"Подготовка квалифицированных кадров в педагогических учебных заведениях - гарантия получения обучающимися высокого уровня знаний".

Дата: 2014-10-28 06:01:06

   В условиях всемирной глобализации, широкого распространения информационных технологий, повышения требований к результатам образования, Президент Н.А. Назарбаев отмечает, что необходим "интеллектуальный переворот" в сознании, чтобы разбудить потенциал нации и уверенно смотреть в будущее, и определяет основные задачи системы образования.

 В государственной программе образования на 2011-20 годы главной целью является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Кардинальные изменения в обществе, экономике, политике и социально - культурных сферах требуют изменения стратегических программ, открытость общества, его информативность, требуют от образования не только современных преобразований, но и определяют особую миссию образования в обновлении общества. Поэтому основная задача в Государственной программе развития на 2011-2020 гг. - это повышение качества образования.

В Государственной программе на 2011-2020 отводится особая роль молодежи с активной гражданской позицией, социальной ответственностью, патриотизмом, с высокой нравственностью и лидерскими качествами. Конечно, эти же качества хочется увидеть и в молодых педагогических кадрах, которые выбрали себе очень увлекательную и вместе с тем сложную и ответственную профессию. Молодой специалист  - это не только молод годами , но и по словам драматурга Н. Островского "...неоценимый дар,  полный  сил, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе,  надежд и упований". В нашей школе за 5 лет многие молодые специалисты, вчерашние выпускники педагогических заведений, начали свой трудовой путь: развивались, учились преподавать, учились искусству делового этикета, находили общий язык с родителями и учениками, росли вместе с учениками.

Молодой специалист устраивается на работу через  городской Центр занятости. 

В 2009-10 учебном году в школу и мини - центр принято на работу 23 молодых специалиста, из них с высшим образованием - 14, со специальным средним              образованием  - 9. 

В 2010 -11 приняты на работу еще 11 молодых работников, общее количество составило 23. В прошлом учебном году 11 молодых специалистов по семейным обстоятельствам переехали  в другой город. С высшим образованием  - 13, со средним специальным - 10.

            В 2011-12 учебном году прибыл 1 специалист с высшим образованием, общее количество - 14. из них с высшим образованием - 5. В прошлом учебном году 2 специалиста перешли на другую работу, 5 находятся дома по уходу за ребенком. Выбыло из числа молодых специалистов  - 3. 

В 2012 - 13 учебном году количество достигло 19 специалистов. С высшим образованием - 9, со средним специальным - 10. Один из них перешел на другую работу, другой - переехал в другой город.

В 2013-14 учебном году у нас трудятся уже 13 молодых специалистов, из них с высшим образованием - 3, со средним специальным - 10. 5 учителей находятся дома по уходу за ребенком, 2 - поступили в КарГУ им. Букетова на дневное отделение(Алимжанова А. К., Сабыргалыкызы А.), 1 - в связи со здоровьем перешла в другое учебное заведение . 

В 2014-15 учебном году количество молодых специалистов достигло 21. С высшим - 11, со средним специальным - 10. На данный момент 1 -находится дома по уходу за ребенком, 1 - создала семью и переехала в другой город, 1 - перешла на работу в детский сад, 1 - в рядах казахстанской армии, 2 - по собственному желанию уволились. В течение 5 лет 5 молодых специалистов успешно окончили заочное отделение и сейчас трудятся в нашей школе. Сейчас каждый из них имеет достаточный опыт в педагогической деятельности, своим трудом доказали, что не являются случайными людьми в школе. а действительно, пришли в нее по зову сердца. 

На первых порах каждого молодого специалиста обучает, воспитывает не только наставник, но и администрация школы. Созданы все условия для методической помощи молодому специалисту. Благодаря этому наши молодые учителя достигли определенных результатов в своей работе. 

Так, в 2009- 10 учебном году на традиционном Дне школы уроки учителя казахского языка Куанышбековой С. Б. и учителя английского языка Калиевой Г. О. получили высший балл  за методически правильно проведенный урок. 

В 2010-11 учебном году учитель казахского языка и литературы Аманкулов Куаныш занял призовое 3-е место в педагогической олимпиаде  "Талантливый учитель - одаренному ученику". За активное участие в областном семинаре "Национальная школа" отмечен благодарственным  письмом, а его работа внесена в сборник лучших статей.  Аманкулов Куаныш  - участник Республиканской научно - практической конференции.

В 2010-11 учебном году молодой учитель казахского языка и литературы                 Ибрайбекова А.Н.  выиграла главный приз в конкурсе молодых учителей "20лет независимости РК"  за лучшее методическое пособие. За участие в педагогической олимпиаде  "Талантливый учитель - одаренному ученику" награждена Дипломом 3 степени.  Статья молодого учителя "20лет -период становления и формирования" вошла в сборник лучших статей научно - практической конференции. Получила сертификат за работу "Технология обучения казахскому языку".

В 2010-11 учебном году воспитатель мини - центра "Таншуак" Карекеева М. К. заняла 1 место в конкурсе методических пособий в честь 20-летия Независимости РК.  Принимала участие в Республиканском конкурсе талантливых воспитателей и победила в номинации "Талантлива во всем" (областной уровень). 

В 2012-13 учебном году учитель технологии Калиахметов Н. Н. занял 3 место в педагогической олимпиаде  "Талантливый учитель - одаренному ученику" . Подготовил авторскую программу прикладного курса "Основы технологии изготовления национальных вязаных изделий", которая прошла экспертизу в области. Областной уровень Республиканских инновационных идей -3 место, научно - практическая конференция - 1 место.

В 2012-13 учебном году воспитатель предшкольной подготовки Сабыргалы А. заняла 2 место в областном конкурсе " талантливый воспитатель предшкольной подготовки".

В 2013-14 учебном году учитель английского языка Тлеубек Аманкуль заняла 1 место (областной уровень) в педагогической олимпиаде  "Талантливый учитель - одаренному ученику" и 4 место на республиканском уровне.

В 2010-13 учебных годах 3 молодых учителя : учитель рисования и черчения Адайбекова Ж., учитель истории Ермаганбетова А. А., учитель казахского языка и литературы Ибрайбекова А. Н. получили международный сертификат об участии в 3-х годичном международном педагогическом проекте "Обучение без границ - компетентностная педагогика ХХIвека" (Канада - Казахстан), где они изучали дистанционно таксономию Блума и Кротвелла. 

В целях повышения квалификации молодых специалистов и соответствия современным требованиям, администрация школы рекомендовали двух учителей для прохождения республиканских уровневых курсов.Так, 3 базовый курс окончили и получили сертификат Тлеубек Аманкуль (учитель английского языка) и Ермаганбетова А. А.(учитель истории).

 

Позитивные моменты в работе молодых специалистов

Негативные моменты в работе молодых специалистов

Хорошо освоили ИКТ

 

Нет достаточной практики работы

Умеют устанавливать контакт  с учениками, коллективом

Не проявляют лидерских качеств

Стремятся правильно выстроить отношения с родителями

Низкий уровень навыка планирования работы

Могут планировать урок

Нет желания участвовать в научных проектах

Стремятся к творчеству

Редко по своему желанию принимают участие в научно – практических конференциях

Принимают участие в школьных мероприятиях

Средний уровень формирования гражданской позиции и участия в общественной жизни

Ведут здоровый образ жизни

Не до конца вникают в методическую работу

Применяют на уроке интернет – ресурсы

Не всегда проявляют терпение и выносливость к профессиональным требованиям

Эффективно работают с интерактивной доской

 

Низкий уровень личной ответственности

 

 

            Поэтому необходимо при подготовке кадров в педагогических вузах  обратить особое внимание на то, чтобы будущий педагог был компетентным в своем деле,  квалифицированным и мог бы применить свои знания на практике, на деле. В работе часто встречаются следующие недостатки:

- неумение строить отношения с учениками;

- проявление невнимания к детям, к  их активности и  заинтересованности, что зачастую ведет к снижению успеваемости;

- однообразная структура урока;

- формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся

-отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

             Во избежание таких недостатков, необходимо в стенах учебного заведения, где готовят будущих учителей, сформировать ряд компетентностей в научной, инновационной и воспитательной работе .

Будущие педагоги, еще до поступления на работу, обязаны на курсах подготовки освоить следующие компетентности:

- учебно – познавательная компетенция–компетентность ,обеспечивающая исследовательскую   и познавательную деятельность студентов  ;

коммуникативная компетенция – практическое владение приемами эффективного общения, научить работать в разных социальных группах;

-информационно – технологическая компетенция;

- общепедагогическая компетенция - теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности;

-культурно – познавательная компетенция – знать основы общешкольных дисциплин;

социальная компетенция – знать теоретические основы будущей специальности, процессы в обществе;

- Личностная компетенция -  научить будущих педагогов  анализировать происходящие измененияв различных научных отраслях, давать им оценку, самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием, принимать адекватные решения.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Должна быть подготовлена новая парадигма подготовки педагогических кадров. Необходимо вводить творческий экзамен для поступающих в педвуз, подготовить научно –теоретическую базу. В будущем  целенаправленная подготовка будущих учителей в специальных учебных заведениях должна стать  гарантией качественных знаний и достойного воспитания.