Инновационная модель образовательного менеджмента, ориентированная на качество и результаты.

Дата: 2014-10-28 05:53:04

        Всемирная глобализация, развитие информационных технологий повышают требования к системе образования. Глава государства Н. Назарбаевв Государственной  Программе развития образования РК особо отметил, что для повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования, тем самым обеспечивая устойчивый рост экономики нашей республики.  

          Эффективность управления в сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательных организаций для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях мобильности. Основными направлениями развития школьного менеджмента являются адаптация школы к происходящим изменениям в стране и обществе, активное внедрение в практику работы учителей информационных технологий. Важно формирование нового менталитета у учителей в трудовой деятельности.

         Основной целью в области менеджмента образования является формирование государственно-общественной системы управления образованием. Среди основных задач в этой области были выделены следующие:

·        директор школы должен поставить единую цель перед коллективом;

·        создать условия для плодотворной работы каждого учителя с учетом их индивидуальных особенностей и развития педагогического мастерства.

Миссия управления:

·        внедрение инновационных технологий взамен традиционных;

·        переход на новый режим работы;

·        создание материально – технической базы, морально – психологических, учебно – методических условий для творческой работы педагогических кадров.

Основные критерии управления образовательного учреждения:

·        научность;

·        системность;

·        личная ответственность;

·        гуманность;

·        сплоченность;

·        уважение личности.

         Мы работаем по новой модели. которая нацелена на результат, обучение в течение всей жизни.

         КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 15 города Балхаш» построена в рамках программы Президента Республики Казахстан «100 школ, 100 больниц». Школа была открыта 12 декабря 2008 года, в преддверии праздника Дня Независимости Республики Казахстан. Свою работу новая школа начала с 9 января 2009 года, по естественно – математическому направлению с 32 класс – комплектами: 15 – начальных классов, 17 классов среднего и старшего звена. Количество детей  составило 777 учеников, в предшкольных классах  -75 детей, с 1 – 4 классы – 364 ученика, в 5 – 9 классах – 381 , в 10 классе 32 ученика.  В 2013 – 14 уч. г. контингент учащихся составил 1050 детей и 42 класс – комплекта. Школа оснащена материально – технической базой, которая соответствует современным стандартам и ежегодно пополняется.

         Качественный состав учителей выглядел так: 52 учителя, высшая категория -8, первая – 10, вторая – 16; с высшим образованием 45, среднее профессиональное образование – 8, молодых специалистов – 9, качественный состав преподавателей – 34 %. А в  2013 – 14уч. г. количество учителей возросло до 87, качественный состав – 42%.

         Главные задачи современной школы:

 - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

- создание творческой среды для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности.

- воспитание новых учителей, открытых ко всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития школьников, с новым критическим мышлением, непрерывно работающих  над повышением своего мастерства. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

- формирование центра взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

- от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

- от отрицательных мотивов избегания неприятностей  к комплексной положительной мотивации успеха.

- от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

- от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

- от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

- от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

- от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

          В 2013 – 14 уч. г. качество знаний составило 58 %.

         Следовало учесть 3 фактора при открытии новой школы:

дети и преподаватели из разных школ города, необходимость формирования сплоченного коллектива, освоение огромной площади школы. Все это требовало профессиональных, деловых качеств от руководителя, которые были успешно решены под руководством директора школы.

           Реализации Государственной Программы развития образования 2011 – 2020 гг. содействовала программа  развития образовательного учреждения:

- «Стратегическая программа развития образовательного учреждения на 2009-14 гг. (Педсовет № 2, 28. 02.09);

- Авторская программа  «Зеленая школа»;

- «Ресурсный центр как механизм внедрения профильного обучения»;

- проект «Обучение без границ» Казахстан – Канада;

- Модель «Самрук» , программа патриотического воспитания;

- электронная школа «Білімал»;

-электронная библиотека «Библиотечное дело»;

мини-центр «Таншуак», «Этнокультура и полиязычие через народную педагогику»;

- «Школа духовно – гуманной педагогики».

         Инновационный проект «Ресурсный центр как механизм внедрения профильного обучения» нацелен на реализацию профильного обучения и предпрофильной подготовки, на повышение качества знаний, социализацию личности.

         Итогом внедрения этой программы стало формирование среды для самостоятельного поиска знаний, развитие вариативной части программы, подготовка нормативно – правовых документов, обеспечение УМК, создание единой образовательной системы,  углубленное изучение предметов естественно – математического направления (гомогенные группы, проект «Зеленая школа», «Математика без границ», «Гүлстан», летние оздоровительные лагеря «Тау – туран», «Маралсай»).

         Сформированы новые приоритеты дошкольного образования. Сегодня в мини – центре воспитываются  85 детей, в предшкольной группе – 125. Так как нашим социальным партнером является Республиканский научно – познавательный журнал «Гүлстан», мы применяем в работе УМК, а названия групп мини – центра соответствуют названиям цветов. Результатом этой работы стало то. что мини – центр «Таншуак» является одним из  лучших в городе, области и республике. За плодотворную работу мини – центр награжден Благодарственным письмом.

          Развитие современного общества требует новых педагогических идей, нового мышления, воспитания всесторонне развитой личности. В  этой связи в школе ведут работу «Школа лидеров», новая модель воспитания национальной школы программа «Самрук». В школе на каждом этаже созданы тематические залы в соответствии с новыми требованиями: «Государственные символы РК», «Зал Первого Президента РК» «Зал Лидеров», «Зал боевой славы», «Правила Дорожного движения», «Зал исторических деятелей», «Национальное достояние», «Зал Независимости», «Зимний сад» и т. д.

         По итогам областного семинара «Школа национального духовного развития» наша школа вошла в сборник «Национальная школа – центр духовного развития». При поддержке коллег, которые одобрили мою идею создания школы. дающей не только знания, но и формирующей личность с активной гражданской позицией, которая и составит  будущую интеллектуальную нация. Поэтому одним из главных принципов нашего коллектива является не только поиск и выявление  талантов, но и его познание.

         Стало традицией награждение лучших из лучших в номинациях «Учитель года», « Ученик года», «Самый классный классный», «Лучший учебный кабинет», Лучший спортсмен» и др., а за отличную учебу и примерное поведение  выделялась ежегодная денежная премия.

         Основными приоритетами среднего образования являются:

- Внедрение информационных технологий

-Обеспечение качественным образованием

-Обеспечение кадрами

-Обеспечение материально – технической базы

-Здоровьесберегающий компонент

 -Создание условий для профессионального роста педагогов

-Инклюзивное образование

- Управление качеством образования

-Результаты внутреннего и внешнего контроля

-Осуществление международного сотрудничества.

         Работа по повышению педагогического мастерства

В образовательном процессе укрепилось понятие непрерывного профессионального развития педагогов и усиливается роль повышения квалификации учителей. Так, в инновационном международном проекте «Обучение без границ» (Казахстан – Канада) приняло участие  50 учителей, из них 21 – закончили 3-х годичный курс и получили сертификаты международного образца, 7 педагогов –тьюторов, 7 – получили статус «коуч». Благодаря проекту в 2012 году 27 марта учитель русского языка и литературы высшей категории Сатенова Ш. Ш. выступила с докладом в международной научной конференции в Пекине «Актуальные проблемы полиязычия в среднем образовании». Учитель французского языка Жунус Н. Г. выиграла образовательный грант и прошла обучение во Франции при содействии посольства РК.

         Ключевой фигурой современной школы является учитель. При переходе на 12 – летнее образование учитель принимает новый статус  - педагог новой формации. Педагог 12-летней школы обязан обла­дать высоким уровнем сформированного ряда компетентностей:

         Специальная компетентность - способ­ность заниматься собственно профессио­нальной деятельностью на достаточно вы­соком уровне и проектировать свое дальней­шее профессиональное развитие;

          Социальная компетентность - способ­ность заниматься совместной (коллектив­ной, групповой) профессиональной деятель­ностью, сотрудничать и использовать при­нятые в профессии управленца приемы про­фессионального общения;

          Образовательная компетентность - ин­терес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образо­вательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образова­тельной деятельности, способность приме­нять основы педагогической и социальной.

         Важнейшей целью государственной кад­ровой политики является создание интеллек­туального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы соци­ально-экономического развития страны. Наши учителя принимают активное участие в научно – практических конференциях, проектах, семинарах, повышают свою квалификацию, тренингах, конкурсах. 378 учителей неоднократно обменивались опытом на страницах СМИ. Сравнительный анализ за 5 лет выглядит таким образом: 2009 -10 уч. г. – 12 учителей, 2010 -11г. – 75, 2011 -12г. -92, 2012-13г. -105, 2013 -14 г. – 94. Налицо динамика роста активности учителей.

         Программу INTELосвоили 26 учителей, что помогло им выявить одаренных детей, вызвать интерес к научным проектам.

         За последние 5 лет курсы повышения квалификации прошли 63 учителя, проблемные курсы – 33, новые технологии -17, самопознание – 20, уровневые курсы -10.

         10 показателей успешности школы:

1. Климат школы

2. Взаимоотношение

3. Климат класса

4. Уметь учиться

5. Уметь обучаться

6. Рациональное использование ресурсов

7. Организация и взаимодействие

8. Равноправие и справедливость

9. Добиваться успеха

10. Семья и школа.

Треугольник достижений. Австралия , 2008год

 

         Для успешности школы необходимо учитывать 3 фактора:

1. Администрация школы

2. Системность

3. Углубленная педагогика

         Определены роли и миссия современного руководителя:

- Руководить учебным процессом и обучением.

- Уметь планировать и прогнозировать

- Усовершенствовать инновационный процесс и  руководить им

- Консолидировать родителей

- Усовершенствовать работу с коллегами.

    «Мы ставим задачу в будущем войти в число 30 самых развитых стран мира. Мы также планируем реализовать программу индустриально-инновационного развития. Выполнение этих задач тесно связано с образованием, наукой и подготовкой кадров», - сказал Президент Казахстана.Мәңгілік ел» – мотивация к модернизации образования и науки Казахстана».

    Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что развитие Казахстана в ХХІ веке будет напрямую связано с повышением уровня образования.