыл помогал фронту. Коунрадцами было собрано 600 тысяч рублей на таковую колонну «Цветник Казахстана».
9 сентября 1941 года на Коныратском руднике была создана единая сквозная комсомольская смена, объединявшая машинистов – экскаваторщиков и работников транспортного отдела. В первый же день смена показала хорошие результаты. Задание по добыче горной массы было выполнено на 111%, по добыче руды на 200%
В горячем кипении строек,
В полях, у печи, у станков
Отчизна растила героев
Своих дочерей и сынов.


3. Собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, к сожалению, которых уже нет в живых. Но мы видим их ордена, читаем письма с фронта, которые они доверили нашему музею. А Панина Настя, выпускница нашей школы, собрала материал о своей прабабушке и сделала презентацию, из которой мы узнали, что ее бабушка была связисткой.


А еще поисковыми отрядами собран материал о ветеранах труда.


В музее имеется информация о директорах рудника Мы узнали, что улица им Зайцева, носит имя одного из директора рудника Николая Васильевича Зайцева.
С именем Н.В.Зайцева связано проведение второй реконструкции, позволивший удержать производительность по добыче руды на уровне 10 млн.тн. руды в год и обеспечивать комбинат рудным сырьем.
Николай Васильевич уделял большое внимание не только делам производства, но и проявлял заботу о быте рабочего человека. При нем начал благоустраиваться поселок, появились первые многоэтажные дома, асфальтированные дороги и тротуары, цветочные клумбы, стали возделываться огороды, приусадебные участки
Особое внимание Николай Васильевич уделял здоровью молодёжи, рабочих и их семей. В эти годы был открыт спортивный комплекс, пионерский лагерь «Горный», зона отдыха «Торангылык», спортивно-трудовой лагерь для молодёжи «Сары-Арка». Коунрадцы всегда гордились своими спортсменами и спортивными достижениями.


Рудник славится трудовыми династиями: Омаровых, Абжаппаровых, Дороховых, Андриенко, Калыкбековых, о которых тоже собран материал.

Развитие рудника неразрывно связано с развитием посёлка. С помощью фотографий мы узнали, каким были первый клуб, баня, котлован, детский сад. Мы узнали, что рассвет посёлка пришелся на 70-90 годы, когда численность жителей составляла 14000 чел. Сейчас численность составляет около 3-4- х тыс людей.

Первым директором в русско-казахской школе, открытой в 1932 году, был Шокаев Алдаберген. Из богатейшего материала, собранного в альбомах и представленного на стендах нашего музея можно подробно узнать обо всех директорах нашей школы, о каждом выпуске учеников, о золотых и серебряных медалистах и педагогических коллективах разных лет.

Альбом «Маршрутами педагогического мастерства» рассказал нам о работе наших учителей ветеранов педагогического труда, Некоторые из них проживают до сих пор в нашем посёлке , и мы ими гордимся.


Можно проследить, как проводились различные мероприятия, чем занималась школа в далекие 70,80 –е годы, и как живет и развивается наша школа сегодня.

Мы узнали о выпускниках, которые закончили нашу школу, и которыми можно гордиться, это Дорохов Н.В., Синицын С.И – директора БГРУ, Муслимов Т


С открытием школьного музея, мы получили хорошую возможность не только представить материл поисковой работы, но использовать их на всех уроках и внеклассных мероприятиях.


На протяжение многих лет проводятся внеклассные мероприятия в музеи, на которые приглашаются жители посёлка, ветераны труда, почетные граждане, этоСерикбай Токабаев Абдуллин М.А., Ляпичев Б.Вкоторые более подробно рассказывают о развитии посёлка и рудника.
Проводятся мероприятия в музеи «Мой край, чем я живу!», «Они ковали победу», «Родина моя – мой посёлок и мой город» и др.
Собран богатый материал о достопримечательностях нашего города Балхаш, для этого имеется весь собранный материал: «Памятники Балхаша», «История развития города», «Почётные люди города», «Бектау-ата», «Растительный и животный мир родного края».


Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого – патриотизм. Эти нововведения дают возможность для успешной реализации республиканского проекта «Рухани жангыру», инициированного Главой нашего государства. Целью этой программы является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту.
Воспитание патриотизма на самом деле немыслимо сегодня без активной краеведческой деятельности школ. Надо понимать, что краеведение – это не просто изучение исторических и географических особенностей данной местности. Краеведение определяет в конечном итоге процесс историко-социальной самоидентификации личности, отвечающей на вопросы: кто я? откуда? почему я такой? почему я здесь? чем и почему дорожу? куда я иду и с кем? Это своеобразный голос генетической памяти...
Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туган жер.
В 2005 году было принято решение организовать в нашей школе краеведческий музей, так как к тому времени у нас уже было собрано много информации о посёлке, Коныратском руднике и о ветеранах ВОВ.
В музее собран большой газетный материал, фотоматериал, созданы альбомы о работе рудника с далёких 30-ых по 2018г. Часть этого материала нашему музею подарила Рябцева Раиса Андреевна.
С открытием школьного музея мы получили хорошую возможность на только разместить результаты своей поисковой работы, но и использовать материалы музея на уроках географии, химии, истории и внеклассных мероприятиях.
С нашим музеем уже хорошо знакомы жители поселка, т.к. они являются частыми его гостями на выборах, родительских собраниях, встречах с ветеранами. Не останавливаясь на достигнутом, каждый отряд нашей школы ежегодно получает задание по пополнению экспозиции в музей.
За горами, за лесами
Коунрад стоит в степи стоит,
И рудой и гонняками
На весь мир он знаменит.
А когда-то все начиналось,
Руду в степи нашел Русаков.
Не легко разведчикам она досталась
А потом, кровью и трудом.
1. В 1928 году Михаил Русаков отправился в экспедицию в Северное Прибалхашье. На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Ни одного колодца. Ни одного селения.
Их, разведчиков Коныратского месторождения, было всего пять. Открытие Коунрада состоялось в 1928 году.
Оригинальное название руднику «Коунрад», которому предстояло завоевать всемирную известность, дал Русаков.


Весной 1929 года начались крупные геологоразведочные работы в урочище Коунрад. О том , как происходила разведка. Узнали из газетных статей «Начиналось так..», в которых были выписки из дневника самого М.П. Русакова. Мы узнали не только из статей, но увидели по сохранившимся фотографиям в альбомах, какие трудности преодолели люди, чтобы получить первую медь.

На сотни километров раскинулась безлюдная пустыня, выжженная солнцем. Не было ни одного колодца, ни одного селения. Воды было мало, да и та теплая, противная. Добавляли в нее хлорку и пили.
Благодаря непреклонной воле, рабочие за три месяца закончили скважины, намеченные планом. И к морозам все было преодолено, на голом месте появились: три казармы,
дробильный цех,
медпункт, баня,
кухня и пекарня.
И введен первый буровой станок.
Из альбома мы узнали, что в 1935 году была закончено строительство магистрали Коунрад – Бертыс, в ноябре прибыл первый поезд. В 1936 году был произведен первый взрыв в карьере, возведены первые одноэтажные дома, музыкальная школа, детская библиотека.
В 1932 году в бараке открыта русско-казахская школа№3,
в 41-42 годах построена больница.



На стендах мы видим уникальные фотографии, которые подарили нам в управление рудника, на них запечатлены первый взрыв, первый экскаватор, первый бурстанок.

Очень ценным экспонатом мы считаем книгу «Медное месторождение Коунрада», написанную М.П. Русаковым в 1934 году, подаренную нашему музею племянницей одного из первых руководителей рудника Виктора Гавриловича Фоменко, первого начальника нашего рудника, лично знакомого с Михаилом Петровичем Русаковым.
Племянница Денисовых Майя Александровна проживала на Украине. Переписка с ней помогла собрать материал о ее дяде В.Г. Фоменко, о состоянии рудника и посёлка в 40-е годы.


О развитии рудника мы прочли из книги, в которой узнали, о стахановском движении и в альбоме мы увидели, как организовывали и проходили соревнования, познакомились с их результатами.

Началась Великая отечественная война. Коунрад отправил на фронт своих лучших сыновей и дочерей. Более ста из них не вернулись с полей войны.
Тыл помогал фронту. Коунрадцами было собрано 600 тысяч рублей на таковую колонну «Цветник Казахстана».
9 сентября 1941 года на Коныратском руднике была создана единая сквозная комсомольская смена, объединявшая машинистов – экскаваторщиков и работников транспортного отдела. В первый же день смена показала хорошие результаты. Задание по добыче горной массы было выполнено на 111%, по добыче руды на 200%
В горячем кипении строек,
В полях, у печи, у станков
Отчизна растила героев
Своих дочерей и сынов.


3. Собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, к сожалению, которых уже нет в живых. Но мы видим их ордена, читаем письма с фронта, которые они доверили нашему музею. А Панина Настя, выпускница нашей школы, собрала материал о своей прабабушке и сделала презентацию, из которой мы узнали, что ее бабушка была связисткой.


А еще поисковыми отрядами собран материал о ветеранах труда.


В музее имеется информация о директорах рудника Мы узнали, что улица им Зайцева, носит имя одного из директора рудника Николая Васильевича Зайцева.
С именем Н.В.Зайцева связано проведение второй реконструкции, позволивший удержать производительность по добыче руды на уровне 10 млн.тн. руды в год и обеспечивать комбинат рудным сырьем.
Николай Васильевич уделял большое внимание не только делам производства, но и проявлял заботу о быте рабочего человека. При нем начал благоустраиваться поселок, появились первые многоэтажные дома, асфальтированные дороги и тротуары, цветочные клумбы, стали возделываться огороды, приусадебные участки
Особое внимание Николай Васильевич уделял здоровью молодёжи, рабочих и их семей. В эти годы был открыт спортивный комплекс, пионерский лагерь «Горный», зона отдыха «Торангылык», спортивно-трудовой лагерь для молодёжи «Сары-Арка». Коунрадцы всегда гордились своими спортсменами и спортивными достижениями.


Рудник славится трудовыми династиями: Омаровых, Абжаппаровых, Дороховых, Андриенко, Калыкбековых, о которых тоже собран материал.

Развитие рудника неразрывно связано с развитием посёлка. С помощью фотографий мы узнали, каким были первый клуб, баня, котлован, детский сад. Мы узнали, что рассвет посёлка пришелся на 70-90 годы, когда численность жителей составляла 14000 чел. Сейчас численность составляет около 3-4- х тыс людей.

Первым директором в русско-казахской школе, открытой в 1932 году, был Шокаев Алдаберген. Из богатейшего материала, собранного в альбомах и представленного на стендах нашего музея можно подробно узнать обо всех директорах нашей школы, о каждом выпуске учеников, о золотых и серебряных медалистах и педагогических коллективах разных лет.

Альбом «Маршрутами педагогического мастерства» рассказал нам о работе наших учителей ветеранов педагогического труда, Некоторые из них проживают до сих пор в нашем посёлке , и мы ими гордимся.


Можно проследить, как проводились различные мероприятия, чем занималась школа в далекие 70,80 –е годы, и как живет и развивается наша школа сегодня.

Мы узнали о выпускниках, которые закончили нашу школу, и которыми можно гордиться, это Дорохов Н.В., Синицын С.И – директора БГРУ, Муслимов Т


С открытием школьного музея, мы получили хорошую возможность не только представить материл поисковой работы, но использовать их на всех уроках и внеклассных мероприятиях.


На протяжение многих лет проводятся внеклассные мероприятия в музеи, на которые приглашаются жители посёлка, ветераны труда, почетные граждане, этоСерикбай Токабаев Абдуллин М.А., Ляпичев Б.Вкоторые более подробно рассказывают о развитии посёлка и рудника.
Проводятся мероприятия в музеи «Мой край, чем я живу!», «Они ковали победу», «Родина моя – мой посёлок и мой город» и др.
Собран богатый материал о достопримечательностях нашего города Балхаш, для этого имеется весь собранный материал: «Памятники Балхаша», «История развития города», «Почётные люди города», «Бектау-ата», «Растительный и животный мир родного края».

