Развитие слуховой памяти дошкольника
29-02-2024 10:42

Развитие слуховой памяти дошкольника Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Но причиной может быть плохое развитие слуховой памяти, в результате чего он не воспринимает и не запоминает то, что ему говорят. Обычно ребенок 80% информации из окружающего мира запоминает, используя зрение и манипулирование с предметами, а слуховой анализатор использует меньше, поэтому необходимо развить слуховое восприятие и память, умение внимательно слушать и запоминать. Используя регулярно следующие упражнения, вы будете приятно удивлены, что уже к школе слуховая память ребенка будет отлично развита! Это послужит хорошим подспорьем успешного обучения в школе! Упражнения для развития слуховой памяти Игра «Запомни, повтори!» Взрослый называет от 4-х и более слов (например: яблоко, груша, банан, береза), а ребенок повторяет. Если в словах есть логическая цепочка (к примеру, это все овощи или фрукты), то запоминается легче. Если нет, то это механическая память, на которой не нужно делать акцент, поскольку она не способствует развитию мышления. Материал должен быть осмысленным! «4 лишний» Усложненный вариант. После повторения слов, взрослый просит ребенка назвать лишнее слово (в данном случае береза, поскольку это дерево, а банан, груша и яблоко - фрукты). Ребенок должен воспринимать слова на слух без зрительной опоры. В этом суть! «Хлопни в ладоши, когда услышишь название животного (или предмет мебели…)» «Поймай звук!» Хлопни в ладоши, когда услышишь определенные звук, слог, или слово. (Например: о, а, у, ом, ам, ма, мо, сок, суп, корова…). «Выполни просьбу!» Например, перед ребенком ставится ЗАДАЧА (2-3 действия): - принеси 3 кубика: желтый, зеленый и красный. Желтый кубик положи на стол, а зеленый под стол, а красный дай мне. Можно усложнить задание. Обязательно даем установку на запоминание: «Послушай внимательно, что нужно сделать и запомни!!!» Задание повторяется не больше 2-х раз. «Стоп» Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!». Аудиокнига Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли. Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги. «Что слышу, то рисую» Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. «Мультфильм» У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите ребенка озвучить его. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников. «Магазин» Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти. «Угадай окончание» Вы читаете ребенку знакомый стих или сказку, не договаривая последнего слова, а малыш должен сам догадаться, какое слово пропущено. И так, дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще. Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе. Обязательно читайте ребенку! Делать это необходимо четко, с интонацией и медленно, чтобы малыш успевал расслышать каждый звук в отдельности, а затем и обработать все. Обязательно говорите с ребенком. Объясняйте каждое свое действие, даже когда одеваете его. Так малыш научится соотносить звуки с действиями. Если ребенок не выполняет того, что вы просите с первого раза, не стоит отчаиваться, нервничать и кричать на малыша. Повторяйте свою просьбу до тех пор, пока малыш не поймет, что от него требуют. Желаю успехов!!!