"Подготовка квалифицированных кадров в педагогических учебных заведениях - гарантия получения обучающимися высокого уровня знаний".
В условиях всемирной глобализации, широкого распространения информационных технологий, повышения требований к результатам образования, Президент Н.А. Назарбаев отмечает, что необходим "интеллектуальный переворот" в сознании, чтобы разбудить потенциал нации и уверенно смотреть в будущее, и определяет основные задачи системы образования.
В государственной программе образования на 2011-20 годы главной целью является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Кардинальные изменения в обществе, экономике, политике и социально - культурных сферах требуют изменения стратегических программ, открытость общества, его информативность, требуют от образования не только современных преобразований, но и определяют особую миссию образования в обновлении общества. Поэтому основная задача в Государственной программе развития на 2011-2020 гг. - это повышение качества образования.
В Государственной программе на 2011-2020 отводится особая роль молодежи с активной гражданской позицией, социальной ответственностью, патриотизмом, с высокой нравственностью и лидерскими качествами. Конечно, эти же качества хочется увидеть и в молодых педагогических кадрах, которые выбрали себе очень увлекательную и вместе с тем сложную и ответственную профессию. Молодой специалист - это не только молод годами , но и по словам драматурга Н. Островского "...неоценимый дар, полный сил, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе, надежд и упований". В нашей школе за 5 лет многие молодые специалисты, вчерашние выпускники педагогических заведений, начали свой трудовой путь: развивались, учились преподавать, учились искусству делового этикета, находили общий язык с родителями и учениками, росли вместе с учениками.
Молодой специалист устраивается на работу через городской Центр занятости.
В 2009-10 учебном году в школу и мини - центр принято на работу 23 молодых специалиста, из них с высшим образованием - 14, со специальным средним образованием - 9.
В 2010 -11 приняты на работу еще 11 молодых работников, общее количество составило 23. В прошлом учебном году 11 молодых специалистов по семейным обстоятельствам переехали в другой город. С высшим образованием - 13, со средним специальным - 10.
В 2011-12 учебном году прибыл 1 специалист с высшим образованием, общее количество - 14. из них с высшим образованием - 5. В прошлом учебном году 2 специалиста перешли на другую работу, 5 находятся дома по уходу за ребенком. Выбыло из числа молодых специалистов - 3.
В 2012 - 13 учебном году количество достигло 19 специалистов. С высшим образованием - 9, со средним специальным - 10. Один из них перешел на другую работу, другой - переехал в другой город.
В 2013-14 учебном году у нас трудятся уже 13 молодых специалистов, из них с высшим образованием - 3, со средним специальным - 10. 5 учителей находятся дома по уходу за ребенком, 2 - поступили в КарГУ им. Букетова на дневное отделение(Алимжанова А. К., Сабыргалыкызы А.), 1 - в связи со здоровьем перешла в другое учебное заведение .
В 2014-15 учебном году количество молодых специалистов достигло 21. С высшим - 11, со средним специальным - 10. На данный момент 1 -находится дома по уходу за ребенком, 1 - создала семью и переехала в другой город, 1 - перешла на работу в детский сад, 1 - в рядах казахстанской армии, 2 - по собственному желанию уволились. В течение 5 лет 5 молодых специалистов успешно окончили заочное отделение и сейчас трудятся в нашей школе. Сейчас каждый из них имеет достаточный опыт в педагогической деятельности, своим трудом доказали, что не являются случайными людьми в школе. а действительно, пришли в нее по зову сердца.
На первых порах каждого молодого специалиста обучает, воспитывает не только наставник, но и администрация школы. Созданы все условия для методической помощи молодому специалисту. Благодаря этому наши молодые учителя достигли определенных результатов в своей работе.
Так, в 2009- 10 учебном году на традиционном Дне школы уроки учителя казахского языка Куанышбековой С. Б. и учителя английского языка Калиевой Г. О. получили высший балл за методически правильно проведенный урок.
В 2010-11 учебном году учитель казахского языка и литературы Аманкулов Куаныш занял призовое 3-е место в педагогической олимпиаде "Талантливый учитель - одаренному ученику". За активное участие в областном семинаре "Национальная школа" отмечен благодарственным письмом, а его работа внесена в сборник лучших статей. Аманкулов Куаныш - участник Республиканской научно - практической конференции.
В 2010-11 учебном году молодой учитель казахского языка и литературы Ибрайбекова А.Н. выиграла главный приз в конкурсе молодых учителей "20лет независимости РК" за лучшее методическое пособие. За участие в педагогической олимпиаде "Талантливый учитель - одаренному ученику" награждена Дипломом 3 степени. Статья молодого учителя "20лет -период становления и формирования" вошла в сборник лучших статей научно - практической конференции. Получила сертификат за работу "Технология обучения казахскому языку".
В 2010-11 учебном году воспитатель мини - центра "Таншуак" Карекеева М. К. заняла 1 место в конкурсе методических пособий в честь 20-летия Независимости РК. Принимала участие в Республиканском конкурсе талантливых воспитателей и победила в номинации "Талантлива во всем" (областной уровень).
В 2012-13 учебном году учитель технологии Калиахметов Н. Н. занял 3 место в педагогической олимпиаде "Талантливый учитель - одаренному ученику" . Подготовил авторскую программу прикладного курса "Основы технологии изготовления национальных вязаных изделий", которая прошла экспертизу в области. Областной уровень Республиканских инновационных идей -3 место, научно - практическая конференция - 1 место.
В 2012-13 учебном году воспитатель предшкольной подготовки Сабыргалы А. заняла 2 место в областном конкурсе " талантливый воспитатель предшкольной подготовки".
В 2013-14 учебном году учитель английского языка Тлеубек Аманкуль заняла 1 место (областной уровень) в педагогической олимпиаде "Талантливый учитель - одаренному ученику" и 4 место на республиканском уровне.
В 2010-13 учебных годах 3 молодых учителя : учитель рисования и черчения Адайбекова Ж., учитель истории Ермаганбетова А. А., учитель казахского языка и литературы Ибрайбекова А. Н. получили международный сертификат об участии в 3-х годичном международном педагогическом проекте "Обучение без границ - компетентностная педагогика ХХIвека" (Канада - Казахстан), где они изучали дистанционно таксономию Блума и Кротвелла.
В целях повышения квалификации молодых специалистов и соответствия современным требованиям, администрация школы рекомендовали двух учителей для прохождения республиканских уровневых курсов.Так, 3 базовый курс окончили и получили сертификат Тлеубек Аманкуль (учитель английского языка) и Ермаганбетова А. А.(учитель истории).
Позитивные моменты в работе молодых специалистов |
Негативные моменты в работе молодых специалистов |
Хорошо освоили ИКТ
|
Нет достаточной практики работы |
Умеют устанавливать контакт с учениками, коллективом |
Не проявляют лидерских качеств |
Стремятся правильно выстроить отношения с родителями |
Низкий уровень навыка планирования работы |
Могут планировать урок |
Нет желания участвовать в научных проектах |
Стремятся к творчеству |
Редко по своему желанию принимают участие в научно – практических конференциях |
Принимают участие в школьных мероприятиях |
Средний уровень формирования гражданской позиции и участия в общественной жизни |
Ведут здоровый образ жизни |
Не до конца вникают в методическую работу |
Применяют на уроке интернет – ресурсы |
Не всегда проявляют терпение и выносливость к профессиональным требованиям |
Эффективно работают с интерактивной доской
|
Низкий уровень личной ответственности |
Поэтому необходимо при подготовке кадров в педагогических вузах обратить особое внимание на то, чтобы будущий педагог был компетентным в своем деле, квалифицированным и мог бы применить свои знания на практике, на деле. В работе часто встречаются следующие недостатки:
- неумение строить отношения с учениками;
- проявление невнимания к детям, к их активности и заинтересованности, что зачастую ведет к снижению успеваемости;
- однообразная структура урока;
- формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся
-отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Во избежание таких недостатков, необходимо в стенах учебного заведения, где готовят будущих учителей, сформировать ряд компетентностей в научной, инновационной и воспитательной работе .
Будущие педагоги, еще до поступления на работу, обязаны на курсах подготовки освоить следующие компетентности:
- учебно – познавательная компетенция–компетентность ,обеспечивающая исследовательскую и познавательную деятельность студентов ;
коммуникативная компетенция – практическое владение приемами эффективного общения, научить работать в разных социальных группах;
-информационно – технологическая компетенция;
- общепедагогическая компетенция - теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности;
-культурно – познавательная компетенция – знать основы общешкольных дисциплин;
социальная компетенция – знать теоретические основы будущей специальности, процессы в обществе;
- Личностная компетенция - научить будущих педагогов анализировать происходящие измененияв различных научных отраслях, давать им оценку, самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием, принимать адекватные решения.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Должна быть подготовлена новая парадигма подготовки педагогических кадров. Необходимо вводить творческий экзамен для поступающих в педвуз, подготовить научно –теоретическую базу. В будущем целенаправленная подготовка будущих учителей в специальных учебных заведениях должна стать гарантией качественных знаний и достойного воспитания.