Информация по инклюзивному обучению в учреждениях образования города
В соответствии Государственной программы развития образования, в части создания условий для включения детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, отделом образования разработан план мероприятий по внедрению инклюзивного образования, который реализует права детей с нарушениями в развитии на получение равноценного образования и обеспечивает их полную интеграцию в образовательный процесс.
На начало 2013-2014 учебного года согласно статистическим данным по городу выявлено 291 детей с ограниченными возможностями в развитии, в том числе:
- от 0 до 3 лет-34 чел.,
- от 3-до 6 лет – 53 чел.,
- от 7- до 10 лет - 97 чел.,
- от 11- до 15лет - 76 чел.,
- от 16-до 18 лет- 31 чел.
Это дети с нарушением опорно - двигательного аппарата, зрения, слуха, речи и задержкой психического развития.
Из общего количества детей с ОВР- (291 чел), детей школьного возраста - 257. Из них:
- 62 обучаются в областной специальной школе-интернат №4 для детей с ограниченными возможностями в развитии;
- 64 - в общеобразовательных школах города, в том числе 32 - находятся на индивидуальном обучении;
- 31 - не подлежат обучению.
Справочно Из 31 ребенка не подлежащего обучению школьного возраста:
|
Одним из условий инклюзивного образования является развитие сети специальных организаций образования.
В городе функционирует Областная специальная школа-интернат №4, которая осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с целью коррекции отклонений, социально-психологической реабилитации и трудовой подготовки для последующей интеграции в общество.
Справочно 2010-11уч. году выпустились в общеобразовательные школы – 0 2012-13 уч. году выпустились в общеобразовательные школы – 6 (сш№1-2чел., СШ№8 – 2 чел., инт№2 – 1 чел., СШ№6 – 1чел. |
В настоящее время в школе обучаются - 201 воспитанников, в том числе - балхашских 162, 39 с других регионов Карагандинской области. Детей-инвалидов - 40, обучающихся на дому - 9.
Школа работает над проблемой преемственности специального основного и профессионально-технического образования, которую решает через модель «Школа- интернат - колледж».
Данная модель позволяет реализовывать многоуровневые преемственные образовательные программы. С 2011-12 учебного года заключаются договоры о совместной деятельности с Балхашским колледжем сервиса и Профессионально техническим колледжем по организации углубленной профессиональной подготовки в открывающихся 10-ых классах.
Справочно 2011-2012 уч.году – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – по специальности – швея; 2012-2013 уч.году – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – помощник повара; 2013-2014 уч.году – мальчики обучаются по специальности строитель, столяр, штукатур – маляр; девочки – помощник повара
|
Одним из важных условий, обеспечивающих доступ к образованию детей с ограниченными возможностями, является система электронного обучения. На сегодняшний день в четырех школах (СШ №1,10,15,17) имеются 4 комплекта компьютерной техники с программным обеспечением, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей для четырех учащихся, обучающихся на дому. Данное оборудование выделено из Республиканского бюджета.
27 учащихся не имеют компьютерного обеспечения.
Справочно 2011 год – 3 компьютера (СШ№1 – с нарушением верхних конечностей,№ 10 – с эмоционально-волевыми расстройтсвами,№15 – с нарушением зрения) 2012 год – 1 компьютер (СШ№17 – с нарушением опорно-двигательного аппарата. 2013 год – 0 (подана заявка на 6 шт. – дл детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и 1 шт. с нарушением зрения) 2014 год – 0 |
В Управление образования области дважды поданы заявки на выделение комплектов компьютерной техники и компьютерного обеспечения для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому. На сегодняшний день заявки не удовлетворены.
С 1 сентября 2010 года в ДДУ «ЕрТөстік»функционируют две коррекционные группы – логопедическая для детей с ограниченным нарушением речи и группа для детей с задержкой психического развития. Прием детей в данные группы осуществляется на основании заключения областой психолого - медико- педагогической комиссии (ПМПК).
Для успешной коррекционной работы в саду созданы все условия, оборудованыв соответсвии с требованиями нового ГОСО специализированные кабинеты, которые оснащены необходимым современным оборудованием, аудио – видео- визуальными средствами обучения и методической литературой. В группах работают опытные специалисты: врач – педиатр, логопед, дефектолог, психолог, физинструктор, педагог по методики Монтессори.С детьми проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия, которые способствуют значительной компенсации дефектов. Для родителей открыт консультационный пунк с бесплатными услугами логопеда и дефектолога.
За три года выпустились 16 детей, из них для обучения в массовых школах 10, 6 в специализированный интернат.
С сентября 2012 года на базе КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4» открыт логопедический пунктдля детей, имеющих нарушения в развитии устной речи первичного характера,с целью подготовки к школьному обучению, освоения содержания Государственного общеобразовательного стандарта и учебных программ.Было зачислено 50 детей с нарушениями устной речи, которые выявлены в классах предшкольной подготовки.В логопункте занимаются дети не только СШ № 4, но и школ № 1,10,15,25, детских садов и дети не организованные дошкольным образованием.. Выпущено с положительными речевыми результатами - 27 , что составляет - 54%, остальные продолжают обучение.В текущем учебном году в логопункт зачислено ещё 39 детей. Таким образом сейчас в логопедическом пункте обучается 62 ребенка.
Деятельность логопедической службы осуществляется по четырем направлениям: Мониторинговое (диагностическое), коррекционно-развивающее,профилактическое, информационно-методическое. Работа логопедического центра положительно оценивается родительской общественностью.
Увеличивается количество обращений для зачисления, но к сожалению нет возможности удовлетворить всех нуждающихся в логопедической помощи.
Сегодня для более эффективной работы логопункта необходимо приобретения специализированного компьютерного оборудования (логопедического тренажера "Дэльфа-142", Говорящего фотоальбома и ГоуТок +20(GoTalk 20+), что позволит активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных речевых функций у детей.
В рамках внедрения инклюзивного образования по приказу УМЦ РО Карагандинской области № 13 от 14.01.2014 года на базе ОСШ №1 организована работа стажерской площадки, которая реализует обучение учащихся с ОВР в рамках модулей и программ в условиях инклюзивного образования, устанавливает сетевой характер взаимодействия с семью школами: ОСШ №4,5,8,10,16,17,24 по просвещению в вопросах инклюзивного образования и его реализации. Координацию сетевого взаимодействия стажерской площадки осуществляет методический кабинет отдела образования.
В рамках проекта в ходе совместной работы администрации, классных руководителей и родителей в ОСШ № 1 выявлены 27 учащихся, нуждающихся в коррекционной поддержке в рамках инклюзивного образования.
Из них:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют 4 человека,
с задержкой психического развития (ЗПР)- 9 человек,
с дефектами речи-11,
по зрению – 1,
прочими заболеваниями- 2.
Справочно
1 класс – 6 чел. 2класс – 6 чел. 3 класс – 6 чел. 4 класс – 3 чел. 5 класс – 1 чел. 6 класс – 2 чел. 7 класс – 3 чел. |
Так как ОСШ № 1 является базовой по консультированию педагогов всех общеобразовательных школ по работе с детьми ОВР, социально-психологической службой совместно с квалифицированными дефектологами ОСШ № 4, д/с «Ертостик», разработан план мероприятий и график пробных консультаций с детьми ОВР.
В соответствии с планом за 1 квартал проведено 2 семинара-практикумадля заместителей директоров, классных руководителей, работающих в классах с детьми с ОВР, психологов, социальных педагогов школ. На семинарах рассмотрены вопросы:
- Организационное и нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования.
-Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования.
Проведены практические занятия по разработке диагностического инструментария, определения профессиональных затруднений педагогов в работе с детьми с ОВР, по организации помощи детям с ОВР в условиях инклюзивной практики.
По данным профосмотра, проведенного в школах города узкими специалистами в на сегодня обучаются 69 детей с ОВР, из них с нарушениями:
- зрения – 11чел.(сш № 1,5,6,7,10,16, инт № 2,3);
- опорно-двигательного аппарата – 17чел.(№1,4,6,7,8,10,15,16,17,гимн,
инт № 2,3);
- слуха – 10 чел. (№4,10,16, инт № 2,3);
- ЗПР – 17 чел. (1,3,7,8,16,24,25, инт № 2);
- речи – 14 чел. (1,3,7, инт № 2,3).
В 8-и средне-специальных учебных заведениях города обучаются 26 учащихся с ОВР (0,5% от общего числа обучающихся 5393 чел.) По дневной форме обучения обучаются 25 человек, заочно - дистанционно 1 человек (КГКП «Балхашский гуманитарно-технический колледжим. А.Мусина»). Уже сейчас стоит задача по их дальнейшему трудоустройству.
Справочно БГТК: 1. Богданова Валерия, 3курс, менеджмент; 2. Жуматаев Нурсултан, 1 курс, электрик; 3. Ли Евгении, 4курс, технич-ая эксплуатация и обслуживание; 4. Козлов Игорь, 4 курс, технич-ая эксплуатация и обслуживание; 5. Ильясова Сейткасым, 4 курс, технич-ая эксплуатация и обслуживание. Мед.колледж: 1.Усов Валерий, 2 курс, лечебное дело; 2.Елеубаев Дархан, 2 курс, фармация. Колледж Болашак: 1. Татибек Алмаз, 2 курс, туризм; 2. Абитаева Гулден, 4 курс, информационные системы. Многопрофильный колледж: 1. Кенбабин Аргын, 2 курс, правоведение. Технический колледж (ПЛ№4): 1. Жаксыбеков Мейрам, 3курс, автомеханик; 2. Рамазан Аян, 2 курс, автомеханик; 3. Кабаев Галы, 2 курс, мастер-строитель; 4. Антропов Андрей, 2 курс, электрик; 5. Кахарманов Серикбол, 3 курс, автомеханик; 6. Луцуп Дмитрий, 2 курс, ЭВМ; 7. Патлай Вадим, 1 курс, автомеханик; 8. Жакупова Толганай, 1 курс, мастер-строитель; 9. Водолаза Николай, 1к мастер-строитель; 10.Гапон Мария, 1 курс, мастер-строитель; 11.Мухамедкали Азамат, 3 курс, газосварщик. Колледж сервиса (ПЛ№2): 1. Рахимова Нургуль, 2 курс, швея; 2. Серебрякова Валентина, 2 курс, швея; 3. Оралбек Молдир, 2 курс, швея; 4. Барлыбекова Алмагуль, 2 курс, швея; 5. Кайырбек Тожан, 1 курс, кондитер. |
Неотъемлемойчастью системы непрерывного образования, призванной обеспечивать ребенку дополнительные возможности для духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития, удовлетворять его творческие, культурные, образовательные потребности, является дополнительное образование. Данная категория детей посещают кружки и факультативные занятия:
- в общеобразовательных школах – 30 чел.;
- Специальный интернат №4 – 132 чел.;
- Дворец школьников – 37 чел.;
- Школа искусств – 12 чел..
Справочно ДШ – рисование – 4чел., авиа моделирование – 12чел., ДПИ – 21чел.; ШИ - музыкальное – 2чел., художественное – 10чел. |
Приняли участие в предметных школьных олимпиадах - 27 чел, в олимпиадах городского уровня – 3 чел.
Все дети с ограниченными возможностями в развитии – это дети с особыми потребностями.
Одним из важнейших условий успешной и результативной работы с ними является обеспечение сопровождения их в образовательный процесс специалистами различного профиля: психологом, дефектологом, логопедом, воспитателем, медицинскими работниками.
В связи с этим, уже сейчас остро стоит кадровый вопрос, школам необходимы квалифицированные учителя-дефектологи, логопеды, специальные педагоги.
Для дальнейшего развития системы инклюзивного образования, внедрения положительного опыта по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс и формирования толерантного отношения к ним в обществе учреждениям образования города необходимо продолжить работу по:
- Увеличению «безбарьерных зон» для детей-инвалидов путем установления пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами; так как на сегодняшний день только в 10 учреждениях образования имеются пандусы,
- увеличению количества комплектов компьютерной техники для детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- созданию условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями путем введения в штатное расписание общеобразовательных школ педагогов-дефектологов, логопедов;
- переподготовке учителей через очно-заочные курсы, обучению в ВУЗах по специальностям «Дефектология», «Логопедия» ;
- оснащению логопункта специализированным компьютерным оборудованием.
p