О ходе реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы по городу Балхаш за 2013 год и реализации приоритетных направлений развития образования на 2014-2016 годы.
Разрешите доложить об итогах развития системы образования города Балхаш в рамках стратегического планирования по реализации приоритетных направлений Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, Стратегии – 2050 и Посланий Главы государства.
На территории города функционируют 27 (2012 году - 28) государственных организации образования и 9 частных детских садов ТОО «Корпорации Казахмыс».
Справочно 4 детских государственных дошкольных учреждений 17 дневных общеобразовательных школ 1 школа-интернат общего типа 1 интернат санаторного типа 3 организации дополнительного образования 1 вечерняя школа при исправительном учреждении АК159/21 9 детских садов частных
|
Из 19 общеобразовательных школ обучение на государственном языке осуществляют 9 школ (47,3 %) от общего количества, 6 школ (31,6%) с русским языком обучения, 4 школы (21%) со смешанным языком обучения.
В целях оптимизации сети образования и эффективного использования бюджетных средств в 2013 году закрыта СШ№18, которая была расположена в приспособленном здании. Типовое здание передано Дворцу школьников. В этом году начата предварительная работа по слиянию двух общеобразовательных школ поселка Саяк: ОСШ№6 (288уч.), №29 (152уч.).
Справочно Проведена инвентаризация зданий; Изучена МТБ; Проведены сравнительные расчеты затрат, для проведения ремонтных работ, оснащения и дальнейшего функционирования одного из зданий. |
Целенаправленно ведется модернизация школьной инфраструктуры. На сегодня в городе осуществлена одна из основных задач в сфере образования – это обеспечение его доступности. Отсутствует дефицит ученических мест, нет аварийных школ и школ с трехсменным обучением.
Ежегодно из местного бюджета выделяются средства на проведение текущих ремонтов. Только в прошлом учебном году в рамках подготовки организаций образования к новому 2013-2014 учебном году выделено 89,5млн.тенге.
Справочно ü Проведен текущий ремонт Школы искусств на сумму 52,8 млн. тенге; ü В школе-интернат общего типа и д/с «Балдырган» проведены электромонтажные работы на сумму 20,3 млн.тенге; ü В СШ№4 произведена установка уличного освещения на сумму 2,6млн.тенге; ü В СШ№9 осуществлен ремонт отопительной системы верхнего розлива на сумму 5 млн.тенге; ü СШ№29 заменена кровля на сумму 5 млн.тенге; ü На приобретение строительных материалов для проведения текущего ремонта израсходовано 3,8 млн.тенге.
|
В соответствии санитарно – зпидемиологическим требованиям ведется работа по обновлению возрастной мебели (школьные парты), в 2013 году приобретено 33 класса комплекта на сумму 10,7млн. тенге. В настоящее время ученическая мебель обновлена на 80%.
Так же большое внимание уделяется вопросам противопожарной безопасности учреждений образования. На проведение противопожарных мероприятий в прошлом году израсходовано 10,6 млн.тенге. На сегодняшний день устранены все нарушения, выявленные Управлением ЧС.
Для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в учреждениях образования с 2010 года установлено 178 видеокамер, на что из местного бюджета выделено более 8 млн. тенге.
В улучшении качества предоставления образовательных услуг в системе образования существенную роль играет государственная аттестация учреждений образования.
Согласно плану Департамента по контролю в сфере образования и науки Карагандинской области в 2013 году прошли государственную аттестацию 14 учреждений образования и 1 детский сад.
В первом полугодии успешно аттестовались 9 учреждений.
Во втором полугодии подверглись аттестации 6 школ и 1 детский сад, из них аттестацию прошли 33,3%.
В 1 квартале 2014 года в пяти организациях образования проведена переаттестация. На сегодня 100% общеобразовательных учреждений имеют право на ведение образовательных услуг.
На 2014 финансовый год по бюджетным программам отдела образования, ФК и спорта предусмотрено бюджетом 2млрд. 554млн.606 тыс. тенге, в том числе трансферты из республиканского бюджета – 134млн.289тыс. тенге (5,3%), средства местного бюджета 2млрд. 420млн.317 тысяч тенге (94,7%). По сравнению с 2013 годом это больше на 52млн.724тыс. тенге.
Справочно Бюджет образования города в 2013 года составлял 2 млрд. 501млн. 882тыс. тенге, в том числе: за счет средств местного бюджета 2 млрд. 294млн. 435тыс. тенге. На заработную плату израсходовано - 1 млрд.662млн. 616 тыс. тенге, средняя зарплата учителей составила 78410 тенге. |
Одним из приоритетных целевых индикаторов является обеспечение детей дошкольным воспитанием и обучением.
В рамках программы «Балапан» продолжается работа по обеспечению равного доступа к качественному дошкольному образованию, по выравниванию стартовых возможностей детей дошкольного возраста. Механизмом решения является целевая программа «Развитие дошкольного образования на 2011-2015 годы».
На первое января 2014 года охват дошкольным образованием детей от 1 года до 6 лет составляет 96%, от 3 до 6 лет – 100%.
Из республиканского бюджета на размещение государственного заказав 10 мини-центрах - 1042 ребенка, в ЧУ «Дошкольник» - 90 детей и в д/с «Ер Төстік»- 140 детей выделено 107,4 млн.тенге.
Сцелью дополнительного охвата детей дошкольного возраста с начала года на базе мини-центра ОСШ №15 открыта развивающая группадля детей от 4-5 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, очередность в дошкольные организации на сегодняшний день составляет 824 чел. от 2 до 6 лет отмечается перегруженность групп в детских садах. (На 100 мест приходится 107 детей).
Решая данную проблему, отделом образования 2013 году и повторно в 2014 году была подана бюджетная заявка на строительство детского сада на 320 мест, которая на сегодняшний день удовлетворена и выделено из РБ 108 млн. тенге на первоначальный этап строительства.
Комплекс мер по развитию дошкольного образования осуществляется не только в обеспечение доступности, но и в обеспечение его качества.
Согласно государственного общеобязательногостандарта дошкольного воспитания и обучения во всех дошкольных учреждениях реализуетсяизучение государственного и русского языка. В бюджетных дошкольных организациях осуществляется раннее изучение английского языка (100%). Все организации обеспечены штатными единицами и укомплектованы специалистами.
В улучшении качества существенную роль играет и экспериментальная работа. В детском саду «Күншуақ» второй годдействует эксперимент по программе «"Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования", в мини – центре «Таңшуақ» на базе СШ№15 апробируется инновационная опытно - эксперименталная программа «Народная педагогика в воспитании этнокультуры».
Сложившаяся в городе сеть общеобразовательных учреждений в полной мере обеспечивает различные потребности детей и их родителей в получении начального, основного среднего и общесреднего образования.
Основным показателем эффективности работы общеобразовательных учреждений образования города является результат освоения обучающимися государственного стандарта.
Успеваемость школьников в 2012-2013 учебном году составила 100% при проценте качества знаний 47,95. По итогам третьей четверти 2013-2014 учебного года качество знаний составляет – 47,54%.
Ведется системная работа по повышению данного показателя.
В рамках традиционных Дней школы 2014 «Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана», проведенного по выполнению решений августовского совещания, каждой школой проведена защита системы внутришкольного управления качеством обучения и воспитания.По итогам намечены конкретные шаги и пути решения для каждой организации выявленных проблем. Обобщен для распрастранения опыт лучших организации образования.
В целях повышения качества знания учащихся школ города, мкр. Конырат, пос. Саяк, ст. Балхаш продолжается работа трех ресурсных центров на базе СШ №15,17,24.
К сожалению сегодня, мы не можем говорить о повышений качественного показателя единого национального тестирования. Результат ЕНТ в прошлом году составил 76,2 балла. Это на 1 балл ниже 2012 года (77,2б). Балхаш среди городов и районов занял 6 место.
Итоги ЕНТ-2013 рассмотрены на расширенном совещании при акиме города, проанализированы на совете горОО, педагогических советах школ. Разработаны и утверждены мероприятия по устранению выявленных недостатков. По итогам ежемесячного пробного тестирования на 5 апреля средний балл составляет 78,4. Для проведения пробных тестирований выделены средства из местного бюджета более 400,0 тыс.тенге.
Ежегодно в целях поддержки одарённых детей из местного бюджета для поощрения призёров городской и областной олимпиад по основам наук, оплаты командировочных расходов учащихся и учителей, для участие в областных, республиканских и международных олимпиадах, научных соревнований выделяется более 3,0 млн. тенге из МБ.
Сборная команда города в течение последних пяти лет занимает второе общекомандное место в областной предметной олимпиаде, ей присуждается номинация "Лучшая олимпийская команда». За 2013 год на областных и республиканских олимпиадах, научных соревнованиях завоевано 38 призовых мест. За 1 квартал этого года в зачете 33 призовых места.
Важнейшим условием реализаций любых задач, планов, инициатив являются кадры. Это главное условие эффективной образовательной деятельности, а значит и определяющий фактор развития общества.
В системе образования города работают специалисты с высокой степеью компетенции. Статистические данные по профессиональному уровню говорят о положительной динамике в предоставлении услуг.
В общеобразовательных учреждениях города работают 1065 педагога.
с высшим образованием – 834 (78,3%); с незаконченным высшим оборазованием – 10 (0,9%); со средне-специальным образованием – 219 (20,5%) с высшей, первой категорией – 518 (48,6%);
второй – 270 (25,3%); без категории – 277 (26,0%) |
В целях повышения престижа профессии педагогов модернизирована система повышения квалификации педагогов. В 2014 году запланировано прохождение курсов 215 педагогами, из них 33 на курсах нового формата.
На сегодняшний день проходят обучение на трехмесячных курсах 19 педагогов. 80 педагогов уже получили сертификаты «Назарбаев – интеллектуальные школы» с факультетом образования Кембриджского университета и надбавку к заработной плате.
Два руководителя в этом году обучаются на курсах менеджмента образования. В 2014 году данные курсы пройдут ещё четыре руководителя.
Стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда и аттестация педагогических кадров.
В процессе аттестации педагогов не только диагностируется уровень их профессиональной компетентности, но и определяются перспективные направления.
В 2013 году прошли аттестацию 309 работников образования из них:
- 86 педагогов - высшую категорию;
-109 педагогов – первую.
В 2014 году подано 116 заявлений на присвоение высшей и первой квалификационной категории.
С целью интеграции в мировое информационное пространство во всех учреждениях образования подключен высокоскоростной интернет и действуют школьные web-сайты.
Один из основных целевых индикаторов Программы – это внедрение информационных технологий.
Для обеспечения интерактивных форм в учебно-воспитательном процессе в этом году продолжена работа системы электронного обучения E-lerning (И-ленинг) в сш №17, в которой участвуют как педагоги, ученики так и родители с помощью созданного базового электронного образовательного ресурса и школьного сайта. На 100% в школах города внедрен информационно – образовательный проект«Білімал - Электронная школа».
Компьютерный парк составляет 1717единиц, загруженность учащихся на один компьютер 6,2, при общем количестве учащихся 10806.
С 2012 года начато обновление компьютерной техники на что было выделено 17,5 млн.тенге и закуплено179 единиц. В 2014 году выделено 30,0 млн.тенге на обновление 94 машин и приобретение 206 компьютеров. Это позволит довести показатель загруженности на 1 компьютер до 5,3 учащихся.
Продолжается пополнение школ и современными предметными кабинетами. В школах города функционирует 44 кабинетов с инновационным оборудованием.
Справочно мультимедийных кабинетов – 14 (73,7%) кабинетов биологии – 7 (36,8%) кабинетов химии – 9 (47%) кабинет физики – 14 (73,7%) |
Школы города на 100% обеспечены интерактивно-инновационным оборудованием «АНА», на что в 2012 году из МБ было выделено 70,0 млн. тенге.
Справочно интерактивных досок - 60 (63,1%) интерактивное инновационное оборудование (АНА) - 21 комплект (100%) LED-панели – 2 шт. (10,5%) |
В 2013 году за счет средств республиканского бюджета приобретен кабинет химии на сумму 2,8 млн.тенге; за счет местного бюджета два кабинета (физика, биология) на сумму 8,7 млн.тенге; две LED-панели на сумму 8,4 млн.тенге.
В этом году предусмотрено приобретение двух кабинетов химии за счет средств РБ в сумме 8,2млн.тенге и по одному кабинету физики и биологии за счет средств МБ.
С целью поддержки детей из социально незащищенных слоёв населения в соответствии с Законом РК «Об образовании» в 17 общеобразовательных школах города действуют фонды всеобуча, расходы которого в 2014 году составляют 19,0 млн. тенге. В отдел экономики и финансов подана бюджетная заявка на выделение дополнительно 36,5 млн.тенге. Завтра пройдет сессия городского маслихата, где заявка отдела образования будет рассмотрена.
Третий год в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан за № 893 от 1 августа 2011 года выплачивается пособие на воспитание 198 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и двум патронатным воспитателям на содержание семерых детей на общую сумму 42,4 млн. тенге.
Комплексный план Акима области по обеспечению жильём детей – сирот и детей ОБПР на 2011 – 2013 годы выполнен на 100%.
Справочно: 2011г. – 10 квартир 2012г. – 15 квартир 2013г. – 5 квартир |
В Комплексном плане на 2014-2016 годы предусмотрено выделение ещё 40 квартир.
Справочно: 2014г. – 2 квартиры 2015г. – 15 квартиры 2016г. – 23 квартиры |
Ежегодно выделяются средства по программе обеспечения льготного проезда на общественном транспорте. В 2014 году выделено 9,9 млн. тенге для оказания материальной поддержки 1200 учащимся.
Одной из первоочередных задач государственной образовательной политики является и развитие инклюзивного образования. Отделом образования разработан план мероприятий по внедрению инклюзивного образования, который реализует права детей с нарушениями в развитии на получение равноценного образования и обеспечивает их полную интеграцию в образовательный процесс.
На начало 2013-2014 учебного года согласно статистическим данным по городу выявлено 291 детей с ограниченными возможностями в развитии, из них детей школьного возраста 257.
Справочно - от 0 до 3 лет-34 чел., - от 3-до 6 лет – 53 чел., - от 7- до 10 лет - 97 чел., - от 11- до 15лет - 76 чел., - от 16-до 18 лет- 31 чел. |
Справочно - 162 обучаются в областной специальной школе-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями в развитии; - 64 - в общеобразовательных школах города, в том числе 32 - находятся на индивидуальном обучении; - 31 - не подлежат обучению. |
С учетом индивидуальных возможностей и потребностей для учащихся, обучающихся на дому в4 школах имеются (СШ №1,10,15,17) по одному комплекту компьютерной техники с программным обеспечением.
Справочно 2011 год – 3 компьютера (СШ№1 – с нарушением верхних конечностей,№ 10 – с эмоционально-волевыми расстройтсвами,№15 – с нарушением зрения) 2012 год – 1 компьютер (СШ№17 – с нарушением опорно-двигательного аппарата. 2013 год – 0 (подана заявка на 6 шт. – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 1 шт. с нарушением зрения) 2014 год – 0 |
В детском саду «ЕрТөстік»функционируют две коррекционные группы, на базе СШ№4 открыт логопедический пунктдля детей, имеющих нарушения в развитии устной речи первичного характера, на базе ОСШ №1 организована работа стажерской площадки, которая реализует обучение учащихся с ОВР в рамках модулей и программ в условиях инклюзивного образования и устанавливает сетевой характер взаимодействия со школами.
Для дальнейшего развития системы инклюзивного образования в школах города будет продолжена работа по введению в штатное расписание общеобразовательных школ педагогов-дефектологов и логопедов.
Позитивно развивается организация дополнительного образования детей.
В городе функционирует три государственных организации дополнительного образования, в которых занимаются 4120 детей (38%) от общего контингента учащихся.
Справочно ДШ- 2977, ШИ – 644, Спортивный клуб «Жекпе-жек» - 499. |
В городе организовано 260 (2012 г. – 256) бесплатных спортивных кружка с охватом 6177 учащихся, что составляет всего 38,8% от общего контингента учащихся. В 19 школах работают секции по национальным видам спорта с охватом 380 школьников. Функционируют 24 секции по шахматам с общим охватом 480 детей.
С целью воспитания подрастающего поколения 8905 школьников являются членами «Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан».
В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма в организациях образования действуют 19 отрядов юных инспекторов движения с общим охватом 228 детей.
Для большего охвата молодого поколения, проявляющего интерес к технике, во исполнение п.56-2 Постановления Правительства РК «Об утверждении Национального плана организации и проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 на 2013-2018 годы», во Дворце школьников открыт кружок «Авиамоделирование», «Юных техников», «Компьютерный креатив».
В Школе искусств в соответствии с проектом «Өнер» ведется работа по развитию детского творчества. За счет расширения площадей школы (выделено дополнительное помещение) в художественном отделении увеличилось количество занимающихся детей.
Три года уже успешно реализуется программа «На пути к городу, дружественному к ребенку» по направлениям: участие детей в общественной жизни и принятии решений, жилая среда, безопасность детей в городе, охрана здоровья и здоровый образ жизни, образование и развитие, досуг и культура, помощь в трудной жизненной ситуации .
Создается среда для успешного развития личности, ее творческой самореализации, проявления индивидуальности юных граждан.
Для решения вопроса взаимодействия детей и городской власти создан Детский маслихат, в состав которого вошли 18 депутатов из числа старшеклассников общеобразовательных школ города, микрорайона Конырат и станции Балхаш, которые в своих школах являются лидерами.
Юные дарования Балхаша, участвуя в творческих конкурсах, фестивалях прославляют город не только на областном, республиканском уровне, но и на международном, являясь лауреатами и дипломантами.
Отдел образования по развитию массового спорта и спорта высших достижений ведет свою работу согласно Стратегического плана, Программы развития территории и отраслевой программы по развитию физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2011-2015 годы.
В 2014 году из местного бюджета на развития физической культуры и спорта выделено 12,3 млн. тенге.
На сегодняшний день в городе Балхаш общее число систематически занимающихся физической культурой и спортом составляет 20850 человек, 27,3 % при численности населения 77952 человек (2012 год - 10233 человек, 13,3%) .
По утвержденнному календарю городских спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий организовано и проведено 70 мероприятий, из них: 59 городских, 5 областных, 4 - Республиканских турнира и 2 Чемпионата Республики Казахстан с общим охватом 32766 человек.
По программе развития моногородов установлено 5 спортивных полощадок с искусственным покрытием, 13 многофункциональных хоккейных кортов.
По программе «Дорожная карта занятости - 2020» проведен текущий ремонт здания областной ДЮСШ на сумму 19,2 млн. тенге.
В этом году начнется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса ( ФОК) на 320 мест с пятью залами на общую сумму 660,7 млн.тенге.
Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть, что решать многие проблемы в системе образования возможно только при совместных усилиях отдела образования и местных исполнительных органов, при согласованности общественных интересов и наших педагогических возможностей.