«Новые подходы управления внутришкольного конроля» «Функции лидерства улучшающие результаты обучения»

Дата: 2014-06-06 03:42:41

«Новые подходы управления внутришкольного конроля»

«Функции лидерства улучшающие результаты обучения»

Трансформационные изменения, происходящие в современных мировых образовательных системах, детерминировали необходимость переосмысления и пересмотра концептуальных основ профессионального развития не только учителей, но и руководиетелей организаций образования.

Ключевыми в условиях быстро меняющегося мира стали вопросы создания высокоэффективных организаций образования, «в уоторых учителя, и руководители школ работают как партнеры, имеют соответствующие полном ( Шлэйхер, ОЭСР, 2011).

В Республике Казахстан на основе изучения и анализа лучшей мировой практики в 2011 году Центром педагогического мастертва (далее ЦПМ) совместно с Факультетом образования Кембриджского университетаразработана и внедряется уровневая Программа повышения квалификации педагогических работников, благодаря которой учителя обогатили свой арсенал эффективными стратегиями обучения, возможностью комбинировать различные педагогические подходы и т.д.

В то же время в целях более результативного внедрения инноваций, вовлечения в процесс изменений руководителей школ, формирования школьных лидеров и команд разработана Программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан ( далее – Программа), предусматривающая рассмотрение вопросов, касающихся сущности лидерства, его типологии , модели современного руководителя, школной культуры,планирования развития школы, профессионального развития и личностно-профессионального благополучия, создания профессионального сообщества.

Данная программа была разработана с учетом результатов проведенного ЦПМ анкетирования руководителей общеобразовательных организаций с целью установления их готовности к своему профессиональному развитию в контексте модернизации системы повышения квалификации руководителей организаций общего среднего образования Республики Казахстан.

Настоящая Программа включает в себя три направления, в рамках которого строится модель повышения квалификации руководителя организации образования:

1.     Саморазвитие директора и педагогического коллектива;

2.     Развитие школы

3.     Социальное и профессиональное партнерство.

Таким образом, предлагаемая программа охватывает комплекс мер, направленных на овладение руководителями широким спектром знаний  и практических навыков, адекватных современным представлениям об успешности организации образования, а также концентрации внимания по управлению изменениями.

Цели и задачи программы

Программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан в 2013-2016 гг. (далее – Программа) призвана обеспечить модернизацию сферы общего среднего образования в контексте реализации Государтвенной программы развития обрзования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.

 

Цель программы

Профессиональное развитие руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан на основе лучших мировых педагогических подходов и образовательной практики.

Задачи Программы

·        Развить понимание роли и миссии современного руководителя, личного и профессионального самосовершенствования, поддержки профессионального развития учителей;

·        Сформировать у директоров ключевые компетенции в области лидерства и управления, стратегического планирования, менеджмента  и прогнозирования;

·        Научить директоров навыкам, методам, формам и подходам по улучшению собственной деятельности и деятельности учителей и учащихся;

·        Сформировать практические навыки по установлению профессионального и социального партнерства, совместной работы с родителями и обществом  в целом, созданию сетевого сообщества.

Улучшение преподавания

Улучшение учения учеников

1.Руководствопреподаванием и учением 

Самостоятельная работа и работа в команде

Знание о внешних движущих факторах

Школьно

Лидерство

4.Взаимодейтвие в рамках сети школ и общества в целом

2.Саморазвитие и развитие других через профессиональное развитие

3.Руководство усовершенствованием, инновациями и поддержка изменений

Фокус будущего    

Осмысленный мониторинг и эвалюация

Стратегическое и распределенное лидерство

Профессиональные обучающиеся сообщества

 ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИ  Й РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В ответ на стремительно происходящие глобальные изменения во всем мире страны пересматирвают свои образовательные системы. В настоящее время для директоров школ и учителей ключевыми являются вопросы, во-первых, «Какие знания учащимся необходимо усвоить в 21 веке?» и, во-вторых, «Как учителя подготовят учащихся к жизни в 21 веке?»

Мнения сходятся на том, что учащимся необходимы и знания , и навыки. Недостаточно только обладать знаниями, потому что основной акцент в подходе 21 века ставится на то, каким образом учащиеся смогут воспользоваться имеющимися у них знаниями, а не то, каким объемом знаний они обладают.

Навыки, требующиеся учащимся 21 века, не являются новыми. Например, критическое мышление и решение проблем были элементами, влияющими  на прогресс человеческого общества на протяжении всей истории, начиная с разработки первых орудий и заканчивая развитием сельского хозяйства, изобретением вакцин и исследованием суши и моря. Другие навыки, такие, как необходимость овладения различными видами знаний , варьируются от фактов до комплексного анализа и тоже давно известны. Так , в работе Платона «Государство» («TheRepublic»)  можно обнаружить идею многоаспектного развития интеллекта в контексте разработанной им четырехуровневой классификации знаний.

Но что действительно новое, так это степень,  в которой непрерывные изменения в мире означают, что общественный и индивидуальный успех зависят от овладения знаниями и навыками. Следовательно, образование для 21 века должно включать более полное обучение критическому мышлению, умению работать в сотрудничеству и решать проблемы. Чтобы произошли такие изменения, требуется активное участие директоров, а также более компетентные и эффективно работающие учителя в классах.

 

Доказательства Ключевой Роли Школьного Лидерства

Лейтвуд, Харрис и Хопкинс (2008) выполнили обширный международный анализ исследований о том, что мы знаем о школьном лидерстве и пришли к определенным выводам об успешном школьном лидерстве.

Ниже приведены эти выводы:

1.     Школьное лидерство в своем влиянии на обучение детей уступает только преподаванию в классе.

2.     Почти все успешные лидеры использовали один и тот же набор основных лидерских качеств.

3.     Способы, которыми лидеры применяют эти основные лидерские  качества, демонстрируют восприятие условий, в которых они работают .

4.     Директора улучшают преподавание  и учение косвенным и наиболее действенным способом, влияя на мотивацию сотрудников, приверженность работе и условия труда.

5.     Школьное лидерство оказывает более сильное влияние на школы и учащихся, когда оно широко распределено.

6.     Незначительная часть личных качеств объясняет большое количество различных типов лидерства.

 

 

Ключевые вопросы  о школьном лидерстве

Если директора являются ключевыми лидерами по управлению изменениями во всей школе, важно, чтобы и программа ЦПМ также включала в себя компонент лидерства. Необходимо начать с определения контекстуальных факторов, имеющих отношение к школам Казахстана. Модель Бурка-Литвина (1992) обеспечивает необходимую структуру для формулировки ключевых вопросов о контексте казахстанских школ, которые директора, вероятно, захотят использовать, прежде чем приступить к процессу изменений. Рисунок 3 обобщает  основные факторы, связанные со школой. Хотя это универсальная модель, которая берет начало в сфере организационной науки, ее можно использовать в целях разработки вопросов для школ как об организациях, которые способствуют и развивают обучение детей.

1.     Внешние условия

Каковы основные причины необходимости изменить преподавание и учение в 21 веке?

Каковы ключевые внешние факторы, способствующие внедрению изменений в Казахстане?

 

2.     Миссия и стратегия

Каковы общие ценности казахстанских школ? Могут ли они быть четко сформулированы при определении моральной цели?

Как школы внедрят изменения, придерживаясь этих общепринятых ценностей?

Как будут достигнуты цели развития при сохранении моральной цели?

 

3.     Лидерство

Как казахстанские директора школ ведут себя по отношению к коллегам и как эти нормы поведения воспринимаются организацией в целом? Верят ли сотрудники школ, что лидерство ставит своей целью проведение преобразований?

 

4.     Организационная культура

Как организованы казахстанские школы? Как казахстанские школы выполняют свою работу? Какие убеждения, нормы поведения, ценности и традиции преобладают в школе?

 

5.     Структура

Как директора могут проследить за тем, что внесенные изменения улучшают отношения, обязанности и способы работы? Как директора будут контролировать влияние структурных изменений и смогут убедиться, что учителя понимают необходимость изменений и что эти преобразования значат для них?

 

6.     Рабочая атмосфера

Знает ли директор, как школа воспринимается внешними организациями? Что родители, общество, коллеги и ученики думают о школе? Благоприятны ли рабочие условия? Как изменения повлияют на существующие рабочие условия? Как это можно регулировать?

 

7.     Требования к задаче и индивидуальным навыкам/ способностям

Владеет ли педагогический коллектив необходимыми знаниями, пониманием и навыками для введения изменений в педагогическую деятельность?

 

8.     Индивидуальные потребности и ценности

Как директора будут поддерживать и развивать всех членов команды? 

 

9.     Мотивация сотрудников

Если мотивация сотрудников крайне важна для проведения эффективных преобразований, как директора обеспечат высокую мотивация персонала для внедрения изменений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние условия

-    Реакция на изменения

Лидерство

-    Приверженность ;

-    Ценности лидерства;

Миссия и стратегия

Миссия- цели

Стратегия

Культура

-          Честность ;

-          Творчество ;

-          Общение;

Практики управления 

-   Руководители отстаивают на то, во что они верят;

-   Привлекают людей к ответсвенности;

-   Вовлекают других;

-   Последовательны к принятии решений ;

Структура

 - межведомственное сотрудничество

- принятие решений по принципу сверху-вниз и снизу-вверх   

Системы степень информационности

-     Осведомлены о работе

 

Средства

-     Методы обеспечения информацией

 

Информация

-     Для выполнения работы

Климат

Рабочие группы

-     Прояления доверия и уважения

-     Призвание за хорошую работу

-     Обзор методов работы 

-     Принятие решений на основе фактов  

Мотивация

-     Сотрудники мотивированы/ активны

-     Поощрение/компенсации для привлечения/удержания лучших работников

 

Индивидуальные потребности/ ценности

-     Командная работа

-     Интересная работа

-     Гарантия работы

-     Люди чувствуют, что их ценят  

Требования к задаче и индивидуальным навыкам

-     Использование навыков

-     Работа по стимулированию

-     Обеспечение необходимыми людьми  

Индивидуальная и организационная эффективность работы

-   Гордость за работу в организации

-   Вовлечение служащих в работу

-   Открытый конроль и учет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                            

 

Рисунок 3. Модель организационных изменений Бурка-Литвина

 

 

 

 

Требование Лидерства Директоров

Программа ЦПМ требует, чтобы директора как руководили, так и контролировали развитие в школе. Мы определяем существования в школе лидерства в целях развития единого мнения, вдохновения и создания приверженности к работе и принимая риск и инновации. Управление (менеджмент) определяется в целях развития системы, которая уменьшает уровень неопределенности, уменьшающее различия и улучшающее последовательность и возможность прогнозирования. Рисунок 4  демонстрирует структуру настоящей программы, которая основана на предпосылках о существовании трех ключевых лидерских требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Личные качества лидеров и социальные навыки общения

Профессиональное обучение в рамках всей школы 

Распределяйте лидерство. Разработайте и спланируйте план развития и эвалюации преподавания и учения

Наращивание потенциала

 

 

 

 

 

 

Поделитесь полученными данными с родителями и с широкой общественностью

Обучение и результаты 

Рапространяйте лидерство. Разработайте и внедрите план развития школы с применением процессов коучинга и наставничества для улучшения преподавания и учения 21 века

Как внедрять изменения?

Процессы и организации 

Поддерживайте учителей в развитии преподавания и учения  

Что изменять?

Осуществляйте мониторинг и эвалюацию результатов преподавании и учения

Осуществляйте мониторинг и эвалюацию изменений в преподаваний и учении

Ценности и культура 

Почему нужны изменения ?

 

Общие ценности Общая цель: улучшение преподавания, чтобы дети смогли стать учащимися 21 века

Уровневые программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан  

Поделитесь полученными сведениями и сотрудничайте с другими школами

1.      Видение развития, Миссия и Цели  

Стратегии и изменения  

Способы действия и средства  

Измерения

Обратная связь и критический анализ  

 

2.      Знание и Понимание Лидерства

 

Рисунок 4.Лидерские требования Центра педагогического мастерства и как директора реализует преобразования

 

А.Видение и ценности. Почему нужны изменения?

Лидерство – это интерактивный процесс, в котором школьные директора ведут за собой, обеспечивая успех и высокие достижения всех учащихся, руководя разработкой и внедрением единого ведения процесса обучения, сильной организационной миссией и больших надежд на высокую успеваемость учеников. Сущность лидерства – это не индивидуальная  социальная движущая сила, но отношения между направлениями и движениями. В то время, как взаимодействие существенно  важно для таких отношений, определяющим вкладом в организацию является появление общего направления (Leithwood and Daу , 2007).

Успешное лидерство создает непреодолимое ощущение цели в организации,  развивая единое видение будущего, помогая добиться консенсуса в отношении значимых краткосрочных целей и демонстрируя большие ожидания от работы сотрудников (Leithwood  etal, 2008).

Директора школ мотивируют учителей не только в соответствии с целью и задачами, установленные администраторами согласно направлению политики в образовании, но также индивидуализирует организационные цели и строят доверительные отношения с учителями. Во всех странах в данное время приходит осознание важности процесса руководства директора через собственное понимание; создание предпосылок и условий; создание связи для принятия решений; поддержка непрерывной взаимосвязи с учителями; и использование новых и целесообразных социальных технологий для развития, к примеру, виртуальных и реальных команд и сетевых сообществ, ежегодных планов развития и данных, необходимых для принятия решений.

В заключение

·        Директора руководят развитием видения школы. Они заинтересованы в обучении и развитии молодых людей и взрослых, руководствуясь принципами справедливости, этичной практики и непрерывного образования.

·        Директора понимают, руководят, выступают в роли посредника и служат насущным интересам общества. Это находит отклик через стратегическое видение, школьную культуру, традиции и положительные идеалы, которые они стремятся продвигать в школе. Они устанавливают высокие стандарты и способствуют воспитанию уважения среди всех членов школьного сообщества.

·        С помощью своей собственной профессиональной практики директора подают пример «обучения в течение всей жизни» и активно поощряют это в своем взаимодействии с учащимися, сотрудниками, семьями и более широкой общественностью.

·        Директора вдохновляют и мотивируют учащихся, педагогический коллектив и школьное сообщество и его партнеров и устанавливают высокие стандарты для каждого учащегося, включая учеников, сотрудников и себя.

·        Директора ведут себя искренне, основываясь на моральной цели. Они моделируют ценности и этические концепции в отношении своей практики, деятельности школы и организации.