Час семьи «Подросток и закон: территория ответственности родителей»
05-03-2021 09:47

             Час семьи «Подросток и закон: территория ответственности родителей»

Задачи:

- формировать понятия и представления родительской общественности об ответственности несовершеннолетних;

- формировать представления родителей об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних;

-выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания;
- вооружить участников собрания навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о профилактике правонарушений, которые совершают подростки, и об их последствиях.  И тема нашего  Часа семьи  «Подросток и закон: территория ответственности родителей»

Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних -одна из важных проблем нашего общества, как остро стоящая на сегодняшний момент .

Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления

В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.

Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности.

Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего  подростка . А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.

            Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств?

Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей? В большей мере это зависит от вас.

Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

                   Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Многие родители считают, что воспитывать будут позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время. Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я воспитываю их как хочу и как могу.

Но воспитание не может быть делом личным, так как растёт будущий гражданин, член общества.

Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.

Социальные факторы

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей.Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека.В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.

Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»?

       Послушайте притчу

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву.

Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить»

В чем смысл притчи?

Эта притча иллюстрирует подходы к решению. Можно спасти «тонущих» детей- строить лечебницы, бороться с наркодилерами. Задача педагогов и родителей «довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду». т.е. заниматься профилактикой правонарушений.

Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

               Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости.

        Родители не имеют права отмахиваться от вопросов воспитания, считать воспитание делом пустым и ненужным. Почему сшить плохо, связать плохо, брак на работе – стыдно, а плохо воспитывать разве не стыдно.

                 Родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители!
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
                    Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.
     Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.
                       В воспитании есть некоторые принципы, забывать о которых не следует. Прежде всего, надо обратить внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с раннего детства – вовсе не такое трудное дело и при желании и целеустремленности родителей в этом вопросе, посильное и даже интересное, приятное, радостное. Совсем другое – перевоспитание. Если вы что-то не учли, просмотрели, не обратили внимание, а бывает и упустили что-то, поленились – придется многое переделывать, исправлять, а это дело нелегкое, требующее значительно больше знаний, терпения, сил, времени, и не у каждого родителя все это найдется.

Но что можно сделать:

Послушайте притчу

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал Хинг Ши, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод.

Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Задумайтесь.

Считаю только любовь, внимание, понимание могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений. Только в тесном контакте школы и семьи можно добиться желаемых результатов

Советы родителям по профилактике правонарушений и преступлений:

  1. Старайтесь проводите больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами;
  2. Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем;
  3. Объясняйте  ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах;
  4. Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время;
  5. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время;
  6. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.

Важно родителям обращать внимание, чем заняты дети в свободное от школы время. Чтобы дети соблюдали режим дня. У детей должны быть свои обязанности по дому. Объясните им правила поведения. Как нужно относится к чужому имуществу. К чему могут привести их правонарушения. Какие последствия могут быть.  Ведь всё начинается с мелочей, которые родители, порой, не замечают.

            Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому.  К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, он научится делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге  выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. 

        Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети-это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

 Сегодня  на нашей встрече присутствует врач- эпидемиолог обл. СПИД центра  по г.Балхаш  Батырбекова Айгуль Абдолдаевна.  Айгуль Абдолдаевна, многие правонарушения происходят в алкогольном, наркотическом состоянии. Расскажите о симптомах  и признаках наркомании, профилактике наркомании и СПИД/ВИЧ-инфекции.

  Сегодня также у нас на встрече присутствует  участковый инспектор по делам несовершеннолетних старший лейтенант полиции Нурбек Аян Алтайулы. Аян Алтайулы, расскажите нам какие правонарушения в основном совершают подростки, какие наказания их ждут и какую ответственность за это несут родители.

нецензурная  речь, нарушение тишины, употребление спиртных напитков и табакокурение  в общественных местах,  нахождение несовершеннолетних  в ночное время без сопровождения родителей или  законных представителей, ложный вызов по телефону, вандализм, хулиганство, грабеж, драки            Наше собрание  подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из Вас?