Статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"

Дата: 2017-10-25 04:05:48
12 апреля 2017
Статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан вступил в новый исторический период.
В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.
Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политиче-ской реформе и модернизации экономики.
Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.
Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приорите-ты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и макси-мально эффективно. Но этого недостаточно.
Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопро-вождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она вы-ступит их сердцевиной.
Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.
С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на террито-рии Казахстана.
В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынын-да», позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.
А сегодня мы должны приступить к бо-лее масштабной и фундаментальной работе.
Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сде-лать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.
I. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.
На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить се-бя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.
В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модер-низации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.
Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей куль-туры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.
Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.
Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие тра-диции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что ис-тория и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и буду-щего народа.
Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.
Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как обще-ства в целом, так и каждого казахстанца.
Конкурентоспособность
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо вы-игрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.
Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.
Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание ино-странных языков, культурная открытость.
Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязы-чия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.
Прагматизм
Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологиче-ски правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное ис-пользование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превраще-нию тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так, прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.
На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их эконом-ное расходование, умение планировать свое будущее.
Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренно-сти, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.
Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.
И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.
К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ве-домые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либера-лизма.
Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устрем-ленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов, как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.
Сохранение национальной идентичности
Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в нацио-нальном сознании. Здесь есть два момента.
Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.
Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при из-менении некоторых его черт.
В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели раз-вития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои мо-дели.
Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, –одним словом, национальный дух, долж-ны вечно оставаться с нами.
Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, вол-шебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей ду-ховной культуры.
Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписываю-щихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в про-шлом.
Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлеж-ности к единой и великой нации – нельзя.
Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оценивать-ся по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая си-стема не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обще-ствах.
Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и от-рицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непре-ложных правила.
Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.
Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.
Культ знания
Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа.
Многое было сделано за годы Независимости. Мы подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как из-вестно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов про-шлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое.
Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и яс-ная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие де-сятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости из-менения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха.
И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования.
Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование.
Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фунда-ментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молоде-жи образование должно стоять первым номером.
Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.
Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана
В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений.
Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории.
А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.
Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, ко-торый сказался на протяжении целого столетия.
В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура.
В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.
Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану.
Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции.
Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация тер-ритории, а не нации.
Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя ис-тория говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исто-рический капкан.
Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казах-станца.
Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает веч-ной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.
Характер революций изменился. Они обретают отчетливую националь-ную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавля-ющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим кра-хом.
Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.
Открытость сознания
Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках».
Казалось бы, что доказывать о необходимости массового и форсирован-ного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда че-ловек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуника-ции?
Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свои родной немецкий, французский, испанский или итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев про-сто так изучают английский?
Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобаль-ном мире.
Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает, по крайней мере, три особенности сознания.
Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происхо-дит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты.
Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огром-ные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человече-ского общения. Нужно быть готовым к этому.
В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей.
Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей от-крытого сознания.
Почему столь важно открытое сознание в будущем мире?
Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внеш-них пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы.
II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.
Общественное сознание требует не только выработки принципов модер-низации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции.
Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы.
Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахско-го языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому во-просу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осто-рожностью все годы Независимости.
История графики казахского языка имеет глубокие корни.
В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как ор-хоно-енисейское письмо.
В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древ-нейших типов буквенного письма человечества.
С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии.
Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.
Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана приме-нялась арабская графика.
Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.
7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит».
Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей.
13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменно-сти с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики».
Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определя-лась в основном конкретными политическими причинами.
В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к пере-воду нашего алфавита на латиницу».
Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать пе-реход на латинский алфавит.
То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице.
А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит.
Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности ком-муникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке.
Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь чет-кий график перехода казахского языка на латиницу.
В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем.
Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широ-кой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфа-вита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподава-ния нового алфавита и подготовку учебников для средней школы.
В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методи-ческую работу.
Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и ки-риллица.
Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебни-ков на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.
Суть его состоит в следующем:
Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана
государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.
Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым об-разцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.
Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нуж-но создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.
Чего мы добьемся этой программой?
Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов.
Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.
Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками прин-ципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспо-собности. Будущее творится в учебных аудиториях.
Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсерви-ровано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государствен-ный казахский язык. И это задача государства.
Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с уче-том переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д.
В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел».
«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начина-ется Родина?» В этих произведениях есть большой смысл.
Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь.
Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важ-но.
Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов.
На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее.
Что означает на практике любовь к малой родине, что означает програм-ма «Туған жер»?
Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной ис-тории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.
Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.
Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям ин-теллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое жела-ние, и его нужно поддерживать, а не запрещать.
Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер».
Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешен-ности и правильности в понимании.
Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы.
Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компью-теризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д.
Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих осно-ваний нашего общенационального патриотизма.
От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану).
В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в созна-нии народа и другое – общенациональные святыни.
Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или. как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые но-сят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.
Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую це-почку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.
Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений.
Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памят-ники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы восточного Казах-стана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они обра-зуют каркас нашей национальной идентичности.
Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, опреде-ленные культурные символы других народов. А им может противосто-ять только собственная национальная символика.
Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть та-кая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.
Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект.
В течение года Правительству в диалоге с общественностью нуж-но разработать этот проект и увязать в нем три элемента:
1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и ме-сту этого «Культурно-географического пояса».
2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными ин-формационными проектами в этой связи.
3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континенталь-ное значение, – это глобальные величины.
В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкуренто-способность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной вой-ны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповто-римым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным до-стижениям.
О чем должна пойти речь в этом проекте?
Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, араб-ском, французском.
Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками.
Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи мате-риала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедий-ного сопровождения.
Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В част-ности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникации.
Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том чис-ле Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных орга-низаций.
Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире?
Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не толь-ко отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом.
Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвиже-ния наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музы-кальных произведений, научных открытий и т. д.
Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим по-казать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет.
Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех кон-тинентах и на всех главных языках мира.
В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана».
История Независимости – это всего лишь четверть века. Но ка-ких! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых.
Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы.
Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик со-временного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной до-
кументалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трез-вого и объективного взгляда на жизнь.
Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных исто-рий и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации.
Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач:
Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талан-том творит современный Казахстан.
Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников.
Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающий-ся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.
Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед все-ми странами.
Время не останавливается, а значит модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс.
На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.
Я уверен, казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации.
В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить – надо измениться. Тот, кто не сде-лает этого, будет занесен тяжелым песком истории.