Педсовет «Как помочь обучающимся в выборе профессии ?»

Дата: 2019-04-03 14:51:00
Педсовет «Как помочь    обучающимся в выборе профессии ?»

Педсовет

«Как помочь    обучающимся в выборе профессии ?»

 

Почему так важно не ошибиться в выборе профессии?

Звучит песня на стихи Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя» в исполнении Сергея Никитина.

В песне известного современного поэта Ю. Левитанского прозвучала главная тема нашего сегодняшнего педагогического совета — тема выбора. Сколько существует на земле человек, столько он стоит перед выбором.

И один из главных выборов, который он делает, кем быть и каким быть.

От ответа на вопрос «Кем быть?», который человек должен дать уже в школе, зависит благополучие всей его дальнейшей жизни. Давайте поразмышляем, почему так важно не ошибиться в выборе профессии. Подумайте, сколько времени вы проводите на работе? А если эта работа вам не в радость? В радость ли будет вся жизнь?

 

А вот данные неумолимой статистики:

  • около 50% неудовлетворенности жизнью связано с профессиональной деятельностью человека;
  • 42% опрошенных в Казахстане осваивают или выбирают профессию только потому, что она достаточно высоко оплачивается;
  • 44% людей утверждают, что при достаточном выигрыше в лотерею без сожаления оставили бы свою нынешнюю работу;
  • столько же (44%) заявили, что не ушли бы с работы даже при достатке денег, то есть работают для реализации, радости, удовольствия. Это и есть те счастливые люди, для которых работа, а значит, и жизнь — в радость!

О том, насколько важно выбрать профессию, говорили и говорят многие мыслители, ученые:

  • Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
  • Конфуций:«Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать».
  • К. Д. Ушинский:«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
  • Е. А. Климов:«Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье».

Таким образом, именно в работе человек реализует свой потенциал, именно в профессии он самореализуется, а без этого человек не может быть счастливым, довольным, здоровым и спокойным.

Что же происходит, если человек работает ради денег, без учета своих природных качеств? Психологи утверждают: хроническое недовольство собой, раздражение по поводу нелюбимой работы приводит к различным болезням, травмам и другим неприятностям.

Поэтому можно сделать первый вывод: выбор профессии — это важнейший шаг для каждого, ведь он определяет дальнейшую судьбу!

Сегодня на заседании педагогического совета мы сделаем попытку разобраться, как помочь нашим ученикам выбрать профессию, которая сделала бы их жизнь наполненной смыслом, счастливой и радостной, приносила бы не только удовлетворение результатами труда, но и (это не менее важно) обеспечивала финансовое благополучие.

А я на своем месте? Я не ошибся в выборе профессии?

Каждый из нас уже давно решил, чем для него является профессия учителя.

              Сегодня мы и начнем разговор о том, что представляет собой профориентация  в школе. Каковы ее цели, задачи, составляющие? В каком возрасте и как вести профориентацию? Какие методы профориентации более эффективны? Что представляет собой современный рынок труда? Как учитывать состояние рынка труда при проведении профориентации?

У каждого взрослого человека есть своя история прихода к выбору профессии. Анализ жизненных ситуаций, данные статистики дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению. Вот только некоторые цифры, которые позволяют задуматься:

  • 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми;
  • 50% людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них у половины выбор был обусловлен решением родителей (большинство из них не испытывает по этому поводу благодарности). Многие не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор вуза и факультета был обусловлен лишь подходящим набором баллов для поступления;
  • только 20% людей работают по той профессии, к которой готовились в юности;
  • 20% людей вообще не сформировали понимание своего предназначения.

Это данные опроса взрослого населения. А вот данные школьников:

  • 58,2% старшеклассников за четыре месяца до окончания школы еще не делают свой выбор профессии, точно не знают, где будут учиться и работать после окончания школы;
  • 50%, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;
  • 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе[1];
  • 45% студентов плохо представляют сущность выбранной профессии;
  • около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию уже после первого года работы.

Этих фактов вполне достаточно, чтобы убедить вас в том, что помощь школьнику в выборе будущей профессии крайне необходима.

А каковы же интересы и кем хотят быть наши старшеклассники об этом расскажет психолог школы Мухитова Е.Ю.

Ситуация осложняется тем, что в наше время ученикам очень непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, из-за нестабильности экономической ситуации, из-за незнания профессий, имеющих перспективу в будущем. Надо иметь в виду, что ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» лишь 10−15 лет, а затем либо исчезают, либо претерпевают кардинальные изменения.

А еще сегодня молодежь в большинстве своем видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа, популярности в обществе и зарплаты (дохода). Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая его несчастным, потому что он тратит жизнь на работу, которую не любит. Ученые, занимающиеся проблемами профессионального выбора школьников, определили основные ошибки, которые делают выпускники школ при выборе профессии:

  • выбор работы или образовательной организации «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;
  • поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью отложить начало взрослой жизни или избежать призыва в армию;
  • концентрация всех усилий на выборе вуза, а не на специальности, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное — поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;

                       ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности;

  • ориентация на моду, приводящая к выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специальностей[2].

И еще одна ошибка в выборе профессии, которая касается прежде всего родителей, — навязывание своего мнения, выбор профессии за ребенка, без учета его мнения.

А вот как чаще всего выбирают профессию наши дети или за них их родители.

Демонстрируются видеофрагменты «Выбор профессии» (журнал «Ералаш») и «Кем быть?» (журнал «Фитиль»).

   Если проанализировать о выборе профессии наших выпускников, то многие, закончив учебные заведения, не работают по специальности, а ведь было затрачено время, денежные ресурсы,  а причина, потому что не могут найти работу, или работа становится не по душе . (примеры)

Все, о чем мы уже сказали, должно было привести вас к однозначному выводу: подросткам нужна серьезная квалифицированная помощь в выборе профессии. И эту помощь должна оказать школа.

Как мы уже говорили, одна из главных задач профориентации — помощь ученику в выборе не просто профессии, а именно той, которая бы соответствовала его способностям, склонностям, желаниям, была бы востребована на рынке труда и обеспечивала бы его финансовое благополучие. Таким образом, в ходе профориентации очень важно дать ответы на важнейшие вопросы:

  • На какие профессии ориентировать ученика с учетом перспективы развития экономики и рынка труда?
  • Какие профессии окажутся востребованными в ближайшие 10−20 лет?
  • Какую специальность надо получить, чтобы диплом не оказался ненужной бумажкой?

Вашему внимаю видеоролик, какие же профессии самые востребованные в нашем Казахстане

 

Министерство труда  в начале назвало самые востребованные в ближайшем будущем профессии:

  • мехатроник — специалист, который должен знать все об автомобилестроении, о принципах работы в промышленности, то есть он должен обладать знаниями на стыке механических и электронных устройств;
  • специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист), работа которого связана со сварочным производством и сварочными швами;
  • специалисты в сфере мобильной робототехники;
  • программисты, разработчики мультимедийных приложений, технические писатели и сборщики электронных систем;
  • парикмахеры, повара-кондитеры и другие профессии, связанные со сферой питания и обслуживанием;
  • специалисты в сфере телекоммуникаций.

По мнению  специалистов лет через пять на рынке труда образуется настоящий провал по узкоспециальным техническим и массовым профессиям: днем с огнем нельзя будет найти, к примеру, сварщиков, специалистов по обработке металлов, слесарей, токарей и т. д., — все то, что сегодня считается немодным и непрестижным.  Наш Президент делает упор на рабочие профессии: сварщики, электрики, строители, каменщики и др

В Послании народу страны «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Нурсултан Назарбаев подчеркнул особую роль системы технического ипрофессионального образования в вопросе обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами.

 

"Ключевой вопрос – войти в число 30 развитых стран. Вот, что в 30 развитых странах, как люди живут? И каковы они, такими и мы должны становиться. А это через знания, через образование, через труд повседневный. То есть, сегодня идет цифровизация, роботизация. В ближайшее время 500 профессий исчезнут, их уже не будет. Значит, то, что мы знали, то, что мы умели - станет ненужным. Мы учились работать на металлургических заводах, на крупных предприятиях. А все переходит в сервисы. Смотрите, сколько сейчас банков, которых не было. Сколько ресторанов, магазинов. Там же люди работают и зарабатывают неплохо. Поэтому человек должен адаптироваться к современной экономике, к современной жизни и готовиться, прежде всего, иметь действующее соответствующее образование", – отметил Нурсултан Назарбаев.

Кроме того, он подчеркнул, что нужно приобретать и изучать новые профессии, которые приходят нам в рамках цифровизации и развития.  Согласно прогнозам к 2020 году мировой рынок труда будет дополнительно нуждаться в 40 миллионах работников с высшим образованием."Особым дефицитом уже сейчас пользуются инженеры, врачи, химики, биологи и другие представители точных или естественных профессий", - подчеркнул президент.

 

И у нас в  Балхаше уже 3 год  каждый колледж  на каникулах проводят профпробы, то есть учащиеся 9 классов могут  не только узнать про профессии, но и попробовать себя в той или иной деятельности, то есть им показывают приемы работы, дают возможность попробовать самим.  Каждый ученик увидев  и узнав , что представляет та или иная профессия  в каждом колледже могут  сделать выбор. Но нам очень тяжело наших учащихся собрать для того, чтобы повезти в город на профпробы.   Они отговариваются тем, что в тот  колледж они поступать не будут. Надо убедить , что профпробы для того, чтобы увидели все профессии и попробовали свои силы в той или иной деятельности, чтобы  иметь представления о профессиях.  Классным руководителям  необходимо убеждать, что  получив рабочую профессию наших колледжей, школьники  всегда могут найти работу, это и электрики, сварщики, слесари, строители, программисты, металлурги и т.д.  Как уже говорилось, что человек может  иметь ни одну, а несколько профессий, ведь каждая профессия может приносить доход.

  Большую роль в выборе профессий играет классный руководитель, который должен  проводить работу системно, постоянно.

Учитывая возрастные и психофизические особенности обучающихся можно выделить следующие этапы работы классного руководителя по профориентации:

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- профессиональное просвещение;

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация и др.

Профессиональное просвещение

Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии.

Профессиональная диагностика

Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика. Необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию.

 В этом направлении к нам приходит на помощь школьный психолог, которые может провести диагностику и  дать рекомендации.

Профессиональная консультация

Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них. Важно не просто диагностировать имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявить уровень готовности учащегося к выбираемой им профессии, а также стимулировать его к самовоспитанию и саморазвитию.

1 этап – 1-4 классы, когда происходит формирование представлений о мире профессий, формирование у детей ценностного отношения к труду, осознание его роли в жизни человека; Дети  должны знакомятся с  миром  профессий и с профессиями своих родителей. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Классные руководители учат детей осваивать навыки труда на уроках трудового обучения, при проведении работ на пришкольном участке, приобщают ребят к уборке территории.

   Младшие школьники– увлекательные рассказы об интересующих их профессиях, о работе родителей. Сюжетно-ролевые игры, творческие пробы

2 этап – 5-7 классы,когда у обучающихся происходит формирование собственного «Я» через приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, а также соотношение своих индивидуальных возможностей и способностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. На классных часах с учащимися проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирование, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его.Уметь: ориентироваться в профессиях различных сфер (техника, искусство, медицина, сельское хозяйство, экономика, культура) и соотносить свой возможности и требования, предъявляемые к профессиональной деятельности.

3 этап – 8-9 классы,когда обучающиеся адекватно принимают решение о выборе профиля дальнейшего обучения; осуществляется формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам обучающихся. На данном этапе также проводится диагностика личностных качеств воспитанников, анализируются полученные результаты, профессиональной направленности.Знать:свои интересы, способности и ценностные ориентации;

Уметь:адекватно принимать решения о выборе профиля обучения, корректировать профессиональные планы, оценивать готовность к избранной профессиональной деятельности;

 

Исходя из этого, формы работы классного руководителя будут разными на каждом этапе.

Формы работы

  • Среднее звено – встречи с интересными людьми, ролевые игры, участие в конкурсах, олимпиадах практическая, общественно-значимая работа.
  • Выпускники – экскурсии, диагностика, консультации, активизирующие игры, защита проектов, тренинги, профессиональные пробы, информация о учебных заведениях
  • Не следует забывать и о таких формах проведения классного часа, как беседа, дискуссия, диспут на темы профориентационной направленности. Например, «В мире профессий» (5 класс), «Профессии нашей семьи» (6 класс), «Все профессии важны - все профессии нужны» (7 класс), «Мои жизненные планы» (8 класс), «Поговори со мною…», «Профессиональный рост или карьера», «Дороги, которые мы выбираем», «Кем быть? Каким быть?» (9 класс).

 

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Поэтому важно проводить работу и с Родителями, проводить тематические собранияСобрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

 

Родительские собрания, направленные на выбор профиля обучения:  «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка», «Роль семьи в профессиональном определении подростков», «Возможности у меня большие, но …», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как подготовить себя и подростка к выбору будущей профессии», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации», «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассников».

                Вы скажите, что в течение года много классных часов запланировано и по другим направлениям, что не будет возможности много уделять внимание профориентации учащихся,  но я думаю, что  в этом направлении нам может помочь учитель- предметник. Во- первых, связывать свой предмет с какой-либо профессией,  во-вторых, изучая профессии по программе,  так как  есть в учебной программе разделы по профориентации , например,  по русскому языку,  самопознании, познании мира, литературе. Так по русскому языку в 5  - 6 классе, есть раздел  «Профессия», где учащиеся изучают мир профессий, к какой области относится эта профессия, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии,  какие предметы  необходимо знать , которые помогут лучше узнать профессию и т.д.. На уроках самопознания есть разделы , в которых разбираются  темы: «Радость руда», «Труд облагораживает человека» и др.

   Каждая профессия строится на знаниях какого-либо предмета.  И важно, чтобы учитель прививал интерес к  какой либо профессии через свой предмет, говорил о важности своего предмета в какой-либо в области.

 

В процессе изучения школьниками основ наук происходит формирование у них интереса к различным областям знаний: физике, математике, химии, информатике, биологии и др. Одной из задач учителя является стимулирование обучающихся к более серьезному и глубокому изучению того или иного предмета. Для того, чтобы школьные уроки имели профориентационную направленность, нам, учителям-предметникам,  необходимо стремиться к тому, чтобы излагаемый профориентационный материал был непосредственно связан с программным, способствовал сознательному и прочному усвоению учебного материала, соответствовал современному уровню социального и научно-технического прогресса, отражал перспективы развития данной науки, был посильным в освоении.

Уже в процессе подготовки к уроку учитель должен на всех этапах подготовки предусматривать решение профориентационных задач.

Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

 Проводимые кружки в школе тоже должны быть связаны с профориентацией, нацелены на изучение профессий

Используя упомянутые формы работы с обучающимися и их родителями, применяя их в воспитательном процессе,  проводя все в системе, совместно, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании растущего поколения.

 

Решение педсовета:

  1. Заместителю директора по ВР усилить методическую работу по профориентационной деятельности, используя комплексные и нетрадиционные формы и методы, применяемые на уроках и в воспитательной работе.
  2. Классным руководителям: принять необходимые меры по повышению мотивации  школьников к труду, профориентационному просвещению,  проводить тематические классные часы с приглашением представителей различных профессий, экскурсии на предприятия города,  проводить работу по просвещению родителей для своевременного оказания ими помощи и поддержки в профессиональном самоопределении детей.
  3. Учителям-предметникам на своих уроках расширять кругозор детей в рамках выбора будущей профессии и ориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
  4. Педагогу-психологу оказывать старшеклассникам психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии.
  5. Социальному педагогу усилить профилактическую работу с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, по выработке у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.